Послание Александра царя Македонскаго

  «Александр, царь царем и над цари бичь Божий, пре- звитяжный рыцарь, всего света обладатель и всех, иж под солнцем, грозный повелитель, к покорным же мне милосердый пощадитель, к непокорным же яростный меч, страх всего света, честнейший над честнейшими, в да- лекоразстоятельном и незнаемом крае вашем от нашего величества честь и мир и милость вам и по вас храбросердому народу словенскому, зацнейшему колену русскому великим князем и владцом от моря Варяжского и до моря Хвалимского, велебным и милым мне храбрст- венному Великосану, мудрому Асану, счастному Авехаса-

ну вечне поздравляю, яко самех вас лицем к лицу любез- не целую, сердечно приемлю яко други по сердцу моему и нагреднейшии подданицы нашему величеству и сию милость даю вашему владычеству Аще каковый народ вселится в пределех вашего княжества от моря Варяжскаго и даже до моря Хвалимского, да будут вам и потомку вашему подлежимы вечной работе, во иныя ж пределы отнюдь да не вступит нога ваша. Сие достохвалное дело замкнено сим нашим листом и подписано нашею цысарскою высокодержавною правицею и за природным нашим госу- дарьским златокованным гербом привешеным. Дано вашей честности в вечность в месте нашего дела в Великой Александрии изволением великих богов Марша и Юпитера, и богини Верверы, и Венуса месяца примоса началь- нейшаго дня».
А припинье царские руки верх строк златопернатыми писмены написано сице: «Мы Александр, царь царем и над цари бичь, сын великих богов Юпитера и Венуса в небе, земский же Филиппа силнаго царя и Алимпиады царицы, нашею высокодержавною правицею утвердих вечне». Сии ж князи словено-рустии, иж таковыя высокия чести спо- добишася от всего державнаго того самодержца прияти и сию пречестнейшую епистолию почитаху вельми и обеси- ша ю в божницы своей по правую страну идола Велеса и честно покланяхуся ей, и праздник честен творяху в на- чалный день примоса месяца».
По сих же многим летом прешедшим, восташа от рода сих во языце словенстем два князя, Лалох и Лахерн, и сии паки воевати начаша земли скипетра греческаго. Приходи- ша же и под самый той царствующий град и много зла и кровопролития сотвориша скипетру греческаго царствия. И храбрый князь Лахерн под царствующим градом убиен бысть близ моря, место же то и доныне зовется Лахерно- во, на нем же монастырь честен возгражден во имя Пре- чистыя Богородицы, и множество тогда безчисленно рус- В. Манягин              321
ких вой под стенами града падоша. Князь же Лалох язвен велми со оставшими возвратися во своя со многим богатством. Живяху же отнюд погании, яко скот, не имуще закона. О них же свидетельствует в хожении своем блаженный апостол Андрей Первозванный, яко отнюдь не- вегласи тогда поганы беша. В Синдерех же тогда княжа- ху два брата, единому имя Диюлел, а другому Дидиядакх, невегласи боги их тогда нарицаху за то, иже пчелы им на- лезоша и борти верх древия устроиша. По мале ж времени прииде на землю Словенскую посланный праведный гнев Божий, измроша людей без числа во всех градех и в весех, яко некому уже погребати мертвых. Оставшии же люди пустоты ради избегоша из градов в дальныя страны, овии на Белыя воды, иже ныне зовется Бело езеро, овии на езере Тинном, и нарекошася весь, инии же по иным странам и прозвашася различными проимяновании. Овии же паки на Дунав ко прежним родом своим, на старожитныя страны возвратишась.
Первое запустение Словенску. А Великий Словенеск и Руса опустеша до конца на многия лета, яко и дивиим зверем обитати и плодитися в них. По некоих же временех паки приидоша з Дунава словяне и подъяша скифи болгар с собою немало, и начата паки грады оны Словенеск и Русу населяти. И приидоша же на них угры белыя, и по- воеваша их до конца, и грады их раскопаша, и положиша Словенскую землю в конечное запустение.
Второе запустение Словенску. По мнозе же времени оного запустения слышаху скифские жителие про беглецы словенстии о земли праотец своих, яко лежит пуста и ни- ким не брегома, и о сем зжалишаси вельми и начаша мыс- лити в себе, како б им наследити землю отец своих. И паки приидоша из Дуная множество их без числа, с ними же и скифы и болгары и иностранницы поидоша на землю Словенскую и Рускую, и седоша паки близ озера Ил- меря и обновиша град на новом месте, от старого Словен-
ска вниз по Волхову яко поприща и боле, и нарекоша Нов- град Великий.
И поставиша старейшину и князя от роду же своего именем Гостомысла. Тако же и Русу поставиша на старом месте, и ины грады многи обновиша. И разы- дошася кииждо с родом своим по широте земли, и овии же седоша в полях и нарекошася поляне, сиречь поляки, овии полочане речки ради Полоты, овии мазовшане, овии жмутяня, инии же бужане по реце Бугу, овии дреговичи, овии кривичи, овии чюдь, инии меря, инии же древляне, и инии морава, серби, болгари сих же от роды, и инии же северы, и инии лопи, и инии жн мордва, и инии же мура- ма, инии же в различная именования прозвахуся.
И тако начаша разширятися страна она вельми, а общим же имянем прозывахуся. Сый'старейшаго князя нов- городцкаго Гостомысла, именуемый младый Словен, сей отъиде от отца своего в Чюдь и тамо постави град зо имя свое над рекою на месте, нарицаемом Ходницы, и нарече граду имя Словенеск, и княжив в нем три лета, и умре. Сын же его Избор, сей преименова имя граду своему и нарече Изборск. Сей же князь Избор змием изъяден умре. Земля же Руская тогда сверже с себя ризы сетованныя и паки облечеся в порфиру и виссон и к тому уже не вдовствуя, ниже сетуя, но паки по сем же и дети разилоди и на многа лета опочивая пребывши с премудрым Гостомыс- лом. Егда ж сии во глубокую старость прииде и не могий уже разсуждати, ниже владети таковыми многочисленными народы, ниже утишити многомятежных междоусобных кровопролитий в роде своем, тогда убо он премудрый, седым умом и власы, призывает к себе вся властели рус- кия, иж под ним, и рече к ним осклабленым лицем: «О му- жие и братие, сынове единокровницы, се аз уже состарех- ся вельми, крепость моя изчезает и ум отступает, но токмо смерть. А се вижду, яко земля наша добра и всеми благими изобильна, но не ммать себе властодержца государя от роду царскаго. Сего ради в вас мятеж велик и неутишим и
межъусобица зла. Молю убо вы, послушайте совета моего, иже реку вам. По смерти моей идите за море в Пру- скую землю и молите тамо живущих самодержцев, иже роди кесаря Августа, кровницы суще, да идут к вам княжити и владети вами, несть бо вам срама таковым покоритися и в подданстве у сих быти». И возлюбиша вси речь старейшинскую, и егда сей умре, тогда всем градом про- водиша честно до гроба, до места, нарицаемаго Волото- во, иде ж и погребоша его. По смерти же сего Гостомысла послаша всею Рускою землею послы своя в Прускую землю. Они же шедше и обретоша тамо курфистра или князя великого, именем Рюрика, рода суща Августова, и мо- лиша сего, да будет к ним княжити. И умолен быв князь Рюрик, и поиде на Русь з двема братома своима* с Трувором и з Синеусом.
И седе Рюрик в Новеграде, а Синеус на Белеозере, а Струвор в Зборце. И по двою лету Синеус умре, потом же и Струвор, и бысть Рюрик единодержавен, над всею Рускою землею державствова лет 17. Новгородцы же видевше Рюриково доброродство и мужественное его остроумие, пророчествоваху к себе, глаголюще: «Разумейте, братие, яко непременно имамы быти под едином игом державна- го обладателя. От сего Рюрика и от рода его и не токмо упразднится им самовластие наше, но и раби им будем». Тогда Рюрик уби некоего храбра новгородца именем Вадима и иных многих новгородцев и советников его. Аще тогда и нечестиви бяху новгородцы, но обаче по пророчеству их, паче же благоволением Божиим и доныне царствуют ими от Рюрикова Семене благородное изращение. Яко же прежде в нечестии повиновася им и до блаженна- го Владимира, им же сподобишася познати сущаго Бога и просвещени быша святым крещением и сияют благочестием неподвижно и неотступно, веру христову держаще и непременно обладаеми Владимировыми благородными чады и внучаты в роды и роды.

Конечно, в этом «Сказании...» многое попорчено средневековыми переписчиками, внесшими в древний памятник не только многочисленные полонизмы вроде «пре- звитяжного рыцаря» и «цысарской правицы», но и современные им идеологемы о происхождение московской династии от кесаря Августа. Но в целом это документ, по крайней мере, показывающий, как смотрели на происхождение и древность славяно-русов средневековые московские книжники и политики, какими они хотели видеть своих предков.
с_
  
<< | >>
Источник: Манягин В. Г.. История Русского народа от потопа до. 2009

Еще по теме Послание Александра царя Македонскаго:

  1. ПОСЛАНИЕ АРИЯ к Александру Александрийскому
  2. ПЯТОЕ ПОСЛАНИЕ К ЭКУМЕНИЮ, КОТОРОЕ НАЧИНАЕТСЯ СЛОВАМИ: «КОГДА Я ПРОЧИТАЛ ПОСЛАНИЕ, ПРЕДНАЗНАЧЕННОЕ ДЛЯ БОГОЛЮБИВОГО ПРЕСВИТЕРА ПЕТРА...»
  3. Глава 2 Послание галатам призвано показать, что отмена Закона происходит в соответствии с установлением Творца. О «другом благовествовании»; о              согласии между Посланием к Галатам и Деяниями апостолов (Гал. I: 6—8; 11—24; 2: 4)
  4. Глава XXI. Восточный поход Александра. Держава Александр
  5. 2. Конфессиональная политика Александра II и Александра III
  6. Обожествление царя
  7. Кончина царя
  8. СОЦИОЛОГИЯ ЦАРЯ ДОЖДЕЙ
  9. ОТРЕЧЕНИЕ ЦАРЯ
  10. 4. Звездный час царяосвободителя
  11. ПРИЧИНЫ КРАХА ЦАРЯ БОРИСА
  12. Законы вавилонского царя хаммурапи
  13. Священнослужители без Царя своим неразумием в мирских делах отводят народ отБога
  14. М. О СУДЕБНИКЕ ЦАРЯ ФЕОДОРА ИОАННОВИЧА
  15. Новое в образе жизни царя
  16. «Западничество» и «англомания» русского царя
  17. МИКЕНЦЫ Подданные царя Минос
  18. ПОСЛАНИЕ ВАРНАВЫ
- Альтернативная история - Античная история - Архивоведение - Военная история - Всемирная история (учебники) - Деятели России - Деятели Украины - Древняя Русь - Историография, источниковедение и методы исторических исследований - Историческая литература - Историческое краеведение - История Востока - История древнего мира - История Казахстана - История наук - История науки и техники - История России (учебники) - История России в начале XX века - История советской России (1917 - 1941 гг.) - История средних веков - История стран Азии и Африки - История стран Европы и Америки - История стран СНГ - История Украины (учебники) - История Франции - Методика преподавания истории - Научно-популярная история - Новая история России (вторая половина ХVI в. - 1917 г.) - Периодика по историческим дисциплинам - Публицистика - Современная российская история - Этнография и этнология -