§ 1. Основные задачм и цели внешней политнкм Молдавского княжества
Раннефеодальное Молдавское государство первоначально складывалось на сравнительно небольшой северо-западной части Днестровско-Карпатских земель, в северной половине Восточного Прикарпатья с центром в бассейне р.
В сложных условиях середины XIV в., когда Польское и Венгерское королевства стремились распространить власть на Восточное Прикарпатье, некоторые правители, в частности сын Саса Балк, оказались в зависимости от венгерского короля Людовика. К тому времени Венгерскому королевству удалось распространить сферу политического влияния и на юго-западную часть Днестровско-Карпатских земель между Прутом и Сиретом в их нижнем течении,и юго-восточным прогибом Карпат. Юго-восточная же часть Днестровско-Карпатских земель находилась под властью Золотой Орды.
В этот период Венгрия возобновляет свои давнишние претензии на земли Галицкой Руси, а также на значитель ную часть пространства между Днестром и Восточными Карпатами. Еще в 1340 г. их основную часть захватило Польское королевство, опередив венгерских феодалов. Надеясь в то время на мирные отношения с Польшей и рассчитывая в будущем все же заполучить галицкие земли вместе с польским престолом, венгерский король Людовик I «уступил» польскому королю Казимиру III «свои права» на эти земли3. Восточное Прикарпатье оставалось в сфере политического влияния Венгерского королевства.
В 50-е гг. население Молдавии неоднократно подымалось против зависимости от венгерского короля, которого поддерживали только воевода Балк, ближайшее окружение из слуг и дружинников, небольшая часть феодализи- рующейся знати. Основная масса населения выступала против иноземного господства. Об этом движении сохранилось мало свидетельств, преимущественно в венгерских документах и летописях. В одном из документов отмечено, что в 1359 г. в Молдавии выступали «мятежные волохи», которые отошли от пути «должной верности» венгерской короне. Они получили существенное подкрепление после переселения в Молдавию восставших волохов на западных склонах Карпат (Марамуреше), входивших в состав Венгерского королевства. Так, венгерская летопись сообщает: «Богдан — волошский воевода Марамуреша, собрав волохов этой области, тайно (т. е. без ведома и разрешения короля. — Авт.) ушел в землю Молдовы, подвластную венгерской короне... Король посылал туда несколько раз войско, но число волохов столь умножилось в сей земле, что она сделалась королевством»4. В этой венгерской летописи по отношению к Молдавии использован термин «regnum» (королевство), наиболее распространенный в феодальном мире для обозначения самостоятельного государства, имеющего суверенного монарха. В качестве первого феодального монарха Молдавии венгерская летопись называет воеводу Богдана.
Однако венгерская корона не так легко смирилась с потерей своего господства над землями Молдавского княжества. В грамоте от 2 февраля 1365 г., которой Людовик I вознаграждал Балка (изгнанного из Молдавии вассала), венгерский король продолжал называть княжество «своей землей»5, т. е. продолжал выдвигать претензии на земли Молдавского княжества.
Для выполнения основных внутренних и внешних функций молодое Молдавское государство располагало ограниченным контингентом военных сил и еще довольно узкой социальной базой. Первоначальное его ядро возникло меж ду Карпатами, лесами Буковины, Днестровско-Прутским междуречьем с включением небольшой части на северо- востоке, где располагалась Шепеницкая земля (в окрестностях современных Черновцов). На юге княжество достигало района Нямц6. И хотя княжество включало самую хозяйственно освоенную и наиболее заселенную область Днестровско-Карпатских земель, тем не менее оно располагало немногим более чем 50-тысячным населением7. Материальные я людские ресурсы княжества многократно уступали военно-политическим и материальным возможностям соседних феодальных государств, претендовавших на земли Восточного Прикарпатья: Венгерское королевство насчитывало 1,25 млн жителей, Польское королевство располагало 2-миллионным населением.
Перед Молдавским государством стояли задачи не только обороны своей первоначальной территории, но и обеспечения процесса развития феодализма вширь в Днестровско-Карпатских землях и тем самым расширения границ княжества. Однако реализация такой политики приходила в столкновение с интересами Венгерского и Польского королевств. Определенный «резерв» представляли собой соседние области Днестровско-Карпатских земель, охватывавшие большую часть земель между Карпатами и Днестром. За их счет воеводы Молдавии могли бы решить целый ряд острых социально-экономических проблем в интересах представляемого ими формирующегося класса молдавских феодалов.
Речь идет прежде всего о перспективе более интенсивного заселения и хозяйственного освоения новых земель, которые в сравнении с первоначальным ядром Молдавского государства были слабо и неравномерно заселены, отставая в силу этого и в экономическом развитии. В результате выросли бы доходы и расширилась бы социальная база госпопарской власти за счет раздачи земель во вла- дениеТрёОДалам.
В расширении территории княжества были заинтересованы и другие социальные слои и группы населения, особенно торговцы и ремесленники, нуждавшиеся в развитии торговли внутри страны и участии в международной торговле. Таможенные сборы также составляли значительную часть доходов государства. Эти доходы пополнялись за счет феодальных повинностей в пользу государства, выполнявшихся трудовыми слоями общества, особенно крестья- нами-общинниками. Естественно, что включение в состав княжества других населенных областей Днестровско-Кар- патских земель было заманчивой перспективой увеличения численности крестьян, выполнявших феодальные повинности в пользу государства.
Между тем на этих землях, не вошедших в состав Молдавского княжества после его образования в середине XIV в., политическая ситуация начала меняться. С середины XIV в. золотоордынские позиции ослабевают и начинается наступление на эти земли Венгерского и Польского королевств, а также Великого княжества Литовского. Именно тогда Венгрии удается распространить сферу политического влияния на Восточное Прикарпатье, а Польше захватить русские земли Галичины. Католическая пропаганда готовила почву для проникновения польского влияния в Днестровско-Карпатские земли. Эту пропаганду вели проповедники из Польши, поощряемые римским папой. Венгерско-польское соперничество могло теперь открыто проявиться и в районах на востоке Карпат. Соглашение Людовика I и Казимира III в начале 60-х гг. не положило конец венгерско-польскому соперничеству, хотя теперь оно проявлялось уже не столь открыто и решительно.
С самого начала существования Молдавское княжество имело достаточно оснований опасаться как Венгрии, так и Польши. При этом Венгрия соседствовала с Молдавией по линии труднопроходимых Восточных Карпат, а южнее распространялась сфера ее политического влияния, которая сохранялась и после достижения независимости Молдавским княжеством. Любые акции со стороны княжества, направленные против сохранившейся сффы влияния Венгерского королевства в юго-западной части Днестровско- Карпатских земель, могли привести к открытой войне с Венгрией, последствия которой нетрудно было предвидеть.
Польша же, овладев Галицкой Русью, стала северным соседом Молдавии. Но польский король Казимир III, выдававший себя за «наследника» галицких князей, мог с таким же успехом высказывать претензии и в отношении по крайней мере северной части Днестровско-Карпатских земель, длительное время входившей в состав Галицко-Во- лынского княжества, и по отношению к их остальной части, которую долго контролировало в военном и политическом отношении это княжество8.
Своеобразная ситуация складывалась на юго-востоке Днестровско-Карпатских земель, где продолжали удерживаться золотоордынские удельные беги, владевшие Подо- лией, в силу чего эта часть края даже современниками иногда отождествлялась с Подольской землей. В центральной части Днестровско-Прутского междуречья (район Кодр) в 40-е гг. возникли и быстро развились два золото ордынских города, которые прекратили существование только в конце 60-х гг. XIV в.9
Воспользовавшись прогрессирующим ослаблением Золотой Орды10, западные границы этого государства стало тревожить также Великое княжество Литовское, которое поддерживало покоренное золотоордынскими ханами местное русское население. И если Венгрия и Польша добились определенных успехов соответственно в Восточном Прикарпатье и в Галицкой Руси, то литовским князьям удалось присоединить к своему княжеству значительные западные и юго-западные русские земли вплоть до Киева, часто встречая противодействие со стороны Польши и приходивших ей на помощь венгерских войск.
В 1362 г. литовско-русские рати великого литовского князя Ольгерда нанесли сокрушительное поражение сводным отрядам трех бегов — Кутлубуги, Хаджи и Дмитрия, которые владели Подолией. В результате эта часть Юго- Западной Руси была присоединена к Литве. В конце 60-х — 70-х гг. остатки золотоордынцев были вытеснены также с западной периферии владений бегов в центральной части Днестровско-Прутского междуречья.
Предполагают, что после ухода ордынцев в течение од- ного-полутора десятилетий (70-е — середина 80-х гг. XIV в.) часть этих земель вошла в сферу политического влияния Великого княжества Литовского12. Понятно, что стремления молдавских воевод распространить свою власть на эти территории могли вызвать осложнения в их отношениях с этим княжеством. Единственное, что могло положительно повлиять на взаимоотношения с литовскими князьями, заключалось в том, что и им по ряду вопросов противостояли короли Венгрии и Польши.
Таким образом, Венгрия, Польша и Великое княжество Литовское представляли основные факторы, которые определяли международное положение в период появления Молдавии как самостоятельного государства. Участвовать в международной жизни Молдавское княжество могло только взаимодействуя с этими государствами, которые в свою очередь не выступали изолированно друг от друга, от других государств и стран Восточной, Центральной и Юго-
Восточной Европы, а развивались в тесном взаимодействии со всеми странами этого обширного региона.
Хотя Венгерское королевство придавало немалое значение землям на востоке Карпат и на Галичине, стремясь получить выход к устью Дуная, тем не менее в 50-х гг. онв больше внимания должно было уделять укреплению своих позиций на Адриатическом побережье и в Италии, взаимоотношениям со «Священной Римской империей», Австрией и Баварией13. В этом плане более понятными становятся и причины, вынудившие Венгрию смягчить соперничество с Польским королевством и временно «уступить» ему «свои права» на галицкие земли. Особое внимание Венгрия уделяла политике на Балканах, где с начала 50-х гг. XIV в. разворачиваются османские завоевания. Здесь венгерский король добивается присоединения к своему королевству некоторой части балканских земель или обращения их правителей в венгерских вассалов. В 1365 г. Людовику I удается присоединить (правда, только на время, предоставив ей через несколько лет статус вассальной зависимости) Видинскую Болгарию. Венгерский король использовал благоприятные условия, возникшие в результате угрозы османского завоевания Балканского полуострова. Его действия были рассчитаны на то, чтобы опередить османов. Но в 1366 г. произошло и первое столкновение с турецкими войсками14. Одной из основных линий внеш-_ ней политики Венгерского королевства надолго останется балканская и антиосманская направленность. Междуна- родное положение королевства в 50—60-е гг. во многом способствовало созданию благоприятной обстановки для успешного выступления Молдавии за ликвидацию зависимости и для относительно безопасного существования княжества в первые' годы его самостоятельной жизни.
Польша же, так же, как и Венгрия, а часто даже совместно с нею, участвовала в напряженной политической борьбе с германскими и австрийскими правителями за влияние в Центральной Европе. Много внимания она уделяет контрмерам по сдерживанию агрессивных намерений Тевтонского ордена, с которым Люксембурги поддерживали постоянные контакты18.
Весьма острый характер носили польско-литовские противоречия из-за взаимных территориальных споров, особенно из-за соперничества при завоевании западнорусских и галицких земель. Только к 60-м гг. чаша весов стала несколько склоняться в пользу Польши, которая сумела нанести в 1366 г. поражение Литве и более основательно закрепиться не только в Галичине, но и на части Волыни16. Польско-литовское противоборство на этом не завершилось. В то же время оба государства, совместно сдерживающие Тевтонский орден, были объединены общими интересами.
Что касается собственно Великого княжества Литовского, то оно сталкивалось с Великим княжеством Московским, с его политикой объединения русских земель в едином государстве. Великие литовские князья стремились присоединить к своему княжеству все русские земли, литовская власть в западнорусских и юго-западных русских землях препятствовала объединению всех русских земель в единое государство. Для Литвы было очень важно поддерживать на западных своих границах мирные отношения с Польшей и отражать агрессию Тевтонского ордена. Однако необходимость концентрации сил для отпора крестоносцам не могла удержать литовских феодалов от политики экспансии на русские земли. Поэтому и взаимоотношения с русскими княжествами, и взаимоотношения с Золотой Ордой, часто менявшаяся противоречивая обстановка в Восточной Европе определяли важное место восточного и юго-восточного направления во внешней политике Великого княжества Литовского*7.
Естественно, что основные направления во внешней политике соседних с Молдавским княжеством государств, состояние внешних сношений Венгрии, Польши и Литвы с другими государствами сказывались в той или иной степени на возможности реализации внешнеполитических задач, стоявших перед молдавскими воеводами. Во всяком случае вплоть до рубежа 60—70-х гг. XIV в. в известных нам источниках нет свидетельств о каких-либо серьезных осложнениях в международном положении Молдавского княжества. В то же время пока не обнаружено никаких сведений и о том, что княжество само предприняло какие- либо заметные действия во внешней политике, хотя для этого, как нам представляется, существовали благоприятные условия. На первых порах, вероятно, внутренние проблемы явно преобладали над внешними. По-видимому, интересы молдавских правителей не выходили за пределы Днестровско-Карпатских земель.
Население Днестровско-Карпатских земель отличалось в то время этнической неоднородностью. Волошское население составляло основную массу населения в Восточном Прикарпатье и на Центральном Молдавском плато с отклонением в направлении Кодр Днестровско-Прутского междуречья, а также частично Буковины на север и KQI вурлуйской лесостепи на юге, т. е. оно заселяло и некоторые области, находившиеся за границ Молдавского княжества. Это волошское население из Восточного Прикарпатья, где располагалось его основное ядро, продолжало переселяться в менее или даже слабо заселенные соседние области Днестровско-Карпатских земель, преимущественно в лесохолмистые районы, наибо- ле пригодные для ведения лесопастбищного скотоводства, которым преимущественно оно занималось тогда18. Такие территориально-демографические сдвиги привели к тому, что уже во второй половине XIV в. понятие «волошская земля» («земля волохов») стало распространяться на все пространство между Днестром и Карпатами19. Естественно. что волошское население соседних областей тяготело политически к Молдавскому княжеству, в связи с чем возникала тенденция их присоединения к Молдавскому государству.
Довольно многочисленным, но вторым по удельному весу после волошского, было восточнославянское, или русинское (бывшее древнерусское, затем украинское) население. Оно также постоянно пополнялось за счет переселенцев из Галицкой Руси. Относительно плотный восточно- славянский массив расселения охватывал северную часть Днестровско-Карпатских земель, а отдельные более ограниченные очаги имелись и в других районах края. Менее существенную роль в крае играло южно-славянское, венгерское, немецкое, тюркское население.
Основная часть восточнороманского и славянского населения края в силу ряда причин в условиях второй половины XIV в. тяготела к возникшему Молдавскому княжеству.
Во-первых, волошско-славянская хозяйственно-эконо- мическая, социальная и политическая общность в крае во второй половине XIV в. имела уже определенную традицию. Формирование молдавской народности происходило вследствие тесных волошско-восточнославянских контактов на востоке от Карпат. Первое политическое образование на восточных склонах Карпат, которое переросло в Молдавское княжество, с полным основанием можно назвать волошско-славянским. От славян молдаване восприняли и некоторые социальные и политические институты — кнез (князь), воевода, господарь, а также некоторые НОРМЫ древнерусского прядя
Во-вторых, феодальные отношения в Молдавии только оформлялись, а потому и формы социальной эксплуатации были менее суровыми, чем в соседнем Галицком княжестве, где они достигли уровня развитых и где после завоеваний со стороны Польши накладывались еще более жесткие формы эксплуатации, принятые в Польском королевстве.
В-третьих, в Молдавии официальной и доминирующей государственной религией было православие, которое исповедовалось также восточнославянским населением. Этот момент приобретает принципиальное значение, если учесть что Венгерское и Польское королевства были государствами католическими и их политическая экспансия сопровождалась не только более жесткими формами феодальной эксплуатации, характерными для католических стран, но и угрозой национального и ДУХОВНОГО порабощения.
Все перечисленные, а также другие обстоятельства (интересы господствующего класса молдавских феодалов, торгово-ремесленного населения, церкви и др.) определили основные направления политики Молдавского государства в последней трети XIV в.
Еще по теме § 1. Основные задачм и цели внешней политнкм Молдавского княжества:
- Глава I ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ МОЛДАВСКОГО КНЯЖЕСТВА В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIV в.
- § 3. Внешняя политика Молдавского княжества
- § 1. Внешняя политика молдавского княжества в конце 50-х — 70-х гг.
- Глава V ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА МОЛДАВСКОГО КНЯЖЕСТВА В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVI в.
- Глава IX МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА МОЛДАВСКОГО КНЯЖЕСТВА В 20-х —СЕРЕДИНЕ 50-х гг. XV» в.
- § 2. Взаимоотношения Молдавского княжества с Венгрией, Польшей и Великим княжеством Литовским в конце 60-х — начале 80-х гг.
- § 2. Внешняя политика Молдавского княжества в середине 40-х — середине 50-х гг.
- $ 2. Походы • Молдавское княжество отрядов запорожских казаков в конце 70-х — начале 90-х гг. и их значение для антиосманской борьбы молдавского народа
- § 1. Внешнеполитическое положение Молдавского княжества в 20—40-х гг.
- § 1. Молдавское княжество в межгосударственных отношениях 1792—1799 гг.
- § 2. Молдавское княжество в международной политике начала ХйХ в.
- Глава IV ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МОЛДАВСКОГО КНЯЖЕСТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XV в.
- Драгнев Д.М.. Очерки внеш.-пол. истории Молдавского княжества, 1987
- Глава XIV МОЛДАВСКОЕ КНЯЖЕСТВО В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ КОНЦА XVIII — НАЧАЛА XIX в.