§ 1. Условия психического развития и развития личности Исторически обусловленные реальности существования человека.

Условием развития человека помимо реальности самой природы является созданная им реальность культуры. Для понимания закономерностей психического развития человека следует определить пространство человеческой культуры.

Психология исследует деятельность конкретных людей, которая протекает в условиях существующей (заданной) культуры в двух видах: 1) «в условиях открытой коллективности — среди окружающих людей, совместно с ними и во взаимодействии с ними»; 2) «с глазу на глаз с окружающим предметным миром»1.

Обратимся к обсуждению исторически обусловленных реальностей существования человека и деятельностей, определяющих характер вхождения человека в эти реальности, его развитие и бытие.

Леонтьев Л. Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1975. — С. 82.

11

1. Реальность предметного мира

Система отношений к предмету. Предмет, или вещь1, в сознании человека есть единица, часть сущего, все то, что обладает совокупностью определенных свойств, занимает объем в пространстве и находится в отношении с другими единицами сущего. Мы будем рассматривать материальный предметный мир, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования. В реальность предметного мира входят предметы природы и рукотворные предметы, которые человек создал в процессе своего исторического развития. Но человек не только научился создавать, использовать и сохранять предметы (орудия труда и предметы иного назначения), он сформировал систему отношений к предмету. Эти отношения к предмету отражены в языке, мифологии, философии и поведении человека.

В языке категория «предмет» имеет специальное обозначение. В большинстве случаев в естественных языках это существительное, часть речи, обозначающая реальность существования предмета.

В философии категория «предмет» («вещь») имеет свои ипостаси: «вещь в себе» и «вещь для нас». «Вещь в себе» означает существование вещи самой по себе (или «в себе»). «Вещь для нас» означает вещь, какой она раскрывается в процессе познания и практической деятельности человека.

В обыденном сознании людей предметы, вещи существуют априори — как данность, как явления природы и как составная часть культуры. Вместе с тем для человека это объекты, которые создаются и уничтожаются в процессе предметной, орудийной, трудовой деятельности его самого. Лишь в отдельные моменты человек задумывается над кантовским вопросом о «вещи в себе» — о познаваемости вещи, о проникновении познания человека «во внутренность природы»2.

В практической предметной деятельности человек не сомневается в познаваемости «вещи». В трудовой деятельности, в простом манипулировании он имеет дело с материальной сущностью предмета и постоянно убеждается в наличии у него свойств, поддающихся изменениям и познанию.

Человек создает вещи и осваивает их функциональные свойства. Здесь стоит вспомнить утверждение Ф.Энгельса о том, что «если мы можем доказать правильность нашего понимания данного явления природы тем, что мы сами его производим, вызываем его из условий, заставляем его к тому же служить нашим целям, то

В философских трактатах понятия «вещь» и «предмет» часто используются как идентичные.

2 Кант Э. Критика чистого разума. — М., 1994.

12

кантовской неуловимой «вещи в себе» приходит конец»1. Этот постулат, однако, вызывает сомнение. Предмет может быть изготовлен человеком, служить его целям и в то же время быть для человека «вещью в себе». Человек многообразен в своем сознании.

В реальной действительности кантовская идея «вещи в себе» оборачивается для человека не практической непознаваемостью, а психологической природой человеческого самосознания. Вещь наряду с ее функциональными особенностями, нередко рассматриваемыми человеком с точки зрения ее потребления, в некоторых ситуациях обретает черты самого человека. Человеку свойственно не только отчуждение от вещи для ее использования, но и одухотворение вещи, придание ей тех свойств, которыми обладает он сам, идентификация с этой вещью как родственной человеческому духу. Здесь речь идет об антропоморфизме — наделении предметов природы и рукотворных предметов человеческими свойствами2.

Весь природный и рукотворный мир в процессе развития человечества обретал антропоморфические черты благодаря развитию в реальном социальном пространстве необходимого механизма, определяющего бытие человека среди других людей, — идентификации.

Антропоморфизм реализуется в мифах о происхождении Солнца (солярные мифы), Луны (лунарные мифы), звезд (астральные мифы), Вселенной (космогонические мифы) и человека (антропологические мифы). Существуют мифы о перевоплощениях одного существа в другое: о происхождении животных от людей или людей от животных. Представления о закономерных предках были широко распространены в мире. У народностей Крайнего Севера или у народов Африки, например, эти представления в выраженной форме присутствуют в их самосознании и сегодня. Мифы о превращении людей в животных, в растения и предметы известны многочисленным народам земного шара. Широко известны древнегреческие мифы о гиацинте, нарциссе, кипарисе, лавровом дереве. Не менее известен библейский миф о превращении женщины в соляной столп. («Жена же Лотова оглянулась позади его и стала и стала соляным столпом». Быт., 19:26).

1 Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Поли. собр. соч.: в 50 т. — 2-е изд. — Т. 21. — С. 269—315.

2 Антропоморфизм как явление сознания человека был описан и проанализирован многими науками, заинтересованными в изучении истории культуры. См.: Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. — М., 1994; Леви-Строс К. Первобытное мышление. — М., 1994; Зеленин Д. К. Культ онтого-нов в Сибири. — М.; Л., 1936; Лосев А. Ф. Диалектика мифа. — М., 1930; Он же: Античная мифология в ее историческом развитии. — М., 1957; Он же: Очерки античного символизма и мифологии. — М., 1993; Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. — М., 1976; Потебня A.A. Слово и миф. — М., 1989; Токарев С.А., Мелетинский Е.М. Мифология // Мифы народов мира: в 2 т. — М., 1980. — Т. 1; Малиновский Б. Миф в первобытной психологии. — Лондон, 1926.

13

Под категорию предметов, с которыми идентифицируется человек, подпадают природные и рукотворные предметы, им придается значение тотема — предмета, находящегося в сверхъестественном родстве с группой людей (родом или семьей)1. Сюда могут быть отнесены растения, животные, а также неодушевленные предметы (черепа тотемных животных — медведя, моржа, а также ворона, камни, части засохших растений).

На особое значение предметов указывал в свое время Дж.

Фрезер в своей великой работе «Золотая ветвь». Разрешения и табу на предметы — магические правила, которые определяли бытие и судьбу человека2.

Необычное отношение к предметам мы находим во многих народных сказках.

Анализируя морфологию сказки, в частности распределение функций между действующими лицами, В.Я.Пропп указывал на особое значение предметов — помощников героя сказки: «Здесь, прежде всего, следует остановиться на отношении между волшебными средствами и волшебными помощниками. Сравним следующие случаи: Иван получает ковер-самолет, на нем улетает к царевне или домой <...> Предметы действуют как живые существа. Так и дубинка сама убивает всех врагов, сама наказывает воров и т.д. <...> Другое сопоставление: Иван получает коня, который может рассыпаться (испражняться) золотом и делает Ивана богачом. С другой стороны: Иван съедает птичий потрох и получает способность харкать золотом, становится богачом»3. Таким образом, живые существа, предметы и качества в народных сказках рассматриваются как равнозначащие величины.

Описывая волшебные дары, В.Я.Пропп выделял волшебные предметы. Это могут быть когти, волосы, шкурки, зубы, предметы-орудия, предметы, вызывающие духов, огниво. Особое место занимают живая и мертвая, слабая и сильная вода4.

Одушевление предметного мира — это не только удел древней культуры человечества с его мифологическим сознанием. Одушевление — неотъемлемая часть присутствия человека в мире. И сегодня в языке и в образных системах человеческого сознания мы находим оценочное отношение к вещи как обладающей или не обладающей душой. Существуют представления о том, что неотчужденный труд создает «теплую» вещь, в которую вложили душу, а

1 Есть и индивидуальные тотемы: предметы-охранители женщин и мужчин. Тотемы может выбирать человек, но и предметы могут выбирать человека (предмет, который «взглянул» на человека и «захотел» стать его тотемом).

2 См.: Фрезер Дж. Золотая ветвь: пер. с англ. — 2-е изд. — М., 1986. — С. 216—235.

3 Пропп В. Я. Морфология сказки. — Л., 1928. — С. 91.

4 См.: Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. — Л., 1986. — С. 191 — 201.

14

отчужденный труд производит «холодную» вещь, вещь без души. Конечно, «одушевление» вещи современным человеком отличается от того, как это происходило в далеком прошлом. Но не следует торопиться с выводами о принципиальном изменении природы человеческой психики.

В различении вещей «с душой» и вещей «без души» отражена психология человека — его способность вчувствоваться, отождествлять себя с вещью и способность отчуждаться от нее. Человек творит вещь, восхищается ею, разделяя свою радость с другими людьми', он же разрушает, уничтожает вещь, превращает ее в прах, разделяя свое отчуждение с соучастниками.

В свою очередь вещь представляет человека в мире: наличие определенных, престижных для конкретной культуры вещей есть показатель места человека среди людей; отсутствие вещей есть показатель низкого статуса человека.

Вещь может занять место фетиша. Вначале фетишами становились природные вещи, которым приписывались сверхъестественные значения. Сакрализация предметов через традиционные обряды придавала им те свойства, которые оберегали человека или группу людей и задавали им определенное место среди других. Так, через вещь издревле происходило социальное регулирование отношений между людьми. В развитых обществах фетишами становятся продукты человеческой деятельности. Собственно, многие предметы могут стать фетишами: могущество государства персонифицируется золотым фондом, развитостью и множественностью техники, в частности вооружения, полезными ископаемыми, водными ресурсами, экологической чистотой природы, уровнем жизни, определяемым потребительской корзиной, жильем и т.д.

Место отдельного человека среди других людей реально определяется не только его личностными качествами, но и обслуживающими его вещами, которые репрезентируют его в социальных отношениях (дом, квартира, земля и другие престижные в конкретный момент культурного развития общества вещи). Вещный, предметный мир — специфически человеческое условие бытия и развития человека в процессе его жизни.

Натуралистически-предметное и символическое бытие вещи. Г. В. Ф. Гегель считал возможным различать натуралистически-предметное бытие вещи и ее знаковую определенность1. Такую классификацию разумно признать правильной.

Натуралистически-предметное бытие вещи представляет собой мир, созданный человеком для трудовой деятельности, для обустройства своей обыденной жизни (дом, место работы, отдыха и духовной жизни). История культуры — это и история вещей, которые сопровождали человека в его жизни. Этнографы, археологи,

1 См.: Гегель Г. В. Ф. Соч.: в 14 т. - М., 1956. - Т. 3. - С. 265.

15

исследователи культуры дают нам огромный материал, характеризующий развитие и движение вещей в историческом процессе.

Натуралистически-предметное бытие вещи, став знаком перехода человека с уровня эволюционного развития на уровень исторического развития, стало орудием, преобразующим природу и самого человека, определило не только бытие человека, но и его умственное развитие, развитие его личности.

В наше время наряду с освоенным и приспособленным к человеку миром «прирученных предметов» появляются новые поколения вещей: от микроэлементов, механизмов и элементарных предметов, участвующих непосредственно в жизнедеятельности организма человека, замещающих его природные органы, до скоростных лайнеров, космических ракет, атомных электростанций, создающих совершенно иные условия жизни человека.

Сегодня принято считать, что натуралистически-предметное бытие вещи развивается по своим собственным законам, которые человеку все труднее контролировать. В современном культурном сознании людей появилась новая идея: интенсивное приумножение предметов, развивающаяся индустрия предметного мира помимо предметов, символизирующих прогресс человечества, создают поток предметов на потребу массовой культуре. Этот поток стандартизирует человека, превращая его в жертву развития предметного мира. Да и символы прогресса предстают в сознании многих людей как разрушители человеческой природы.

В сознании современного человека происходит мифологизация разросшегося и развившегося предметного мира, который становится и «вещью в себе», и «вещью для себя». Однако предмет насилует психику человека постольку, поскольку сам человек позволяет это насилие.

<< | >>
Источник: Мухина B.C.. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С.Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия». - 608 с.. 2006

Еще по теме § 1. Условия психического развития и развития личности Исторически обусловленные реальности существования человека.:

  1. Глава VI ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ: ТЕОРИЯ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Э. ЭРИКСОНА
  2. Природа — условие развития и бытия человека как личности.
  3. Глава V ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ: ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
  4. Глава XI СТАДИАЛЬНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА: ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ
  5. Психическое развитие и развитие личности
  6. Созревание мозга как условие психического развития
  7. 7.11.2. Новый критерий возрастной периодизации психического развития личности
  8. Чем определяется психическое развитие человека?
  9. § 2. Проблема специфики психического развития человека
  10. § 3. Проблема адекватного метода исследования психического развития человека
  11. Движущие силы психического развития человека
  12. Психическое развитие школьников в условиях компьютериза-ции обучения
  13. 4.1- Условия развития личности
  14. Глава 10.ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ДЕПРИВАЦИИ
- Cоциальная психология - Детская психология общения - Детский аутизм - История психологии - Клиническая психология - Коммуникации и общение - Логопсихология - Матметоды и моделирование в психологии - Мотивации человека - Общая психология (теория) - Педагогическая психология - Популярная психология - Практическая психология - Психические процессы - Психокоррекция - Психологический тренинг - Психологическое консультирование - Психология в образовании - Психология личности - Психология менеджмента - Психология педагогической деятельности - Психология развития и возрастная психология - Психология стресса - Психология труда - Психология управления - Психосоматика - Психотерапия - Психофизиология - Самосовершенствование - Семейная психология - Социальная психология - Специальная психология - Экстремальная психология - Юридическая психология -