КОНФЛИКТ ВОЙНА И МИР НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
1956 г.
Израильские войска оккупируют Синайский полуостров. Синайская кампания, Франция и Великобритания вступили в вооруженный конфликт с Египтом на стороне Израиля (Суэцкий кризис). Постановление ООН о прекращении огня.
1967 Г. Блокада Египтом пролива Эйлат. Шее
тидневная война. Израиль наносит по ражение Египту, Иордании и Сирии и захватывает Голанские высоты и За падный берег реки Иордан. Разделение Иерусалима ликвидировано.
1969—1970 гг. Конфликт вокруг Суэцкого канала.
1973 Г.
Неожиданная атака египетских и сирийских войск на Израиль в День Искупления. Война Судного дня.
1979 г.
Мирный договор между Израилем и Египтом (следует за кэмп-дэвидским соглашением 1978 г.)
1982 г. Попытка Израиля ликвидировать ООП посредством захвата Ливана. Война в Ливане.
Начало Палестинского восстания. Инги-
1987 г.Фада-
1990—1991 ГГ. Бомбардировка Израиля Ираком. Война в Персидском заливе.
1991 г.
Начало мирных переговоров в Мадриде. Мадридские соглашения. Г. Подписание ООП и Израилем «Декларации принципов временного самоуправления» . Признание Израиля Ватиканом. Основы соглашения между «Святейшим престолом» я государством Израиль.
Г. Ограничение палестинского самоуправ
ления, в то время как израильтяне вы водят войска из Иерихона и сектора Г аза. Подписание мирного договора между Израилем и Иорданией. г. Совещание на высшем уровне руководи
телей ООП, Иордании, Израиля, Египта и Сирии. На Израиль оказывается дав ление", чтобы он остановил программу строительства поселений, а на Сирию, чтобы она подписала мирный договор (проблема захваченных в 1967 г. Голанских высот).
Израиль и его арабские соседи противостоят друг другу более сорока лет. Ненадежность и взаимное недоверие, агрессия — таковы итоги опыта обеих сторон. Стороннему наблюдателю может показаться, что все те страдания, которые они разделяют, могли бы способствовать большему взаимопониманию. И все-таки составными частями личного опыта служит история, память и устрашающие перспективы современной войны. В территориальных спорах с такой долгой и запутанной историей подчас не всегда легко добраться до фактов, не говоря уже о том, чтобы понять их смысл. Враждебные заявления о том, кто где жил первоначально, кто захватил чужую землю, кто создал проблему беженцев, кто закрыл школы и университеты и т. д., — все это составные части пропагандистской машины как палестинцев, так и израильтян. Большое значение имеет тот факт, что во время дискуссий 1992—1993 гг. в Осло представители ООП и Израиля сошлись во мнении, что они смогут продвинуться вперед в переговорах, только
если сначала согласятся отставить в сторону дебаты по вопросам прошлого. Циники могли бы утверждать, что, когда речь идет о мирном процессе в целом, ни та ни другая сторона не может позволить себе сказать правду. Другую причину выдвигают
непосредственные участники этого процесса. Дело не в том, что они не осознают огромной несправедливости и глубоких обид, причиненных их народам. Как раз именно осознание этого и привело к первоначальному решению, неоднократно повторенному впоследствии. В чем бы ни выражалась прошлая виновность как Израиля, так и арабских стран, настоящее требует достичь справедливости и мира. Естественно, необходимо взглянуть на последствия прошлых действий и оценить их с точки зрения таких объективных фактов, как снабжение водой и проблемы экологии, контроль за вооружением и региональная безопасность, беженцы, экономика (вопросы каждой из пяти рабочих групп многосторонних переговоров), однако поиски путей и способов претворения в жизнь принципов справедливости и мира, исходя из текущей ситуации, занимают достаточно времени и энергии, чтобы тратить их на определение пропорции вины, лежащей на каждой из сторон.
Сочетание и порядок этих двух ключевых слов — справедливость и мир — играют важную роль в решении этой задачи. Мы уже говорили выше об опасности восприятия евреями библейских обещаний в отношении земли, не признавая при этом сопутствующих им требований нравственности. Утверждение, что «мир без справедливости — это еще одна форма угнетения», является основным требованием каноника Найма Атеека (в его работе, посвященной теологии освобождения Палестины, «Справедливость и только справедливость», Orbis, 1990), пас-
тора арабоговорящей конгрегации англиканского собора Святого Георгия в Иерусалиме. Он, безусловно, прав в своем мнении, что для политического государства может существовать теологическое оправдание и что государство Израиль не сможет выжить, основываясь на несправедливости (как это утверждалось в отрывке из заявления кнессета, приведенном выше). Если за оправданием возвращения людей на землю нужно апеллировать к пророкам, тогда необходимо искренне пытаться выполнять требования Завета: «Действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Михей, 6:8). Точка зрения Атеека это, без сомнения, точка зрения умеренных религиозных сионистов. Однако в стране, где многие отступили, по крайней мере, от последней части этого трехчастного требования, упор должен делаться на справедливости. Израиль иногда высказывает протест против завышенных моральных требований к нему по сравнению с другими государствами. По сути дела, Израиль — такое же государство, как и все другие, и от него не должны ожидать ни более высокого, ни более низкого уровня морали, чем от остальных. Требование часто заключается в том, что именно евреи не должны унижать и подавлять тех, над кем они теперь получили контроль. А далее следует обвинение сионизма в расистских наклонностях, а государства — в применении системы апартеида. Te, кто участвует в настоящей борьбе за поиски путей продвижения вперед, избегают такой чреватой эмоциями связи с Холокостом.
но, как она сказала в одной из передач впечатляющей телевизионной документальной серии «Самая продолжительная ненависть»: «Я не допущу, чтобы страдания других людей давали им право заставить страдать меня». Далее она сказала, что никто не может утверждать, кто страдает больше, поскольку страдание нельзя измерить. Травмирующие, болезненные воспоминания не являются оправданием для новых страданий. Правильнее было бы избегать причин, порождающих боль и страдания обоих народов. Как мы видели в начале этой главы, уроки Холокоста можно использовать в двух совершенно противоположных направлениях. Одно ведет к защите дегуманизации других на том основании, что твоя собственная дегуманизированность это извиняет. Другое направление отвергает принесение в жертву других на основании того, что принесение в жертву тебя было совершенно ошибочно.
Если отправной точкой служит справедливость, то что можно сказать о мире? Подборка откликов «The Jewish Chronicle» на акт взаимного признания Израиля и ООП в сентябре 1993 г. включает следующее:
«Правительство потеряло разум. Это черный день для государства Израиль и день радости для его врагов. Это соглашение лжи и обмана с организацией, которая, несмотря на все свои заявления, продолжает поддерживать уничтожение Израиля» (Бинъямин Не-таньяху, лидер партии «Ликуд»).
«Кабинет министров принял историческое решение. С политической, демократической и этической точек зрения мы вступаем в новую эру» (Шуламит Алони, министр науки и коммуникаций, лидер левого крыла партии «Мерец» ).
Оценки арабской стороны разделились подобным же образом, причем председатель ООП Ясир Ара-фат был представлен и героем, и изменником. Кто для одних миротворец, для других предатель. Однако необходимо сказать, что бремя ответственности за альтернативный выход ложится на критиков с обеих сторон, и этот выход должен быть достаточно реалистичным, чтобы вывести ситуацию из тупика. Кто-то может считать, что Интифада (палестинское восстание) была совершенно оправдана, если принять во внимание лагеря беженцев и военную конфронтацию, которые были много лет реальностью Палестины, однако, когда речь идет о любом враждебном противостоянии, вопрос не в том, может ли оно быть оправдано, а в том, как можно со всей беспристрастностью окончательно положить ему конец. В своей речи в Вашингтоне Ицхак Ра-бин говорил о том, как заключают мир с врагами, не с друзьями. Израильский писатель-романист, участник кампании за мир Амос Оз уже давно высказался на ту же тему. Лозунг, говорит он, должен быть не «Занимайтесь любовью, а не войной», а «Занимайтесь миром, а не любовью». Палестинцы, по его мнению, заслуживают самоопределения, а не любви. Все большие шаги в сторону мира, если доказано, что они были именно таковыми, подобным же образом не являются предметом любви, вспыхнувшей между давними врагами, а жесткой оценки ситуации. Притом что Оз состоит членом организации «Peace Now» («Мир сейчас»), он говорит, что не требует немедленного мира, но требует, чтобы израильтяне следовали курсом на справедливое, достойное разделение земли так долго, как это необходимо. Это, «может быть, не принесет мира прямо сейчас, но это жизненно необходимо, чтобы восстановить моральную целостность Израиля, постра- 382
давшее национальное согласие, а также его международное значение, которому нанесен значительный ущерб. Это нужно также ради улучшения болезненных и двойственных взаимоотношений с еврейской диаспорой». Хотя сам Оз принимал участие в войнах 1967 и 1973 гг., последнюю он считает свидетельствующей о крушении образа Израиля в собственных глазах и одновременно поразительной историей его успеха. В 80-х годах вторжение в Ливан и резня в лагерях в Сабре и Шатиле, которая происходила в пределах израильской военной юрисдикции, разделила мнение евреев как в Израиле, так и за его пределами. Амос Оз называет Израиль «не нацией или страной», а «самовозгорающимся скоплением аргументов» и «натянутым и разобщенным союзом мечтаний». Его надежды основаны на природе Израиля, которую он характеризует как «полифоническое общество», на том смешении евреев, которое образует еврейское государство. Возрастающее влияние евреев-сефардов он рассматривает как способствующее «нормализации сионизма» без крайностей экстремистов правого и левого крыла.
В Израиле многие жаждут мира. Иудейские, христианские и смешанные группы вместе с нерелигиозными движениями выступают за дело мира уже много лет. Выступать за права угнетенных — дело не только таких организаций, как «Оксфам» или «Христианская помощь». Там, где имеет место унижение человека, жестокость, несправедливое лишение свободы, не одна только организация «Международная амнистия» беспристрастно говорит об этом. «Раввины за права человека», «Духовенство за мир» (иудейское, мусульманское, христианское и друзское) — это только две группы, чья деятельность редко достигает международных средств мас
совой информации. Если, как утверждают некоторые, существующие и будущие предложения по-прежнему будут основываться на лжи и притеснениях, тогда проигравшим будет сам Израиль. Если же, с другой стороны, будут посеяны необходимые семена справедливости и честности, тогда, каким бы непрочным ни был мирный процесс, государство Израиль тем не менее сможет, как провозгласил первый премьер-министр, «проявить себя не только с точки зрения материального благосостояния, военной мощи или технических достижений, но и с точки зрения нравственных качеств и человеческих ценностей».
Еще по теме КОНФЛИКТ ВОЙНА И МИР НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ:
- География древнейшего Ближнего Востока
- Ближний Восток
- Глава 2 «Большой Ближний Восток» — полигон революций
- БЛИЖНИЙ ВОСТОК
- БЛИЖНИЙ ВОСТОК
- МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА БЛИЖНЕМ И СРЕДНЕМ ВОСТОКЕ В 40—50-е ГОДЫ
- Проникновение американского империализма на Ближний и Средний Восток
- ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ЕВРОПЕЙСКИМИ ДЕРЖАВАМИ ЗА СВОЕ ВЛИЯНИЕ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
- Международные отношения на Ближнем Востоке после провала тройственной агрессии
- ДРЕВНИЙ БЛИЖНИЙ ВОСТОК. ИСТОКИ ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ
- 3. Отношения СССР со странами Ближнего и Среднего Востока
- § 4. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
- Китай. Индия. Ближний и Средний Восток
- Блок третий Ближний и Средний Восток
-
Адвайта -
Атеизм -
Буддизм -
Зарубежная художественная литература -
Индуизм -
Ислам -
История религий -
История церкви -
Православие -
Протестантизм -
Религии разных народов -
Религиозная литература -
Религиозные деятели -
Религия и наука -
Священные тексты -
Теология (Богословие) -
-
Педагогика -
Cоциология -
БЖД -
Биология -
Горно-геологическая отрасль -
Гуманитарные науки -
Искусство и искусствоведение -
История -
Культурология -
Медицина -
Наноматериалы и нанотехнологии -
Науки о Земле -
Политология -
Право -
Психология -
Публицистика -
Религиоведение -
Учебный процесс -
Физика -
Философия -
Эзотерика -
Экология -
Экономика -
Языки и языкознание -