7.8. Ситуативные «Я-образы» и их адаптивные функции 7.8.1. Еще раз о функциях «Я-концепции»
Влияние самосознания на психические процессы и поведение личности носит всесторонний, глобальный и всепроникающий характер, что уже отмечено в ряде работ.1
Для более подробного исследования этого влияния следует раскрыть основные функции самосознания или, как отметил В.
мотивирующая функция, участие в целеобразовании (в подборе целей, соответствующих «Я-концепции»); •
наложение запрета на определенные действия; •
детерминация отношений с окружающими, влияние на развитие тех или иных черт личности и всей ее структуры; •
осуществление функции самоконтроля в процессе реализации различных деятельностей; •
функция приобщения человека к жизни других людей и социальных групп.2
В. В. Столиц замечает, что самосознание должно быть изучено в трех главных аспектах: в аспекте процессов формирования самосознания; его строения; его функций. В теории адаптации личности нас главным образом интересуют те функции и подструктуры самосознания, которые касаются социально-психологической адаптации личности. Здесь мы в первую очередь рассмотрим адаптивные функции ситуативных «Я-образов». Имеются также несколько иные понимания функций самосознания, но мы их здесь рассматривать уже не будем.3
'Шибутани Т. Социальная психология. — М„ 1969. Гл. 7; Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. — М., 1977. — С. 92; Налчаджян А. А. Личность, психическая адаптация и творчество. — Ереван, 1980. Гл. 1, §2,3. Дальнейшие ссылки см. там же.
2Столин В. В. Самосознание личности. — М., 1983. — С. 76-77.
?'См., например: Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986. — С. 39 и др.
7.8. Ситуативные «Я-образы» и их адаптивные функции
327
7.8.2. Адаптивные функции «Я-образов»
Когда человек оказывается в проблемной социальной ситуации и перед ним возникает необходимость адаптации, в сфереего сознания и ближайшего подсознательного в норме возникает его ситуативный «Я -образ », предназначенный ( ил и функционально адекватный) именно для данного процесса адаптации в данной конкретной ситуации. В дальнейшем этот «Я-образ» может сохраниться на подсознательном уровне и воспроизводиться только в сходных проблемных ситуациях. Однако многие ситуативные «Я-образы» повторно не воспроизводятся по причине неповторимости и уникальности тех ситуаций, в которых они единственный раз образовались и были адаптивными.
Таким образом, ситуативные «Я-образы» являются теми динамическими оперативными самоотражениями, которые непосредственно участвуют в реальной жизнедеятельности человека, являясь актуализациями различных аспектов «Я-концепции». Они гибко меняются и осуществляют непрерывную адаптацию личности к меняющимся ситуациям жизни. Однако изменения и смену таких оперативных «Я-образов» вызывают только те ситуации, которые предъявляют требования к личности, то есть являются для нее проблемными. Если, например, человек стоит у окна движущегося поезда и смотрит на сменяющиеся пейзажи и если вокруг него больше ничего не меняется, то его ситуативный «Я-образ» в течение этого отрезка времени может оставаться относительно устойчивым (при условии, что он не вспоминает каких-либо прошлых проблемной ситуации).
Ситуативные «Я-образы» в определенной мере непосредственно осознаются личностью, являются объектами интроспекции. Но что раскрывает в них наша интроспекция? Иначе говоря, каковы их структура и содержание?
Для ответа на данный вопрос следует помнить, что самосознание есть не только структура, но и динамичный психический процесс, развертывающийся во времени. Как психический процесс оно должно состоять из психических же действий, а именно: из самоотражений, переживаний отраженных содержаний (собственных свойств или целостной личности) и из актов самоконтроля и саморегуляций.
Поэтому, как и вся «Я-концепция» (мы это показали в предыдущем разделе), каждый «мгновенный» ситуативный «Я-образ» состоит из когнитивных элементов (отражений своих психических свойств и качеств, а также их ассоциаций-гештальтов, например образа тела и самочувствия), из эмоциональных процессов (переживаний названных когнитивных элементов) и из актов самоконтроля и саморегуляции, в том числе осознанных и словесно выраженных, как, например, «я не должен лгать»; из актов саморегуляции
328
Глава 7. Адаптивные функции самосознания
поведения, например, осознанного или подсознательного регулирования позы тела, речи и ее параметров и т. п.
Поскольку социальные ситуации неодинаковы по уровню сложности, по тем ожиданиям, которые они предъявляют к личности и по другим параметрам, то очевидно, что из вышеотмеченных компонентов «Я-образа» не все одновременно представлены в сознании и ближайшем подсознательном (что частично совпадает с уровнем оперативной памяти, по нашей терминологии — предсознательно-го) в полностью развернутом и структурированном виде. Поэтому в целом верно также утверждение, восходящее к Ч. Кули и интер-акционистам, согласно которым ситуативный «Я-образ» состоит из следующих компонентов: 1)
представления личности о том, какой она кажется другим; 2)
представления об оценке, которую другой дает этому образу из чувства гордости или унижения.1
Следует подчеркнуть, что чувства, входящие в состав ситуативно переживаемых «Я-образов», являются комплексными, а в целом «Я-образ» является когнитивно-эмоциональным комплексом. Из всей сложнейшей структуры «Я-концепции» в данной ситуации в сфере сознания воспроизводятся те содержания, которые необходимы для адаптации в данной ситуации. С другой стороны, если социальная ситуация для личности совершенно новая, тогда «Я-образ» с необходимостью включает и новые элементы всех трех вышеуказанных типов.
Поскольку для личности очень трудно и даже невозможно узнать мнение всей новой группы, в которой (как в проблемной ситуации) она оказалась, она с помощью целой серии атрибуций, основанных на истолковании реакций других, создает обобщенный образ группы («обобщенного другого»), приписывает этому образу определенные установки и ожидания и адаптируется к последним. Идею об обобщенном другом впервые развил Дж. Г. Мид.2
Однако мы полагаем, что для более полного отражения психической реальности следует различать несколько уровней «обобщенного другого», а именно:
'Кон И. С. Социология личности. — М., 1967. — С. 53; Шибутани Т. Социальная психология. — М„ 1969. — С. 196-198; Cooley Ch. ?. Human Nature and Social Order. New York, 1922, pp. 183-185.
2Mead G. H, Mind, Self and Society. Chicago, 1934; ibid: The Philosophy of the Act. Chicago, 1938.
7.8. Ситуативные «Я образы» и их адаптивные функции
329
1) обобщение мнений данной группы; 2)
«обобщенное другое» на уровне организации; 3)
самое общее «обобщенное другое», «вообще другое».
Мы полагаем также, что когда человек оказывается в новой малой группе или организации, то на первом этапе его адаптация осуществляется и регулируется путем «локализации» представления «вообще других», то есть самого широкого его «обобщенного другого». Данный процесс конкретизации осуществляется параллельно с восприятием группы, реакций ее членов на свою личность. Начинается формирование ситуативного «Я-образа», всех его «компонентов» или «блоков» всеми тремя путями, которые подробно описаны интеракцион летами:
а) самовосприятие;
б) отражение реакций других;
в) приписывание (атрибуция) другим определенных мнений о себе и реакции на эти приписываемые мнения.1
В таком случае можно считать, что обобщенное представление о себе как отражение реальной и (или) приписываемой точки зрения «обобщенного другого» выступает в качестве «апперцепционной массы». Если сформулировать нашу точку зрения кратко, то можно сказать следующее.
Необходимый для социально-психологической адаптации ситуативный «Я-образ» является совокупным результатом социальной перцепции и апперцепции.
При этом апперцепцию мы здесь понимаем, в частности, как процесс конкретизации представления личности о себе, обобщенного на уровне «всех людей».
Мы полагаем, что идея существования в общей структуре «Я-конценции» представлений о мнениях «обобщенных других» различных уровней (на уровне группы, организации, большой группы — нации или всего общества) может быть весьма полезной для понимания особенностей адаптации личности в различных ситуациях. Эта идея кажется нам особенно плодотворной при рассмотрении процессов адаптации людей, находящихся на различных этапах онтогенетической социализации. Например, дошкольник может иметь только представление о мнении обобщенного образа на уровне его первичной группы (семьи): его «Я-концепция» сводится в основном к этой структуре. Поэтому для понимания начальных этапов его адаптации в новой группе следует знать именно эту «Я-концепцию» группового уровня, которая конкретизируется
'Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986.
330 Глава 7. Адаптивные функции самосознания
в новой социальной ситуации: у ребенка возникает соответствующий «Я-образ», который, однако, подвергается быстрым изменениям под влиянием новой социальной реальности. В таких случаях возможны конфликты между первоначальным «Я-образом» и вновь сформированным образом собственной личности, что является отражением различий «культур» двух референтных групп.
Следовательно, можно сказать следующее: то обстоятельство, каким образом личность начинает процесс адаптации в новой социальной группе и играет свои новые роли, в значительной мере зависит от того, с какой «Я-концепцией» он входит в эту ситуацию, на каком уровне социально-психологического обобщения находится ее самосознание.
Таким образом, какие элементы «Я-концепции» постоянно входят в состав ситуативных «Я-образов»?
Обобщая сказанное, можно утверждать, что постоянными элементами «Я-образов» являются схема тела (телесный «Я-образ»), внешний представляемый (репрезентируемый) вид в целом, то есть в основном ряд физических признаков. Психические составляющие «Я-концепции» более гибки: они то осознаются, то вытесняются в подсознательное новыми содержаниями потока сознания.
Анализ данной проблемы следует систематически углублять, поскольку этим путем можно расширить также наши представления о механизмах интроспекции и, еще шире, самонаблюдения — как психических процессов, а также понимания механизмов психической саморегуляции.1
Следует изучить патологические случаи персеверативного осознания некоторых аспектов собственной личности, защитных образований и т. п. У человека могут быть фиксации на определенных физических и психических признаках с одновременным стремлением к их изменению. Могут существовать устойчивые осознаваемые признаки, составляющие центральные звенья комплексов неполноценности и сверхценности.
Таким образом, проблема постоянных и доминирующих элементов ситуативных «Я-образов» связана со многими важными вопросами социальной психологии и психопатологии и заслуживает серьезного внимания также в связи с проблемами социально-психологической адаптации личности.
? механизмах процесса интроспекции нашу концепцию см. в книге: Налчаджян А. А. Личность, психическая адаптация и творчество. — Ереван, 1980. Гл.1.
7.9. Дифференцированная зашита подструктур самосознания
331
Еще по теме 7.8. Ситуативные «Я-образы» и их адаптивные функции 7.8.1. Еще раз о функциях «Я-концепции»:
- Адаптивная функция культуры и социальное окружение
- ГЛАВА 7 АДАПТИВНЫЕ ФУНКЦИИ САМОСОЗНАНИЯ
- Регуляторные функции гормонов эндокринных тканей в органах, обладающих неэндокринными функциями Регуляторные функции гормонов поджелудочной железы
- 7.3. Подструктуры и функции «Я-концепции» 7.3.1. Основная гипотеза
- 38. Общесоциальные и специальные функции права. Функции права и функции правосознания.
- § 4. Функции Банка России и функции его подразделений
- Развитие функций речи. Коммуникативная функция.
- АКТ 3. ДИРИЖЕРСКИЕ ФУНКЦИИ ЛИДЕРА ИЛИ ЛИДЕРСКИЕ ФУНКЦИИ ДИРИЖЕРА
- Общая характеристика функций пищеварительной системы и механизмов ее регуляции Секреторная функция
- Регуляторные функции гормонов клеток, сочетающих выработку гормонов и неэндокринные функции Регуляторные функции гормонов плаценты
- Еще раз о предложении
- И еще раз о границе
- 2.7. Еще раз о трансдисциплинарном характере химии
- Еще раз о четвертом часовом поясе
- 1.8.13. Еще раз об обществе, нации и этносе
- ЕЩЕ РАЗ СОЦИАЛИЗМ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА
- Глава 5 ЕЩЕ РАЗ ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ПОДШУЧИВАНИЕМ
- Глава 1 ЕЩЕ РАЗ УТОЧНИМ ПОНЯТИЯ