Западноевропейская средневековая риторика


Западноевропейская риторическая традиция, из которой выросла риторика эпохи Возрождения и рационалистическая риторика Нового времени, неоднородна как в смысле исторической преемственности, так и в смысле отношения учебной дисциплины и реальности публичной речи.

В качестве предмета риторика прочно входит в систему научнобогословского знания в составе тривиума — основания всей образовательной системы.
«Философия ведь на самом деле подразделяется на естественную, рациональную и моральную. Первая занимается причиной бытия и поэтому ведет к всемогуществу Отца; вторая занимается законом мышления и поэтому ведет к мудрости Слова; третья занимается порядком жизни и поэтому ведет к благу Святого Духа.
В свою очередь естественная философия подразделяется на метафизику, математику и физику. Первая изучает сущность вещей, вторая изучает числа и фигуры, а третья — природу, силу и действие процесса распространения. Поэтому первая ведет к Первоисточнику — Отцу, вторая ведет к Его образу Сыну, третья ведет к Их Дару — Святому Духу.
Рациональная философия подразделяется на грамматику, обучающую искусству выражения; логику, обучающую аргументации; и риторику, обучающую искусству убеждать и трогать (persuadendum siue mouendum). Подобным образом и они открывают тайну Святой Троицы. Моральная философия подразделяется на мораль индивидуальную, семейную и социальную (monasticam, oeconomiam et politicam). Поэтому первая открывает нерожденность Первоистока, вторая — рожденность Сына, третья — свободу Святого Духа.
Итак, все три науки основаны на надежных и непогрешимых правилах, которые словно лучезарный свет из вечного закона нисходят 1 в нашу душу. И поэтому озаренная и переполненная таким сиянием наша душа, если, конечно, она не слепа, может сама вести себя к созерцанию вечного света, что приводит мудрых в восхищение и, наоборот, безумных, неверующих от разумения приводит в смятение, таким образом исполняются слова пророчества: Свет Твой чудный на вершинах гор вечных — в смятении все безумные сердцем (Пс. 75, 5-6)» V
Но с изменением характера средневековой науки изменяется и содержание риторики, причем в разных странах средневековой Европы статус и содержание риторики различны.
Что касается отношения риторики к реальности публичной речи, ситуация представляется крайне запутанной. Риторика была жестко включена в систему дисциплин, и поэтому ее догматическое изложение было систематизировано и формализовано, как изложение грамматики и логики.
В этом качестве риторика соотносилась с латинской проповедью, которая представляла собой достаточно искусственное построение богословского характера, предназначенное для ученых людей, очевидно, с университетской богословской дискуссией и другими жанрами ученой латинской речи. Но Средние века — время бурного развития духовного и политического красноречия на народных языках. Публичное слово народных проповедников было исключительно влиятельным на всем протяжении западноевропейского Средневековья и отчасти Нового времени. И здесь отношение риторики как изучаемой дисциплины к практике сложно. При том, что эта народная практика вряд ли следовала прецептам ученой риторики, не следует забывать о риторических обществах в Нидерландах и 1ермании, из которых впоследствии родилась протестантская риторика. Но протестантская риторика носит достаточно ученый традиционный характер. Кроме того, граница ученой и народной риторики и в схоластический период была вполне проницаемой, и целый ряд ученых тем, которыми были заняты университетские богословы, становился предметом самого широкого и эмоционального народного обсуждения.
Западноевропейская средневековая так называемая схоластическая (школьная) риторика и логика обращаются в основном к проблеме инвенции[97] [98]. Техника богословской и философской аргументации (они практически неразличимы в западном схоластическом богословии) была топической: средневековые теолог и юрист доказывали выдвинутые положения, используя не аксиоматический

метод, а подбирая посылки к умозаключениям по диалектическому принципу.
Риторическая инвенция стремится систематизировать как логические, так и содержательные общие и частные (в основном юридические) топы, представляя их как единую систему антитетических (П. Абеляр) или совместимых (М. Грибальдус, Р. Луллий) положений, используемых в качестве посылок аргументации. В качестве основы такой топической системы вырабатывается учение об именовании (импозиции) и подстановках имен или высказываний (суппозиции), а грамматика, диалектика и риторика выстраиваются в единой системе категорий как некая аксиоматическая теория (П. Абеляр, В. Оккам, Боэций Дакийский и др.), в соответствии с которой «глубинная структура» языка представляется универсальной. Следует, однако, отметить, что основания этих логических теорий скорее всего были заимствованы из Византии[99].
<< | >>
Источник: Волков А.А.. Теория риторической аргументации. 2009

Еще по теме Западноевропейская средневековая риторика:

  1. X. ФИЛОСОФИЯ ВО ВЗАИМОДЕИСТВИИ С РЕЛИГИЕИ И ЕЕ ИНСТИТУЦИЯМИ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
  2. Еретические учения и движения в западноевропейском Средневековье.
  3. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
  4. Религиозная и светская образованность в раннем западноевропейском Средневековье.
  5. ТОРГОВЛЯ И КУПЕЧЕСТВО: КОНТУРЫ “ОБЩЕСТВЕННОГО ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ” ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
  6. ФИЛОСОФИЯ, РИТОРИКА, ПУБЛИЦИСТИКА
  7. РЕЖИМЫ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО И ШИГУРЫ РИТОРИКИ ?
  8. Семантика, риторика и социальные функции «прошлого» К социологии советского и постсоветского исторического романа
  9. 3.4. КУЛЬТУРА ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ 3.4.1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ
  10. ВТОРОЙ ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ (период средневековых систем, XIII в.)
  11. ЗАВЕРШАЮЩИЙ ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ (период средневековой критики XIV в.)
  12. ГРЕЧЕСКИЕ ГОРОДА И ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ВЛИЯНИЕ
  13. ОТНОШЕНИЯ СССР С ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИМИ ГОСУДАРСТВАМИ
  14. Отношения СССР с западноевропейскими государствами во второй половине 70-х и в 80-е годы
  15. ОПЕРАЦИИ НА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОМ ТЕАТРЕ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
  16. § 8. Развитие западноевропейской интеграции
  17. Теория западноевропейского романтизма
  18. Глава 12. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ СХОЛАСТИКА
  19. Непрочность центростремительных тенденций Западноевропейская культура
  20. Патристика и схоластика — этапы развития западноевропейской христианской философии