«Запишу-ка это ложкой», или Об игровом употреблении предметов от 2 до 8 лет
Дети двух-трех лет усваивают действия с предметами окружающего их мира именно так, как их употребляют взрослые. Это проявляется в том, что попавшая в руки ребенка чашка будет использована для того, чтобы пить из нее воображаемый напиток, расческа - чтобы расчесывать волосы, и т.
д. В этот период малыши часто стремятся помогать взрослым и участвовать в бытовых делах, ожидая похвалы взрослого. И есть за что! Ведь даже чтобы сымитировать какое-нибудь бытовое дело, сколько ему нужно было наблюдать и пробовать, а затем запомнить, какая вещь для чего нужна и как с ней следует обращаться. Но идет время, расширяются границы мира ребенка, развивается его фантазия. Отражение этих явлений вы найдете в новом употреблении предметов. Так, на четвертом году жизни игра усложняется и старые предметы могут употребляться на новый лад. Та же чашка уже может выступать как шляпа, если ее надеть на голову, или как ваза, если в нее поставить цветы. Глядя, как вы делаете записи в своем ежедневнике, ваш мальчик или девочка может начать изображать то же действие. Причем если под рукой нет ручки, это совершенно не смутит ребенка этого возраста, так как он с успехом заменит ее палочкой или перевернутой ложкой. Иными словами, дети старше трех лет приобретают опыт использования предметов-заместителей Это замечательное явление свидетельствует о развитии у них .-ис- ментов символического мышления (на длинном пути к умению абстрагироваться). Однако в описанном периоде символический перенос еще не абсолютен. Предмет-заместитель не должен быть внешне похож на оригинал. Существует также другой вид переноса - перенос действия с одного объекта на другой Так, ребенок, научившись расчесывать свои волосы, начинает причесывать куклу, игрушечного зайца и даже воздушный шарик. И это уже своего рода творчество - ведь дошкольник не просто воспроизвел известные ему действия на традиционных объектах, а мысленно разъединил образ действия и предмет, заменив его новым! Чтобы понять, как возникают такие символические элементы в игре, нужно вспомнить поговорку: «Голь на выдумку хитра». Воссоздавая увиденную ситуацию в игре, ребенок обнаруживает, что для полноты картины у него не хватает каких-то предметов. Не всегда же в детской обнаруживаются кастрюли, еда, иголка и термометр! Поэтому приходится заменять их какими-то другими вещами или даже пустотой.
Например, маленькая девочка, кормящая свою куклу, может воспользоваться кубиком или своей ладонью в качестве кастрюли, а кушать кукле чаще всего приходится целиком воображаемую пищу. А вот если кукла «заболеет», то термометром может выступить карандаш, палочка или даже тот же кубик, что пять минут назад был кастрюлей. Нужно отметить, что и сами игровые действия детей моложе ПЯТИ лет еще не связаны между собой - это просто набор поведенческих актов, последовательность которых не обременена логикой. Позже они станут плавно разворачивающейся цепочкой событий, взаимосвязанных между собой. При этом логика игры уже будет отражать логику жизни. В средней группе детского сада можно наблюдать, как игры детей становятся все более сюжетными. Изменяется и тематика игр. Если до четырех лет содержание игры черпалось из наблюдений за бытовыми действиями близких, то теперь тематика расширяется и может включать в себя отражение услышанных сказок и увиденных мультфильмов. Естественно, что при таком широком спектре дошкольнику будет не хватать настоящих предметов и людей. Поэтому еще шире начинает использоваться их символическое замещение. Куклы в этом возрасте уже выступают не только в качестве младенца, но и как замена тех или иных людей. Ребенок, к этому времени хорошо овладевший речью, озвучивает их слова или обращается к ним сам, как к реальным людям. Ближе к семи-восьми годам сложность и грушек-символов повышается вследствие того, что в этом возрасте все дети начинают участвовать в групповых играх с одноклассниками {даже если раньше они не посещали садик и не общались со сверстниками). Теперь уже мало взять кубик и считать его кастрюлей. Нужно, чтобы это признали все остальные играющие. Таким образом возникает символ, общий для группы детей на время их совместной игры. А там уже и до традиционно принятых в обществе символов недалеко! Итак, еще раз отметим, что все указанные элементы символизма в игре являются очень важным отражением разбития мышления ребенка, поэтому обратите внимание, присутствуют ли они в жизни вашего ребенка, и если да,то на каком уровне.