Глава 8 Об              имени Назорей, о захвате Христа толпой, об              исцелении при возложении рук, об              изгнании демона, об уходе в пустыню (ср.: Евангелие от Луки, 4:16—30, 40—43)


I. Назореем, согласно пророчеству, должен был называться Христос Творца. По сей причине именно этим именем иудеи называют нас по Нему (Христу). Ибо и мы есть те, о которых написано: Назорей убелены паче снега,[801] — т.
е. те, которые прежде были изжелта-бледны от пятен греха и черны от мрака неведения. Христу же наименование Назорея должно было соответствовать благодаря убежищу, где Он был сокрыт в детские годы, lt;вgt;[802] которое, lt;находящеесяgt; при Назарете, Он сошел,[803] спасаясь от Архелая, сына Ирода.12. Я потому не пропустил это, что Христу Маркиона следовало отвергнуть все, что было связано также и с местами, относящимися к Христу Творца; ведь у Христа Маркиона в распоряжении было очень много городов Иудеи, которые не были столь явно переданы через пророков Христу Творца. Впрочем, Христос будет Христом пророков, где бы Он ни оказывался согласно пророкам. Однако отмечается, что и в Назарете Он также[804] ничего нового не проповедовал, пока по другой причине [из одной поговорки][805] не был, говорят, отвергнут.[806] Здесь, впервые отмечая тот факт, что на Него наложили руки, я должен уже относительно Его телесной сущности заранее дать пояснение, что не может считаться видением Тот, Который допускает прикосновение, и притом исполненное грубости, будучи удержанным, схваченным и повлеченным к стремнине.[807] 3. Ведь даже если Он ушел, lt;пройдяgt; посередине,[808] lt;Он сделал это,gt; уже испытавший ранее принуждение и выпущенный впоследствии, а именно, успокоив, как Он имел обыкновение, волнение толпы или даже вырвавшись из нее, однако не обманув ее мглою, которая, если бы она была, вообще не была бы доступна ни для какого прикосновения. Ведь осязать, как и быть осязаемым, тело лишь может} — имеется подобающее изречение даже светской мудрости. 4. lt;Переходимgt; к главному: и Сам Он вскоре прикоснулся к другим, возлагая на них руки, разумеется, не могущие не быть осязаемыми, оказывал благодеяния исцелений, настолько истинные, настолько невоображаемые, насколько lt;истинными и невоображаемыми gt; были руки, которыми Он их оказывал. Следовательно, Он является Христом Исаии, исцеляющим болезни: Он, — говорит, — устранил немощи наши и понес болезни.[809] Греки же обычно употребляют глагол нести[810] вместо глагола убирать. Мне пока достаточно сказать об обетовании в общих чертах. Что бы ни лечил Христос, Он является моим. Переходим теперь к видам лечений. 5. Впрочем, и освобождение от демонов есть лечение болезни. Итак, нечистые духи, словно по образцу уже приведенного ранее примера, исходили lt;из одержимыхgt; со свидетельством, вопя: Ты ecu Сын Бога.* Какого Бога, пусть хотя бы здесь прояснится. «Ho Он точно так же ругал их и велел замолкнуть».
Ведь точно так же lt;, как и в предыдущем примере, gt; Христос желал быть признанным Сыном Божьим людьми, а не нечистыми духами, по крайней мере, Тот Христос, для Которого это было естественно, ибо Он послал ранее тех, благодаря которым мог быть узнан, и которые, конечно, были более достойными проповедниками lt;, чем бесыgt;.
Тому подобало отвергать возвещение нечистого духа, у Которого в избытке было[811] возвещение lt;Духаgt; Святого. В свою очередь, тот, о ком никогда не было объявлено, если он, однако, хотел быть признан (он напрасно пришел, если этого не желал), не пренебрег бы свидетельством любой чуждой сущности, ибо[812] у него, сошедшего в чуждую lt;сущностьgt;, не было lt; свидетельства gt; собственной. lt; Добавим gt; теперь еще и то, что ему как ниспровергателю Творца ничего не оставалось желать более, чем быть признанным Его духами и сделаться известным благодаря их страху; только вот Маркион отрицает возможность для своего бога внушать страх, доказывая, что пугает не благой lt;богgt;, а lt;Бог-gt;Судия, у Которого есть средства устрашения: гнев, свирепость, суд, отмщение, осуждение. Ho демоны, конечно, отступали из-за страха — следовательно, они признавали Его Сыном Бога, внушающего страх: они не пренебрегли бы возможностью не отступать, если бы Он не внушал страх — и Он, изгоняя их приказом и бранью, а не увещеванием, как добрый, являл Себя именно внушающим страх. 8. Или он потому кричал на них, что они боялись его, не желающего вызывать страх? Ho каким образом он желал, чтобы они вышли, чего они не сделали бы, не будь у них страха? Итак, он уступил необходимости, так как повел себя иначе, чем требовала его природа, хотя мог, будучи добрым, сразу пощадить их; он допустил и иной позор lt;— позорgt; лицемерия, когда допустил, чтобы демоны боялись его словно Сына Творца, дабы уже не своей силой изгонять демонов, но властью Творца. 9. lt;Маркионов Христосgt; уходит в пустыню.[813] И это место обычно для Творца.[814] Следовало, чтобы Слово также явилось в теле там, где некогда действовало в облаке.[815] Подходил и для Евангелия облик местности, который был угоден Закону. Итак, пусть пустыня возвеселится,[816] это обещал Исаия. Удерживаемый толпой,0 Он говорит: Следует Мне и другим городам возвещать Царствие Бога.[817]10. Показал ли он уже где-нибудь своего бога? Думаю, еще нет. Говорил ли он тем, которые знали также и иного бога? Думаю, нет. Следовательно, если и Он не объявлял о другом боге, и они не знали никакого бога, кроме Творца, то Он возвестил Царствие Того же Бога, Который, как Он знал, единственный был известен слушающим.

<< | >>
Источник: Квинт Септимий Флоренс. Тертуллиан Против Маркиона в пяти книгах. 2010

Еще по теме Глава 8 Об              имени Назорей, о захвате Христа толпой, об              исцелении при возложении рук, об              изгнании демона, об уходе в пустыню (ср.: Евангелие от Луки, 4:16—30, 40—43):

  1. Глава 20 О              власти над стихиями, о духовной брани Христа, об              исцелении кровоточивой (ср.: Евангелие от Луки, 8: 22—48)
  2. Глава 7 Анализ Евангелия Маркиона (ср.: Евангелие от Луки, 4: 31—37). О              сошествии Христа, о месте Его сошествия, о              Его учении в синагоге, о свидетельстве демона
  3. Глава 23 Об              отношении к детям Христа и Творца, о              следовании за Христом и погребении родных (ср.: Евангелие от Луки, 9: 41—62)
  4. Глава 10 Об              исцелении расслабленного и отпущении грехов, о              наименовании «Сын Человеческий» (ср.: Евангелие от Луки, 5:17—26)
  5. Глава 26 О              молитве Господней, об изгнании бесов, об              отвержении Матери (ср.: Евангелие от Луки, 11:1—28)
  6. Глава 35 Об обличении и прощении брата, об исцелении прокаженных, о Царствии Божьем и др. (ср.: Евангелие от Луки. Гл. 17)
  7. Глава 22 О              преображении Христа и ветхозаветных пророчествах об этом (ср.: Евангелие от Луки, 9: 28—36)
  8. Глава 43 О              женщинах у гроба и о явлении Христа ученикам (ср.: Евангелие от Луки, 24:1, 4, 9,13—19, 21, 25, 38-43, 47)
  9. Глава 27 Об              очищении чаши, о неудобоносимых бременах, о              «горе», произнесенном Христом (ср.: Евангелие от Луки, 11: 29—52)
  10. Глава 19 О              служении богатых женщин, о слушании, о              светильнике, о Матери и братьях Христа (ср.: Евангелие от Луки, 8:1—21)