Первобытный человек: вымысел и реальность


В некоторых книгах, скажем, в знаменитой научно-фантастическом романе И. Ефремова «Лезвие бритвы»12, даже в учебниках, принято идеализировать первобытное время. Палеолитических людей изображают чуть ли не как античных богов.
«Благородно
го дикаря» часто противопоставляют «развращенному цивилизацией» человеку. Мы то и дело слышим о том, что первобытный человек жил в гармонии с природой. Но так ли это в действительности?
Разумеется, некоторых современных заболеваний палеолитический человек практически не знал. Например, кариеса зубов. Но ему были известны полиомиелит, остеохондроз и много другое. Раскопанные археологами погребения свидетельствуют о недостаточном питании, мускульных и скелетных дефектах. Ученые, всерьез изучавшие первобытные племена и жившие с ними бок о бок, рассказывают о крайне низкой продолжительности жизни, о массе хронических заболеваний, отсутствии элементарной гигиены, об умирающих родами 15-летних девчонках, о 40-летних стариках, о чудовищной детской смертности...
История древнего мира знает немало сказаний о благородных поступках, сильных страстях, жажде познания, проявлениях самого высокого духа. Нам известны великолепные наскальные изображения, найденные в первобытных пещерах. Но существует, оказывается, и другая сторона явления: регулярные голодовки, державшие первобытного человека в постоянном страхе, дикие, порой отвратительные нравы и обычаи тех времен (истории о «лишних» детях и «зажившихся» стариках, оставляемых бушменами в саванне на смерть).
В древнекаменном веке люди жили недолго и умирали рано. Синантропы в среднем жили лет по 25—30. Неандертальцев хоронили в возрасте между 30 и 40. Во II тысячелетии до н.э. продолжительность жизни составляла 40—50 лет.
Человеческий род существует несколько миллионов лет. Самому раннему из известных погребений — не более 60 тыс. лет. Выходит, что людей стали хоронить совсем недавно. А что делали с ними раньше? Ученые высказывают гипотезу о том, что всех людей, родившихся и умерших до того, попросту съедали. Ни один питекантроп и синантроп не был погребен.
Их кости, если судить по археологическим раскопкам, расщеплены, обожжены и обгрызаны, как и кости всех остальных животных. Разрубили каменными орудиями, согрели, поджарили в огне костра, а потом расщепляли для извлечения костного мозга. Та же участь поджидала многих неандертальцев, живших позже питекантропов, в эпоху порядка 50 тыс. лет назад. Каннибализм, т.е. людоедство, был в порядке вещей. Нет никаких оснований полагать, что с трупом человека раньше обращались иначе, чем с трупами любых других животных13. Но подобное может означать одно:
человек воспринимал другого человека не как гуманоида, а как представителя животного мира, на которого можно охотиться, убивать, загонять, истреблять.
В начале своей общественной истории человек не выделялся сам и не выделял других людей в качестве совершенно особого существа. Такое выделение появилось очень поздно, по историческим меркам почти вчера. Первыми выделились соплеменники. Их считали «настоящими людьми». Если ты — член своей группы, то ты «свой», тебя есть нельзя. На членов другой человеческой группы защита не распространяется. Только «свой» подлежал опеке и защите. В том числе захоронению (в слове за-хорон-ение слышится охрана мертвого на том свете).
Первыми начали хоронить неандертальцы. Но лишь «своих». Иноплеменников продолжали поедать. Кое-где ели до самого последнего времени. Ели тех, кого не признавали. И дело далеко не в «белковом голодании», нехватке пищи и т.п.
В палеолите социальный мир делился на две части: свои — это «настоящие люди» (как называют себя чукчи и многие индейские племена), а чужие — это «нелюдь». Людей есть нельзя, а не- людь — можно. Даже самые страшные (с современной точки зрения) деяния по отношению к «чужим» не будили дурных чувств. На чужих и нелюдей моральные запреты не распространялись. Даже с точки зрения куда более просвещенных римлян на иноплеменников не распространяются юридические законы. Древние римляне так и писали на границах своей империи: «Дальше этого места закона нет».
Когда же иноплеменников начали признавать людьми? Неравенство «своего» и «чужого» совершенно очевидно даже для людей Средневековья. Земли иноплеменников можно отобрать и освоить; иноплеменников боятся и стараются ослабить, а по возможности — и подчинить.
Выгодно и вполне нравственно использовать труд иноплеменников в виде военной добычи, дани или обращения в рабство. На рабстве держался несколько тысячелетий весь античный мир — цивилизации Египта, Вавилона, Греции, Рима. И тем не менее принуждение к труду — это уже не физическое истребление14.
Сделан первый и очень важный шаг к гуманистическому пониманию человека. Однако окончательный поворот произошел каких-нибудь 200—300 лет назад.
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему современные солдаты испытывают глубокий стресс, убивая противника? Они знают, что враг посягнул на самое святое — его родину и за это
должно следовать возмездие. Но они также знают, что враг —- такой же человек, как они сами, что приходится убивать таких же, как они сами, людей. Современные солдаты испытывают такой жуткий психологический шок, который был неведом первобытному человеку, поедающему чужеплеменника. В его представлениях он никого не убивал — он просто охотился на людей, как охотятся на дичь.
К сожалению, в глубокой древности в массовом порядке истребляли не только людей, но и окружающую природу. Ученых поражают масштабы истребленных человеком животных. Огромные площади поселений буквально состоят из костей сотен и тысяч крупных животных. На сооружение одного «жилища из костей мамонта»» уходили кости до 30—40 особей. Общий вес всего «строительного материала» мог превысить 15—20 т15.
Сооружая такое жилище, шесты (часто — из ребер того же мамонта) вставлялись в теменные отверстия мамонтового черепа. Для этого огромные, чуть ли не по грудь человеку, черепа взрослых самцов ставились основанием бивней вниз и теменным отверстием вверх. А для устойчивости такого черепа под него под- кладывали черепа то ли совсем маленьких, новорожденных, то ли даже не успевших родиться детенышей. Из 109 мамонтов, найденных в слоях Межиричей (Украина), детеныши и молодняк составляли 83—85%, а старые животные вообще отсутствовали. В бере- лехском стаде старые животные составили 21%, молодняк — 50%. Конечно, зрелище 30—40 черепов детенышей, использованных для строительных целей, производит тягостное впечатление16.
Яркие свидетельства «расточительности» охоты палеолитического человека — вовсе не исключение. На стоянке Амвросиевка найдены останки примерно 800 бизонов. Этих животных поймали в ловушку, используя для нее овраг. Часть животных успели съесть, большая часть — сгнила17. На Мальте найдены останки 600 оленей, в Шуссендире — примерно 500, в Гурдане — порядка 3 тыс. Массовые облавные охоты приводили к гибели целые стада травоядных. При этом использовалась только часть полученной добычи. Н. Верещагин полагает, что палеолитические обитатели Русской равнины и Крыма должны были ежегодно истреблять 120 тыс. северных оленей, 80 тыс. лошадей, 30 тыс. бизонов или 10 тыс. мамонтов18. Кстати, у индейцев еще в середине XIX в. организовывались такие же точно загонные охоты — порой губившие целые стада бизонов, от которых использовалась лишь часть.

Во всех древних обществах добывали как можно больше животных, делали запасы — заранее зная, что часть добычи ни использовать, ни сохранить не удастся. Эскимосы в благоприятные годы добывали в 1,5—2 раза больше добычи, чем могли использовать19. В периоды изобилия эскимосы даже... отгоняли от берега взрослых китов и били только молодняк, т.е. вандализм был совершенно сознательным. На поселении Масик (Чукотка) остались кости более чем 1,5 тыс. китов не старше 2 лет20.
Животных истребляли не только в холодной Антарктике, но в горячей Африке. Ученые рисуют впечатляющие картины истребления животных зулусами в ходе загонных охот. Дротиками они забрасывали слоних с маленькими детенышами. Убивая слона, пигмеи заранее знают, что успеют использовать только часть туши21. В середине XX в. в Африке браконьерскими шайками, составленными из коренного населения, поголовно истреблялись целые стада, убивали прежде всего молодняк. В охоте использовали самые чудовищные средства типа металлических петель или ловушек. Полицейские протоколы свидетельствуют: у живой природы Восточной Африки нет страшнее врагов, чем масаи. По законам этого дикого племени юноша не считается взрослым, пока не будет участвовать в охоте на льва и не принесет ножа или копья, покрытого львиной кровью. Британская колониальная администрация пыталась запретить этот обычай, но львов продолжают убивать. Причем не в хозяйственных, а в ритуальных целях.
Итак, первобытный человек стремился взять как можно больше животных каждого вида, в максимально сжатые сроки и с минимальными усилиями. Он не испытывал трепетного отношения к природе и не был в гармонии с ней. Целью первобытного общества было как можно чаще переходить из одной точки в другую и добывать столько, сколько удастся. Если группа могла достигнуть этого — она процветала и быстро увеличивалась в численности. 
<< | >>
Источник: Добреньков В.И., Кравченко Л.И.. Социальная антропология: Учебник. 2005

Еще по теме Первобытный человек: вымысел и реальность:

  1. ГИПНОЗ: РЕАЛЬНОСТЬ И ВЫМЫСЕЛ
  2. V. Первобытный Человек (сторона физическая)
  3. VI. Первобытный Человек (сторона эмоциональная)
  4. 3. Природная реальность Человек —природа —человек.
  5. VII. Первобытный Человек (сторона интеллектуальная)
  6. 3.1.3. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА (МИФ, РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИИ, ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО)
  7. Глава 2 ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО: РОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И КУЛЬТУРЫ
  8. Общественные отношения в первобытности. Развитие семьи. Первобытное стадо.
  9. 2.1. Первобытный мир и зарождение цивилизации. Источники сведений о первобытности
  10. 3.1. КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА 3.1.1. ФЕНОМЕН ЖИЗНИ И МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В МИРОЗДАНИИ
  11. § 1. Условия психического развития и развития личности Исторически обусловленные реальности существования человека.
  12. 5. Реальность внутреннего пространства личности Образы и знаки во внутреннем пространстве психики человека.
  13. sssn По мере развития человечества его совокупный духовный опыт постоянно обогащается, и в каждую последующую эпоху человек стоит перед все более сложным выбором духовных ориентиров. Ситуация в особенности усложняется в связи с тем, что дифференциация духовного опыта сопровождается его фрагмен- таризацией, когда человек под давлением социокультурных установок, духовных интуиций и личного духовного опыта выхватывает лишь отдельные стороны и проявления духовной реальности, поэтому для одн
  14. Первобытное общество.
  15. VIII. Первобытные Идеи
  16. §1 ОТ ПЕРВОБЫТНОСТИ — К ЦИВИЛИЗАЦИИ
  17. 1. Первобытное общество.
  18. Периодизация первобытной истории
  19. Х МАССА И ПЕРВОБЫТНАЯ ОРДА
  20. XXVI. Первобытное Миросозерцание