Рядом с царевичем Федором


Драма, случившаяся в царской семье 19 ноября 1581 г., внесла кардинальные изменения в положение Годуновых. После смерти царевича Ивана наследником царского престола был объявлен Федор, его жена Ирина Годунова должна была стать царицей, все ее родственники - главной опорой трона.
С этого момента и Борис Годунов, и его дядя Дмитрий Иванович, и Григорий Васильевич постоянно находятся при будущем царе. Об этом свидетельствует роспись не- состоявшегося военного похода в мае 1583 г. Согласно ей, при Федоре должны быть следующие бояре: Дмитрий Иванович Годунов, Борис Федорович Годунов, окольничий Степан Васильевич Годунов, дворяне Григорий Васильевич Годунов и Андрей Петрович Клешнин. При себе царь оставил только боярина Ф.М. Трубецкого и оружничего Б.Я. Вельского, из Годуновых - Ивана Васильевича, которому следовало спать в головах у государя, охраняя его сон.
Следует отметить, что до самой смерти Ивана Грозного И.В. Годунов оставался на военной службе. Зимой 1582/83 г. он был отправлен на литовскую границу для размена пленных. С ним были посланы опытные дипломаты А.Ф. Нагой, М,А. Безнин и дьяки А. Демьян и С. Аврамов. На реке Иватице, около Смоленского рубежа, русские посланники встретились с польской стороной и обменяли польский дворян на русских, попавших в плен в ходе военной кампании С. Батория.

Привлекался к выполнению царских заданий и Степан Васильевич. Он, по-видимому, имел склонность к дипломатии. Поэтому когда в январе 1583 г. в Москву прибыл английский посол Джером Боус, то С.В. Годунов должен был участвовать во второй, самой почетной встрече. Однако Ф.М. Ласкирев попытался вступить с ним в местнический спор. Степан не стал соревноваться в знатности со столь малозаметным вельможей и выставил вместо себя шестиюрод- ного брата Андрея Никитича (внука Даниила Тверского). Даже он оказался пятью местами выше Ласкирева.
Степана Васильевича пригласили и на торжественный прием посла в Кремлевском дворце. Там он сидел на окольничем месте. По некоторым данным, именно С.В. Годунову вместе с Д.И. Годуновым царь повелел провести очень щекотливые переговоры с английским послом по поводу его нового брака с племянницей английской королевы Марией Гастингс. Это назначение говорило об особо доверительном отношении Ивана Грозного к названным вельможам.
Анализируя причины, по которым далеко не самый знатный род Годуновых оказался у царского трона, следует отметить следующее. Прежде всего представители этого рода были исключительно дружными и вступили в борьбу за «место под солнцем» тесными рядами. Все безоговорочно признали главенство Д.И. Годунова, хотя он был старшим только по возрасту. Общий успех во многом зависел от него, от его ума, ловкости, умения нравиться людям, в первую очередь - царю. Хотя все прекрасно знали о древности своего рода и славной службе предков, до поры до времени никто этого не афишировал, чтобы случайно не вызвать гнев неуравновешенного монарха.
И Дмитрий Иванович, и Борис начали службу с довольно низких должностей, не вызывающих ни у кого зависти и попыток местничать. Действительно, кто мог счесть перспективной службу при дворе хилого и ничего не значащего юрского брата Юрия? Но Дмитрий Иванович, владевший скудным родовым имением вместе с сиротами-племянника- ми, не погнушался и такой. Его услужливость, расторопность и хозяйственная хватка не остались без внимания. После смерти Юрия он оказался уже при царском дворе.

Даже должность постельничего была слишком низка для Дмитрия Ивановича, имевшего в роду и бояр, и видных полководцев. Но он об этом скромно молчал и с завидным рвением исполнял свои обязанности хранителя царского сна. Это позволило ему войти в ближний царский круг, пристроить на службу племянников и других родственников и существенно поправить материальное положение семьи.
С невеликой должности начал служить и Борис. Подавать царю платье, таскать узлы с грязным бельем, дежурить на Постельном крыльце для юного честолюбца было не самым приятным занятием. Но царь его заметил и вскоре сделал своим любимцем. Усилия дяди и племянника позволили другим представителям рода начать службу с почетных должностей рынд, воевод, голов. Правда, сделать карьеру столь быстро, как Дмитрий Иванович и Борис, им не удалось. Ведь те уже при царе Иване стали боярами, ни разу не участвуя в настоящих сражениях, не строя городов, крепостей, не ведя важных дипломатических переговоров, т. е. не делая ничего того, что играло бы важную роль в государственных делах. Их функция состояла в том, чтобы организовывать царский досуг, участвовать во всевозможных церемониях, парадных выездах, развлечениях. Царь видел в них лишь надежных и преданных слуг, образованных собеседников, возможно, даже советчиков в некоторых семейных делах, но не больше.
Поэтому самый важный жизненный опыт Бориса, как и его дяди, был связан лишь с жизнью двора, его интригами, происками, кознями. Реальные проблемы управления страной были от них довольно далеки.
В этом отношении опыт Степана Васильевича и Ивана Васильевича был несколько богаче. Каждому пришлось побывать на воеводстве, выполнять дипломатические поручения и непростые функции окольничих. И.В. Годунову, кроме того, пришлось участвовать в сражениях, водить полки, собирать на службу дворян и детей боярских. Опытным хозяйственником был и Григорий Васильевич, стоявший во главе малого двора царевича Федора и руководивший его воспитанием и образованием.
Однако все вместе Годуновы составили хорошую команду при готовящемся занять царский трон царевиче Федоре.


<< | >>
Источник: Морозова Л. Е.. Два царя: Федор и Борис: Канун Смутного времени. 2006

Еще по теме Рядом с царевичем Федором:

  1. ВОССТАВШИЙ ИЗ могилы «ЦАРЕВИЧ ДМИТРИЙ»
  2. МАЛЫШ И ТЕ, КТО С НИМ РЯДОМ
  3. H. Ф. Федоров 1
  4. Урок 9: люди власти всегда должны чувствовать, что ФБР рядом
  5. итоги ЦАРСТВОВАНИЯ ФЕДОРА
  6. ЖИТИЕ СВЯТОГО ФЕДОРА ТИРОНА200
  7. Иван Федоров (ок. 1510—1583)
  8. ЖИТИЕ СВЯТОГО ФЕДОРА ТИРОНА
  9. Нам необходимо, чтобы рядом был близкий, любимый человек. Для этого и существует брак
  10. Федоров и наше время