Внешняя политика Канады между двумя мировыми войнами
Межвоенный период характеризуется активной борьбой правящих кругов Канады за внешнеполитический суверенитет, становлением и упрочением ее самостоятельной внешней политики, Которой страна до этого фактически не имела.
До открытия Парижской мирной конференции канадская делегация во главе с премьер-министром Р. Борденом посетила Лондон. После длительных и упорных переговоров она вырвала у
Ллойд Джорджа согласие предоставить Канаде на конференции статус самостоятельного участника. Однако, согласившись на самостоятельное представительство Канады, «Ллойд Джордж сумел еще теснее привязать Канаду к метрополии и заставить ее, как и другие доминионы, полностью поддерживать английскую политику. А когда требовали обстоятельства, он ловко использовал канадскую карту в дипломатической игре против своих противников» 44.
Позиция Канады в момент переговоров почти всегда была идентична позиции Англии или совпадала с ней. Молодая канадская дипломатия, учитывая происшедшие в годы войны сдвиги в канадо-американских отношениях, не могла не считаться и с позицией США. К тому же Канада затратила немало усилий, чтобы добиться от Англии разрешения иметь в Вашингтоне самостоятельное дипломатическое представительство.. Это разрешение было получено только в 1920 г., а канадский посланник вручил свои верительные грамоты лишь в 1927 г.
Занимая столь сложное положение «между двух огней», Канада в своей внешней политике стремилась лавировать меясду Англией и США, играть роль своего рода «посредника» между ними, способствовать их сближению. Как заявил в 1918 г. Борден, «самое большое достижение, какое только мы можем привезти к себе домой с войны, — это будущие хорошие отношения между Британской империей и Соединенными Штатами» 45. Эта линия отчетливо проявилась уже в ходе Парижской мирной конференции, когда обсуждались вопросы о создании Лиги наций, о репарациях с Германии, колониальный вопрос и т. д.
Несмотря на нежелание Англии, канадская делегация настояла на праве поставить свою подпись под Версальским мирным договором, став полноправным членом Лиги наций и Международной организации труда. Это было важным достижением на пути утверждения внешнеполитического суверенитета страны.
Однако процесс распада «дипломатического единства» Британской империи был сложным и происходил не так легко, как это первоначально представлялось канадским политикам. Англия отнюдь не собиралась сдавать свои позиции без боя. Наоборот, она делала все для того, чтобы сдерживать этот процесс. В самой Канаде также продолжали действовать влиятельные политические силы, добивавшиеся сохранения тесных связей с Англией и упрочения имперской централизации. Именно к этой категория относился канадский премьер-министр А. Мейген, сменивший в 1920
г. Р. Бордена. А. Мейген принял самое активное участие в созванной Лондоном в 1921 г. конференции премьер-министров стран Британской империи и заверил Великобританию, что доминионы не думают ни о каких «революционных изменениях в наших конституционных взаимоотношениях» 46. В отличие от имперских конференций военного времени Канада на этот раз отказалась от своей роли поборника идеи суверенитета доминионов во внешнеполитической области. Единственная сфера внешней политики, где она продолжала выступать за полную самостоятельность, были ее отношения с Соединенными Штатами.
Верноподданнический характер принятых имперской конференцией 1921 г. решений не принес особой популярности правительству Мейгена. Он вызвал недовольство той части канадской буржуазии, которая была сторонницей пересмотра отношений внутри империи. За -свой проанглийский курс Мейген поплатился поражением на парламентских выборах 1921 г., когда к власти пришли либералы во главе с Макензи Кингом.
Важное место во внешней политике Канады с 1917 г. занял «русский вопрос». Правящие круги страны выступили открытыми врагами социалистической революции в России. Они всячески раз« жигали антикоммунистическую истерию, провозглашали требования «покончить с большевизмом». Ненависть к Советской власти у канадской буржуазии сочеталась с планами экономического закабаления России, что и привело Канаду в число участников антисоветской интервенции47. В августе 1918 г. подталкиваемое Англией правительство Р. Бордена приняло решение направить экспедиционный корпус численностью 4 тыс. человек в Сибирь, а 27 октября 1918 г. первый отряд канадских войск высадился во Владивостоке. К марту 1919 г. армия канадских интервентов в Сибири насчитывала около 5 тыс. человек. Непосредственного участия в боевых действиях эти канадские войска не принимали. В интервенции участвовала канадская артиллерийская бригада, которая в начале октября 1918 г. высадилась в Архангельске. Своим огнем она поддерживала действия пехотных частей интервентов в ожесточенных боях в конце 1918 г. и весной 1919 г.
Совершенно иначе относились к Советскому государству трудящиеся массы Канады. Развернулось широкое движение поддержки Советской страны под лозунгом: «Руки прочь от Советской России!» В нем участвовали самые широкие слои народа, профсоюзные, фермерские, религиозные организации, требовавшие прекращения интервенции и вывода канадских войск из России. Движение солидарности канадских трудящихся с революционной Россией, за прекращение империалистической интервенции нашло выражение в многочисленных митингах и собраниях, в потоке писем в адрес газет и парламентариев, в резолюциях профсоюзов.
Мощное движение протеста оказало влияние на позицию правящих кругов. Ряд политических деятелей в правительстве и парламенте высказались за прекращение участия Канады в антисоветской интервенции. Несколько иную лпшпо были вынуждены занять и наиболее ярые сторонники интервенции. Канадский премьер-министр Р. Борден выдвинул идею созыва мирной конференции на Принцевых островах с участием различных политических группировок России, высказался за переговоры с Советской Россией.
В 1920 г. наметились признаки нормализации отношений между Канадой и Советской Россией. Состоялись переговоры между Бюро представителя РСФСР в США и министром торговли Канады Фостером, который заверил представителя РСФСР Л. Мартенса, что в Канаде не будет чиниться препятствий закупке советских товаров48. В 1922 г. на советско-канадские отношения были распространены важнейшие положения англо-советского торгового соглашения 1921 г. Канада де-факто признала Советское правительство.
Заметное оживление внешнеполитической деятельности Канады после первой мировой войны связано с именем Макензи Кинга, который на протяжении более 20 лет занимал одновременно пост премьер-министра и главы внешнеполитического ведомства. Под его непосредственным воздействием сформировалась внешнеполитическая доктрина Канады 20-х годов, «сердцевиной которой являлось убеждение в возможности и эффективности политики изоляционизма наряду с признанием первостепенной важности для Канады сохранения тесных отношений как с Англией, так и с США без предоставления существенных преимуществ той или другой стороне» 49. Эта концепция предусматривала пересмотр отношений с метрополией и утверждение независимой от Англии внешней политики, укрепление внешнеполитических связей с США, более активный выход на международную арену.
Одной из первых мер Макензи Кинга по утверждению внешнеполитического суверенитета был отказ возглавляемого им правительства принять участие в военных акциях Великобритании против Турции в районе Средиземного моря в 1922 г. Выступая в канадском парламенте, Макензи Кинг заявил, что «отношения между различными частями Британской империи могут носить прочный характер только в том случае, если будет полностью признано верховенство парламента, в особенности в вопросах, касающихся участия в войне» 50. Следуя своей линии, Кинг отказался принять участие в Лозаннской конференции; Канада не подписала и мирный договор с Турцией, хотя на этом настаивала Англия. Эти действия правительства Кинга имели очень важное значение в утверждении независимого курса внешней политики Канады. По справедливому мнению Тима Бака, они «подорвали всю систему централизации и имперского единства в области дипломатии, установленную на имперской конференции 1921 г., Я содействовали успеху борьбы за суверенитет Канады» 51.
На имперской конференции 1923 г. Канада продолжила борьбу за равноправие доминионов в области внешней политики. Она добилась от Англии предоставления им права вести самостоятельно переговоры о заключении международных договоров без английского контроля и на таких же условиях подписывать эт# договоры. На конференции Канада отказалась также от предл<г женного Англией плана «единой обороны империи» и от принятии каких-либо обязательств в военной области.
Кульминационным моментом в борьбе Канады за суверенитет стала имперская конференция 1926 г. Группа доминионов, включая Канаду, потребовала на этой конференции формального признания своей самостоятельности во внутренней и внешней политике и проведения в связи с этим соответствующей конституционной реформы. Англия была вынуждена отступить. В принятой конференцией «декларации Бальфура» было зафиксировано право доминионов на независимую внешнюю политику. Этот документ гласил: «Они суть автономные государственные единицы внутри Британской империи, равные по статусу, ни в каком отношении не подчиненные одна другой в каком бы то ни было смысле в их внутренних и внешних делах, хотя и объединенные общим подданством короне и свободно объединившиеся в качестве членов Британского содружества наций» 52. После принятия декларации Бальфура Канада сразу же открыла свои дипломатические представительства в Вашингтоне, Париже, Токио. Первый канадский посланник Винсент Мэсси прибыл в США в феврале 1927 г. Канада в качестве суверенного государства была избрана непостоянным членом Совета Лиги наций, но ее деятельность в этой организации была довольно скромной.
В начале 30-х годов важное место во внешней политике Канады заняло закрепление внешнеполитической независимости от Англии, с одной стороны, и активные действия по обеспечению новых внешних рынков, в том числе в рамках Британской империи, — с другой. На имперской конференции 1930 г. в Оттаве в интересах усиления зернового экспорта Канады ее представитель предложил расширить торговые связи с Англией на основе имперских преференций. На той же конференции был согласован текст Вестминстерского статута, который, став в 1931 г. законом, окончательно объявил доминионы полностью равноправными и независимыми во внутренней и внешней политике53. Тем не менее и после принятия Вестминстерского статута канадская конституция могла быть изменена только парламентом Англии. Высшей апелляционной инстанцией Канады по-прежнему оставался юридический комитет Тайного совета Апглии.
На имперской конференции 1932 г. в Оттаве представитель Канады Р. Беннет вновь добивался расширения канадского экспорта зерна и других продовольственных товаров. Заключенное здесь англо-канадское торговое соглашение предусматривало взаимные льготы на поставки канадских продовольственных товаров в Англию и английских промышленных товаров в Канаду. На конференции в Оттаве Канада заключила также торговые соглашения с Южпо-Африканским Союзом, Южной Родезией и Ирландией.
Оттавские соглашения оформляли своего рода имперский экономический союз в целях борьбы против экспансии других держав, в первую очередь США. Они отражали обострение межимпериалистических противоречий, прежде всего англо-американских, которыми в определенной степени воспользовалась Канада в интересах усиления 'Своих позиций на рынках Англии54.
В области таких международных проблем, как разоружение* борьба против агрессии и нарастающей фашистской опасности, правительство Канады действовало преимущественно в фарватере английской политики. Вместе с Англией Канада попустительствовала разжиганию милитаристской Японией очага войны на Дальнем Востоке. Она не выступила с осуждением агрессии фашистской Италии против Эфиопии. Примирительно отнеслась она и к отказу Германии от военных статей Версальского договора. Консервативное правительство Р. Беннета, как и его предшественники, проводило неприкрыто враждебный курс в отношении СССР, введя эмбарго на импорт из СССР и препятствуя развитию каких-либо отношений между двумя странами.
Пришедшее к власти в 1935 г. правительство либералов во главе >с Макензи Кингом мало что изменило во внешнеполитическом курсе страны. Оно активно поддерживало политику «умиротворения», а фактически поощрения фашистской агрессии. Это особенно наглядно проявилось при обсуждении в Лиге наций вопроса
о применении санкций против Италии, начавшей агрессивное действие в Африке. В этот момент канадское правительство решительно воспротивилось взять на себя какие-либо обязательства, которые обязывали бы Канаду применить военные санкции55. В 1938 г. Канада официально признала аннексию Эфиопии Италией.
Во время интервенции фашистской Германии и Италии в Испанию в 1936—1939 гг. Канада официально объявила об эмбарго на экспорт оружия «участникам вооруженного конфликта в Испании», не сделав, таким образа, никакой разницы между республиканским правительством и фашистскими силами. В 1937 г. в. стране был принят закон, который запрещал канадцам участвовать в военных действиях на стороне той или иной иностранной державы и этим ставил преграды местным добровольцам-интерна- ционалистам в оказании помощи испанским республиканцам.
В 1937 г. на имперской конференции в Лондоне Канада полностью поддержала политику «умиротворения» фашистских агрессоров. М. Кинг отныне стал одним из основных соратников Н. Чемберлена в проведении этой чуждой народам политики. Летом 1937 г. М. Кинг посетил Берлин, где имел беседы с Герингом и Гитлером.
С не имевшим под собой реальпой почвы «чувством облегчения» за судьбы канадского и английского капитала М. Кинг записал в дневнике после этой встречи, что «нацистские лидеры планируют не общеевропейскую войну, а наверняка разрабатывают лишь экспансию на Востоке»56. Канадский премьер был полностью на стороне Англии, когда она признала захват Австрии Германией в 1938 г. Он одобрил мюнхенский сговор и одним из первых поздравил Н. Чемберлена «как миротворца и блюстителя интересов народов Европы и всей планеты». С середины 30-х годов в стране развертывается активное антивоенное и антифашистское движение. Борьба за мир и за коллективную безопасность становится программой многих профсоюзных, фермерских, молодежных и религиозных организаций. Все чаще со стороны различных кругов общественности раздается критика в адрес опасной и близорукой политики либерального правительства. На съездах профессиональных союзов Канады и их национальных организаций в 1938 г. были выдвинуты требования изменить внешнюю политику страны и направить ее на борьбу за создание системы коллективной безопасности, за обуздание фашистских агрессоров.
Мужественную борьбу за сплочение сторонников мира и противников фашизма вели канадские коммунисты. В докладе на пленуме Исполкома Компартии Канады в июне 1938 г. Тим Бак призывал: «Священный долг всего рабочего движения — развивать как можно более широкое движение для вовлечения Канады в орбиту сил, выступающих за мир, добиться того, чтобы Канада сыграла свою роль в превращении Северной Америки в оплот мира, чтобы она с гордостью заняла место бок о бок с Советским Союзом в раду государств, борющихся за единство всех демократических стран, против агрессоров... Мы должны бороться более энергично, чем когда-либо ранее, против лицемерной и опасной политики изоляционизма. Мы должны более четко и ясно разоблачать сущность изоляционизма как маски, под прикрытием которой фашизм надеется вовлечь Канаду в войну. Мы должны бороться против продолжающейся поддержки Канадой Чемберлена» 57.
Однако изоляционистские настроения сохранялись в Канаде довольно долго. Особенно сильными они были после мюнхенского сговора, когда все главные политические партии, за исключением коммунистов, почти все профсоюзы, подавляющее большинство буржуазных политических и общественных деятелей выразили свое одобрение действиям «умиротворителей». Прозрение пришло позже. Оно наступило, когда началась вторая мировая война, вынесшая приговор обанкротившейся политике поощрения агрессии и фашизма, которую поддерживало и канадское правительство, хотя оно и не играло в этом ведущей роли.
Еще по теме Внешняя политика Канады между двумя мировыми войнами:
- § 3. Между двумя мировыми войнами
- § 6. Между двумя мировыми войнами
- § 3. Между двумя мировыми войнами
- Глава пятая МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ
- Освободительное движение между Первой и Второй мировыми войнами
- Япония между первой и второй мировыми войнами
- Освободительное движение между Первой и Второй мировыми войнами
- Американское законодательство в период между мировыми войнами. Социальное направление и результаты реализации.
- Конец Второй мировой войны и внешняя политика США
- § 7. Невозможность прямого иска между двумя сторонами для удовлетворения данной претензии как необходимая предпосылка регрессного иска между ними
- Канада в годы первой мировой войны
- Различие между двумя богами: а) признаки
- Глава XI О РАЗЛИЧИИ МЕЖДУ ДВУМЯ ЗАВЕТАМИ
- Социально-политическая борьба в римском обществе в период между 1-й и 2-й Пуническими войнами
- Различие между двумя богами: Ь) способы действия
- Различие между двумя богами: с1) космические связи
- Глава11.Между двумя кризисами(1921-1933
- Различие между двумя богами: е) социальные и теологические связи
- Глава шестая КАНАДА ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ