Взаимодействие генотипа и среды в развитии

Генотип-средовое взаимодействие проявляется в том, что одинаковые условия среды в разной степени благоприятны для людей с различными генотипами. Иными словами, представление о генотип-средовом взаимодействии позволяет выяснить, в какой степени результаты воздействий среды зависят от генетических различий между людьми.

Одним из видов взаимодействия генотипа и среды являются так называемые гено-средовые корреляции. В онтогенезе генотип и среда тесно связаны между собой. Ребенок получает от родителей не только генетически обусловленные задатки каких-либо способностей, но и среду, которая может способствовать их интенсивному развитию или, напротив, препятствовать ему. О гено-средовой корреляции говорят в тех случаях, когда есть совпадение некоторых способностей, обусловленных генотипом, со средовыми условиями их реализации.

Предположительно существуют три типа корреляций между генотипом и средой: пассивный, реактивный и активный. Если ребенок «наследует» вместе с генами средовые условия, соответствующие его способностям и склонностям, говорят о пассивной гено-средовой корреляции. При этом подразумевается, что родители создают ребенку условия, которые зависят от особенностей их генотипа. Например, уровень интеллекта родителей определяет их образ жизни и интересы, а это, в свою очередь, влияет на их отношения с детьми, на то, как они проводят время и на что ориентируют ребенка. Поскольку родители и дети имеют половину общих генов, получается, что среда таким образом коррелирует с генотипом и родителей, и детей.

Пассивная гено-средовая корреляция может быть положительной и отрицательной. Примером подобной корреляции служат случаи, когда обладающие музыкальными способностями родители создают все условия, чтобы ребенок получил музыкальное образование. При этом средовые условия положительно связаны с генотипом детей и родителей. Отрицательная корреляция возникает в тех случаях, когда родители по чему-либо создают лучшие условия для занятий тому ребенку, который проявляет меньшие способности, пытаясь дополнительными усилиями поднять уровень достижений этого ребенка.

Реактивная гено-средовая корреляция возникает в тех случаях, когда разные генотипы, проявляясь в поведении, вызывают различную ре. акцию окружающих. Например, родители, далекие от музыки, узнав, что у ребенка хорошие способности, стараются создать ему все условия для обучения. То же справедливо и для отклоняющегося поведения: если ребенок отличается дурными наклонностями, которые в определенной степени зависят от индивидуальных особенностей его генотипа, а отношение взрослых к нему отрицательно, то это подкрепляет те поведенческие особенности, которые с наибольшей вероятностью формируются на основе подобного генотипа.

Ситуация, когда ребенок сам активно ищет условия, соответствующие его генетически обусловленным склонностям, называется активной гено-средовой корреляцией. Ориентация человека на то, что его больше всего интересует, что у него лучше всего получается, рассматривается как влияние на деятельность человека мотивационных, личностных и интеллектуальных особенностей, присущих данному генотипу.

Предполагается, что роли каждого из трех перечисленных видов взаимодействия с возрастом изменяются. Пассивное в процессе взросления становится все менее существенным. По мере того как дети все более активно овладевают способами взаимодействия с окружающим миром и формируют индивидуальные стратегии деятельности, происходит переход к активному взаимодействию, которое выступает в качестве наиболее непосредственного выражения генотипа в индивидуальном развитии человека.

Из сказанного следует, что человек в своем развитии выступает не только как объект, пассивно реализующий влияния собственного генотипа в существующей среде. В процессе овладения индивидуальным опытом активность человека делает его субъектом развития. Однако немалую роль в выборе направления этой активности играет генотип, обусловливая восприимчивость человека к одним видам средовых воздействий и ее отсутствие к другим. Предположительно особая роль генотипа состоит в селекции средовых условий и в определении степени их влияния на развивающегося индивида, что фактически делает генотип движущей силой приобретения индивидуального средового опыта. При таком подходе приходится заново переосмыслить значение средовых условий, признав необходимость разделить их на две категории: значимые и не значимые для индивида. Только те условия среды, которые воспринимаются и интериоризуются индивидом, имеют значение для его дальнейшего развития. Из этого следует, что индивид сам создает свою среду, причем осуществляемый им выбор средовых условий в значительной степени зависит от его генетических особенностей.

Сказанное выше иллюстрируют слова известного американского психолога С. Скарр. Опираясь на психогенетические исследования, она ут верждает следующее. Обычные различия между семьями (в пределах дормы) мало влияют на психическое развитие детей. Родители со скромными возможностями оказывают на своих детей почти такое же влияние, как и культурно утонченные, далеко превосходящие средний уровень. Последнее обстоятельство дает родителям больше свободы В выборе удобных для них способов воспитания детей и освобождает от чувства вины, если они по каким-либо причинам уклоняется (в допустимых пределах) от социально предписываемых норм родительского поведения.

Другими словами, психическое развитие детей, как подчеркивает С. Скарр, в конечном счете зависит не столько от того, куда их предпочитают направлять родители (спортивная секция или музей), сколько от генетической программы развития, а также от богатства возможностей и достаточно хорошего окружения, которое обеспечивает ребенку условия, чтобы стать самим собой.

Если обобщить изложенные выше представления, то они сводятся к следующему: •

индивид сам формирует свою среду; •

формирование этой среды в значительной степени определяется теми свойствами человека, вариативность которых связана с генотипом; •

окружающая среда, в том числе отношение родителей к детям, вносит небольшой вклад в формирование индивидуально-психологических особенностей детей, поскольку родители лишь реагируют на генетически обусловленные особенности поведения своих детей.

Перечисленные положения представляют собой суть позиции, именуемой генетическим детерминизмом, в отличие от средового детерминизма, который решающую роль в психическом развитии отводит факторам окружения.

Генетический детерминизм и составляющий ему оппозицию средовой детерминизм занимают видное место в обсуждении проблемы происхождения индивидуально-психологических различий. Многочисленные эмпирические данные психогенетики, казалось бы, существенно укрепили позиции генетического детерминизма, несмотря на упорную критику со стороны представителей оппозиционного подхода - энвайроменталистов. Историю дискуссий по этой проблеме можно найти в книгах М. С. Егоровой (1995); К. Купера (2000); М. С. Егоровой с соавт. (2004).

В последнее время, однако, в рамках эмпирических материалов, отражающих динамику развития ЦНС в онтогенезе, появляются данные, свидетельствующие о значительной роли активности индивида и приобретаемого на ее основе специфического опыта в формировании собственной нервной системы. Этот подход связан с идеями конструкти- визма. Например, С. Сегаловиц (,Segalowitz, 2003) выделяет три основных аспекта реализации конструктивизма в развитии ЦНС: 1)

опыт, приобретаемый ребенком, должен влиять на выбор направления, в котором преимущественно осуществляется созревание Мозга; 2)

период, в течение которого мозг зависит от приобретаемого опьь та, должен охватывать полный цикл развития, соразмерный с продол, жительностью жизни человека; 3)

влияние опыта поддается управлению, т.е. человек с помощью осознанных выборов элементов опыта может направлять развитие своей нервной системы.

Новые представления о взаимодействии биологических (генетических) и социокультурных влияний в развитии психических функций, в первую очередь интеллекта, содержится в концепциях «конструктивного эпигенеза» (Bidell, Fisher, 1996) и «межличностной нейробиологии» (Siegel, 1999).

В контексте первой концепции рассматривается конструктивный эпигенез, суть которого составляет самоорганизация интегральных систем, включающих субсистемы разных уровней: генетического, нейрофизиологического, когнитивного и социокультурного. Центральный механизм в процессе конструктивного эпигенеза - это координация и интеграция перечисленных субсистем, которая влечет за собой формирование интегральных систем. Поскольку интегральные системы по определению предполагают координированную активность компонентов внутри целой системы, появление новых интегральных систем требует, чтобы компоненты были приведены в состояние координированного действия, чтобы сформировать интегральное целое. Последовательность эпигенетических перемен, наблюдаемых как в физическом, так и в психическом развитии, нельзя объяснить линейными, причинно-следственными связями, независимо от того, какие компоненты включены в образование этих связей (генетические факторы, средовые события или те и другие, взятые вместе). Ведущая роль в появлении качественно новых структур и функций в ходе развития принадлежит самоорганизующейся активности. Активная координация, таким образом, замещает однолинейную траекторию индивидуального развития особи, принадлежащей к популяции.

Самоорганизация активности представляет собой ключевой механизм в переходе от межличностной к внутриличностной регуляции активности. Подобная совместная регуляция ведет к еще одному важному следствию: траектория индивидуального развития каждого человека приобретает индивидуализированный характер.

В противопоставлении с биологическим детерминизмом обосновывает свою позицию и Д. Сигел (Siegel, 1999), указывая на то, что взаимодействие с окружающей средой, в первую очередь взаимосвязи с другими людьми, непосредственно влияет на формирование структур и функций головного мозга. Следует отметить, что идеи Сигела можно рассматривать как переложение на почву нейробиологии представлений J1. С. Выготского и А. Р. Лурия о развитии высших психических функций и их мозговых эквивалентах. Только теперь эти концептуальные положения опираются на обширный массив нейрофизиологических данных.

Идея самоорганизующейся активности как принципа развития ЦНС, стимулируемой и направляемой средой, в первую очередь взаимодействием со значимыми другими, хорошо согласуется с субъектно-деятельностным подходом С. J1. Рубинштейна и А.В.Брушлинского. Она подчеркивает, что человек выступает как субъект развития по отношению не только к собственной психике, но и к собственному мозгу и в конечном счете к собственному генотипу

Вопросы 1.

Как соотносятся нормативное видоспецифическое развитие и формирование индивидуальных различий? 2.

Почему показатель наследуемости не может иметь фиксированного значения? 3.

Какой метод позволяет оценить, насколько связаны между собой генетические компоненты дисперсии признака в разных возрастах? 4.

Какие типы влияний среды выделяют в психогенетике? 5.

В чем состоит смысл амплификационной модели реализации генетических влияний в онтогенезе? 6.

Какое значение имеет активная гено-средовая корреляция для психического развития человека? 7.

Почему дети из одной семьи по складу личности часто не похожи друг на друга? 8.

Как изменяется соотношение генотипа и среды в детерминации интеллекта в ходе развития? 9.

Какие компоненты среды играют решающую роль в происхождении особенностей личности и темперамента? 10.

Что такое генетический детерминизм?

Рекомендуемая литература

Егорова М. С. Генетика поведения: Психологический аспект. - М., 1995.

Егорова М. С. Психология индивидуальных различий. - М., 1997.

Егорова М. С., Марютина Т.М. Развитие как предмет психогенетики // Вопросы психологии. - 1992. -№ 5-6. - С. 5-15.

Егорова М.С., Зырянова Н.М., Паршикова О.В., Пъянкова С Д., Черткова ЮД Генотип. Среда. Развитие. - М., 2004.

Купер К. Индивидуальные различия. - М., 2000.

Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: Наследственность и среда: Пер. с англ. - М., 1993.

ЛурияА. Р. Об изменчивости психических функций в процессе развития ребенка // Вопросы психологии. - 1962. - № 3. - С. 15-22.

Малых С. Б., Егорова М. С., Мешкова Т. А. Основы психогенетики. - М., 1998.

Матени А. (младший). Генетические основы развития детей // Детство идеальное и настоящее: Сборник работ современных западных ученых: Пер. с англ. / Под ред. Е. Р. Слободской. - Новосибирск, 1994. - С. 90-103.

Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М., Григоренко Е. Л. Психогенетика. - М., 1999.

<< | >>
Источник: Т. Д. Марцинковская, Т. М. Марютина, Т. Г. Стефаненко и др.. Психология развития : учебник для студ. высш. психол. учеб. заведений / под ред. Т. Д. Марцинковской. - 3-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия». - 528 с.. 2007

Еще по теме Взаимодействие генотипа и среды в развитии:

  1. Тема: Влияние факторов внешней среды на реализацию генотипа
  2. 2. Право окружающей среды в экономически развитых государствах1 2.1. Общие закономерности развития права ' окружающей среды
  3. Генотип и среда в развитии когнитивных функций
  4. Генотип и среда в развитии темперамента и личности
  5. § 2. Предпосылки развития психики. Генотип и личность
  6. Тема 2. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
  7. РАЗДЕЛ 2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ
  8. Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
  9. 3.5. Рефлексивно-перцептивные способности учителя к проектированию ситуаций межличностного взаимодействия, способствующих гуманизации социально-образовательной среды
  10. 2.7 Норма реакции генотипа
  11. Роль наследственности и среды в развитии психики
  12. 1. Факторы развития международного права окружающей среды
  13. Влияние среды на развитие личности
  14. ? 4. Психическое развитие ребенка: влияние среды
  15. Н.Я. ДАНИЛЕВСКИЙ О РАЗВИТИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ЗАПАДНОЙ И РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
  16. АНТРОПОГЕННОЕ ВЛИЯНИЕ НА СОСТОЯНИЕ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ Проблемы развития городов
  17. ЛЕКЦИЯ 5. ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА, ЕЕ РАЗВИТИЕ, ЗАВИСИМОСТЬ ОТ СРЕДЫ
  18. Генотип российской политической культуры
- Cоциальная психология - Детская психология общения - Детский аутизм - История психологии - Клиническая психология - Коммуникации и общение - Логопсихология - Матметоды и моделирование в психологии - Мотивации человека - Общая психология (теория) - Педагогическая психология - Популярная психология - Практическая психология - Психические процессы - Психокоррекция - Психологический тренинг - Психологическое консультирование - Психология в образовании - Психология личности - Психология менеджмента - Психология педагогической деятельности - Психология развития и возрастная психология - Психология стресса - Психология труда - Психология управления - Психосоматика - Психотерапия - Психофизиология - Самосовершенствование - Семейная психология - Социальная психология - Специальная психология - Экстремальная психология - Юридическая психология -