Среда как предмет анализа в психогенетике
Термин «среда» в психогенетике и психологии имеет различное содержание (И. В. Равич-Щербо с соавт., 1999). В психогенетике среда интерпретируется шире и включает все возможные аспекты внешних воздействий - от физических условий пренатального развития организма до социокультурных детерминант формирования личности.
В психогенетике понятие среды четко классифицируется на компоненты, которые имеют количественное выражение в долях (процентах) фенотипической дисперсии, причем основанием для определения типа средовых влияний (или компонента дисперсии) служит источник, определяющий его происхождение (например, общая или индивидуальная среда). Подобное выражение влияния среды не требует обязательного качественного анализа тех процессов, которые репрезентируются числом (долей дисперсии). По-видимому, по этой причине исследователи в психогенетике развития в основном концентрировали свои усилия на том, чтобы с максимальной точностью определить количествен- ную меру влияния того или иного источника средовых воздействий в дисперсии признака, не уделяя особого внимания содержательному анализу средового компонента.
В то же время в психологии развития основной упор делается на качественный анализ влияния среды, и хотя в некоторых случаях используются количественные показатели для характеристики источников влияния (например, выделение преобладающего типа родитель- ски-детских отношений), эти показатели не позволяют четко разделить источники, участвующие в формировании индивидуально-психологи- ческих особенностей ребенка.
Еще один существенный аспект, по которому различаются толкования среды в психогенетике и психологии, состоит в том, что в первом случае понятие источника средовых воздействий является статистической характеристикой популяции и по этой причине не адресуется к формированию особенностей конкретного ребенка. Тот факт, что оценка средовых воздействий в психогенетике представляет собой характеристику популяции, означает, что при изменении других составляющих фенотипической дисперсии (в первую очередь генетической) доля средовых воздействий закономерно изменится, но из этого отнюдь не следует, что имели место реальные изменения в условиях воспитания детей. Будучи статистическим показателем, доля средового компонента фенотипической дисперсии имеет преимущественно констатирующий характер. Она справедлива для данной популяции в данный момент времени и не используется для анализа перспектив развития. В то же время изучение средовых влияний в психологии, как правило, нужно для ретроспективного или перспективного анализа влияния данного фактора на формирование индивидуальности ребенка.
Несмотря на различия, существует очевидная необходимость согласования обоих толкований, которая обусловлена рядом причин. Во-пер- вых, в межиндивидуальной вариативности практически всех измеряемых психологических признаков на долю средовой составляющей приходится в среднем около 50 %. При этом в психогенетике развития установлена решающая роль индивидуальной среды в формировании интеллектуальных и личностных особенностей человека по мере его взросления. Во-вторых, формальная констатация доли средовых влияний, осуществляемая в психогенетике, требует содержательного анализа, который может быть сделан только с привлечением представлений, развиваемых в психологии. Это знание необходимо для решения практических задач образования и воспитания, потому что, по образному выражению английского психолога К. Купера (2000), среда - это единственное, что мы можем изменять.
Активное изучение среды в психогенетике началось в 80-е годы
в.
Для изучения особенностей внутрисемейных отношений использовались специальные методы, включавшие наблюдения, интервью и опросники. На основе последних были получены новые показатели (фенотипы), которые представляют собой разные аспекты социальных отношений. Так, детально исследовались особенности отношения подростков к родителям и отношения родителей к подросткам. Конкретные характеристики, например, включали теплоту, настойчивость, способ общения, включенность, самораскрытие, злость, давление, конфликтность и др. (Более подробно с описанием этих исследований можно ознакомиться в книге М. С. Егоровой «Генетика поведения: психологический аспект».)
Выраженные количественно показатели межличностных отношений обнаруживали значительную дисперсию, в структуре которой выделялись все три компонента: генетический и два средовых (общий и индивидуальный). Величина наследуемости и обеих средовых составляющих варьировала в довольно широком диапазоне. Применительно к перечисленным выше частным характеристикам отношений наследуемость была относительно невысокой, в среднем 0,20. По обобщенным характеристикам отношения она оказалась довольной высокой. Например, наследуемость негативного отношения подростка к матери составляла 0,48, к отцу - 0,52. Остальная часть дисперсии в этих случаях приходилась в основном на долю индивидуальной среды. В другом исследовании, выполненном в той же логике, в качестве обобщенных характеристик отношений старших подростков и родителей использовались такие факторы, как «принятие-отвержение» и «ограничение-разрешение». Было установлено, что «принятие-отвержение» обусловлено генетическими влияниями и индивидуальной средой, а «ограничение- разрешение» - общей и индивидуальной средой.
Главные выводы из этих исследований заключались в том, что, во- первых, взаимодействие родителей и детей в определенной степени опосредуется генотипом, и, во-вторых, различия в родительских установках по отношению к разным детям отражают генотип-психологические различия между детьми, обусловленные генотипом. Однако при всей важности этих выводов они не позволяют ответить на вопрос, какие именно психологические аспекты внутрисемейных отношений определяют содержание индивидуальной среды, значимой для психического развития ребенка.
Однако решение этой задачи возможно при введении в эксперимент специальных условий, позволяющих контролировать средовые переменные. Реализация подобных условий воплотилась в особом под ходе, предполагающем выделение контрастных групп испытуемых (Л/.С.Егорова с соавт., 2004). Согласно этому подходу, большие, нивелирующие различия репрезентативные выборки испытумых предлагается разделять на подгруппы, различающиеся по определенному признаку, в том числе средовому. Экспериментальное исследование в этом случае включает оценку влияния средовых условий на развитие, во- первых, и оценку внутрипарного сходства в группах'родственников, резко различающихся по каким-либо средовым условиям жизни, во- вторых. В случае, если между контрастными группами будут получены различия в дисперсиях и гено-средовых соотношениях, можно будет связать эти различия с влиянием средового параметра, по которому эти группы были выделены. 6.7.
Еще по теме Среда как предмет анализа в психогенетике:
- § 3. РЕАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ, ПОВЕДЕНИЕ И ИХ СРЕДА КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ
- Познание как предмет философского анализа
- 1. История как предмет философского анализа
- Общество как предмет философского анализа
- ТЕМА 6 ПРИРОДА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА
- ? Глава 14 ? Познание как предмет философского анализа
- Раздел I ИСТОРИЯ НАУКИ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА
- Тема 8 СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА
- Тема 9 ПОЗНАНИЕ КАК ЦЕННОСТЬ КУЛЬТУРЫ И ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА
- 2.1. Общество как предмет философского анализа. Основные сферы общественной жизни
- 2.1.ОБЩЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВА
- Понятия, методы и модели психогенетики развития
- Анализ предмета исследования
- ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК АНАЛИЗА ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ
- 5.4. Живые организмы как среда жизни
- 5.3. Почва как среда жизни
- Почва как среда обитания