§ 6. Между двумя мировыми войнами


В период гражданской войны в СССР эпидемические заболевания приняли значительные размеры.
Эпидемия испанки, занесенная в Россию из-за границы, унесла в нашей стране, как и во всех других европейских странах, большое число жизней.
Кроме того, среди населения, изнуренного войной 1914—1918 гг. и блвкадой, организованной Ан
тантой, возникли эпидемии тифа, которые причинили большой урон и Красной Армии.
3 1918—1920 гг. в Красной Армии было зарегистрировано 573 882 случая сыпного тифа и 780 870 случаев возвратного тифа *.
В 1921 г. (без декабря) число заболевших тифом в войсках Красной Армии составило 316 тыс. человек, из них 18 тыс. умерло. Таким образом, летальность составила 6%. Принимая эту же летальность для 1918—1920 гг., получаем, что число умерших от тифа красноармейцев и командиров составило 100 тыс. человек.
Заболевания в Красной Армии в годы гражданской войны выражались в следующих цифрах:2

Период

Число больных (в тыс.)

на фронтах

в округах | всего 1

С октября 1918 г. по 1 января 1919 г.
1919 г
С 1 января 1920г.по 1 ноября 1920 г.

40,6 818,2 2 201,6

47,2
253,5
319,3»

87,8 071,7 520,9

Итого

3 060,4

620,0

3 680,4


За 10 месяцев 1920 г. число больных превысило 2,5 млн. На этом основании можно считать, что за весь 1920 г. число больных составило, по-видимому, 3 млн. человек. В то же время известно, что в этом году на фронте и в тылу умерло от болезней 174 тыс. военнослужащих4, т. е. летальность по всем болезням также составляла 6%. Принимая этот процент летальности и исходя из того, что число заболевших за все годы гражданской войны достигало примерно 5 млн. человек, можно считать, что общее число умерших от болезней военнослужащих Красной Армии, включая и находившихся в тылу, составило 300 тыс. человек.
В белой армии эпидемические заболевания приняли значительно большие размеры. Военно-санитарное дело у белых было поставлено из рук вон плохо, и это приводило к большим санитарным потерям. Известно, что на юге уже к весне 1919 г. в результате непрерывных кровопролитных боев и эпидемий число
,              [502] А. Сысин, Эпидемии сыпного и возвратного тифа в Росснн в 1918—
‘“20 гг. «Труды IV съезда бактериологов», стр. 25, 33, 36.
Центральный Государственный Архив Красной Армнн, ф. 34, оп. 2, 12, л. ]()¦ ф оп 4) д 739t л з8з_ «Экстренная справка» начальника 5 Сани- арно-статистического отдела Главсанупра. По 1 августа.
Н.              Зеленев, Военно-саннтарное дело, «Большая медицинская энцнкло- еДия», т. V, стр. 450.

раненых и больных в лечебных заведениях белых армий доходило до 25 тыс.
К началу 1920 г. на Дону и Кубани положение у белых еще более ухудшилось. Очевидцы рисуют такую картину санитар, ного состояния белой армии: «Госпитали и лазареты были переполнены сверх всякой меры. За недостатком мест эвакуационные и санитарные поезда не разгружались по целым месяцам Раненые и больные, лишенные элементарного ухода, умирали тысячами. Ввиду развала в военно-санитарном ведомстве смертность в госпиталях и лазаретах доходила до огромных размеров. В результате больные и раненые стали прибегать к разным мерам, чтобы не попасть в число эвакуированных и избежать госпитального и лазаретного лечения». Начальник местного гарнизона станицы Мечетинской в следующих словах характеризовал положение: «У меня, — рассказывал он, — свыше шести тысяч тифозных... В местных лазаретах творится нечто ужасное. Помещение рассчитано максимально на сто — двести человек, а там находится от тысячи до двух тысяч. Медицинского же персонала нет. Лежат все вповалку, как попало. Каждую ночь умирает в каждом лазарете человек по двадцать — тридцать. За отсутствием санитаров они лежат по несколько дней и больные, выходя во двор, вынуждены ступать по трупам... Вывезти больных некуда: везде то же самое. Все станицы переполнены, города также, да и перевязочных средств нет...» И такие рассказы можно было слышать от всех, кто ездил по фронту !.
Приведенные материалы показывают, что санитарные потери белых на юге России 'были очень велики, однако размер их остался неизвестным. Лучше обстоит дело с материалами по двум другим фронтам гражданской войны — но Западному и Восточному. Известно, что в армии белополяков за 1918—1920 гг. умерло от ран и болезней 30 337 солдат и офицеров[503]. Так как число раненых у них составляло 113,5 тыс. человек, то, принимая процент умерших от ран равным 6, получаем, что число умерших от болезней равнялось 24 тыс.
человек[504]. Число убитых белополяков выше было определено в 38 тыс. человек. Таким образом, санитарные потери составляли почти две трети боевых.
На Восточном фронте гражданской войны эпидемии в белой армии были еще более значительными. Об этом свидетельствуют материалы, сообщаемые профессором В. А. Башениным, бывшим тогда начальником санитарной части Красной Армий в Новониколаевском (ныне Новосибирском) военном городке.

о конце 1919 и в начале 1920 г. там находились значительные ассы солдат колчаковской армии: часть из них перешла на сторону Красной Армии, другая часть была захвачена в плен с оружием в руках. Среди пленных и перебежчиков разразилась сильнейшая эпидемия сыпного и возвратного тифов с огромным процентом смертности. Профессор Башенин приводил следующие цифры умерших солдат колчаковской армии *.

Период

Умерло в казармах

Умерло в госпиталях

Декабрь 1919 г. и январь 1920 г.. .

6313

2 197

Февраль 1920 г

3 804

1 708


82

1 105

Итого

10 199

5 010


Общая цифра умерших от этой эпидемии составила 15 209 человек. Эту цифру профессор Башенин склонен считать преуменьшенной, ибо, как он указывает, «весной находили много трупов, избегнувших статистики, в погребах, ямах, брошенных строениях и других укромных местах». В Сибири был другой такой же крупный очаг тифозной эпидемии среди белой армии — город Красноярск, где в военных госпиталях число поступавших тифозных больных достигало 700 человек в день[505]. Учитывая и другие очаги тифозной эпидемии, профессор Башенин полагает, что в колчаковской армии умерло от тифа приблизительно 50 тыс. человек.
Принимая во внимание, что тиф был главной, но не единственной причиной смерти от болезней среди солдат колчаковской армии, надо считать, что общие санитарные потери белых на востоке были несколько выше этой цифры. Учитывая потери белых на западе (24 тыс.) и на юге, которые также выражались Десятками тысяч, можно считать, что в белой армии умерло от болезней приблизительно 150 тыс. человек.
Эпидемии в белых армиях были источником эпидемических заболеваний в Красной Армии. Войска белых, переходя на сторону Советской власти, сами того не подозревая, приносили с собой инфекцию. «Когда наши войска, — писал Н. А. Семашко,—вступили за Урал и в Туркестан, громадная лавина эпидемических болезней (тифов всех трех сортов) надвинулась на нашу армию из колчаковских и дутовских войск. Достаточно упомянуть, что из 60-тысячной армии противника, перешедшей на нашу сторону в первые же дни после разгрома Колчака и Дутова, 80% оказались зараженными тифом. Сыпной тиф на восточном, возвратный, главным образом, на юго-восточном фронте, бурным потоком устремились на нас. И даже брюшной тиф, этот верный признак отсутствия элементарных санитарных мероприятий — хотя бы прививок, широкой волной разливался по дутовской армии и перекатился к нам»[506].

Несмотря на то что удельный вес санитарных потерь в белой армии был гораздо выше, нежели в Красной Армии, абсолютное количество умерших от болезней было ниже. Это объясняется тем, что численный состав Красной Армии, включая все тылы, резервы и т. д., значительно превосходил численный состав белой армии. А абсолютное количество погибших от эпидемий в большей степени зависит, разумеется, от общей численности армии.
Общее количество солдат и офицеров, умерших от болезней в период гражданской войны, может быть определено примерно в 450 тыс. человек для обеих воевавших сторон.
Во время греко-турецкой войны умерло от болезней примерно 5 тыс. греческих солдат и офицеров. Если принять такое же число умерших для Турции, то общие размеры санитарных потерь в этой войне составили 10 тыс. человек.
Во время национально-революционной войны в Испании в 1936—1939 гг. не было крупных эпидемий и число умерших от болезней не выражалось в значительных величинах. Из инфекционных заболеваний были распространены брюшной тиф, малярия и чесотка. Сыпной тиф в республиканской армии встречался лишь в единичных случаях. Летальность от брюшного тифа составляла в сентябре 1938 г. 14%. За все время операций на реке Эбро с 25 июля по 16 ноября 1938 г. число больных составило 23 072 человека[507]. На основании некоторых отрывочных данных можно предположить, что число умерших от болезней было менее одной десятой числа убитых и умерших от ран.
<< | >>
Источник: Урланис Б.Ц. Войны и народонаселение Европы. 1960

Еще по теме § 6. Между двумя мировыми войнами:

  1. § 3. Между двумя мировыми войнами
  2. § 3. Между двумя мировыми войнами
  3. Глава пятая МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ
  4. Внешняя политика Канады между двумя мировыми войнами
  5. Освободительное движение между Первой и Второй мировыми войнами
  6. Освободительное движение между Первой и Второй мировыми войнами
  7. Япония между первой и второй мировыми войнами
  8. Американское законодательство в период между мировыми войнами. Социальное направление и результаты реализации.
  9. § 7. Невозможность прямого иска между двумя сторонами для удовлетворения данной претензии как необходимая предпосылка регрессного иска между ними
  10. Различие между двумя богами: а) признаки
  11. Глава XI О РАЗЛИЧИИ МЕЖДУ ДВУМЯ ЗАВЕТАМИ
  12. Различие между двумя богами: Ь) способы действия
  13. Различие между двумя богами: с1) космические связи
  14. Глава11.Между двумя кризисами(1921-1933
  15. Различие между двумя богами: е) социальные и теологические связи
  16. Глава третья ВОЕННАЯ СТРАТЕГИЯ МЕЖДУ ГРАЖДАНСКОЙ И ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНАМИ
  17. Социально-политическая борьба в римском обществе в период между 1-й и 2-й Пуническими войнами