V. Согласование
§ 28.
§ 29. Деятель, совершавший это очищение, есть Наука. Прогресс Науки в группировании частных отношений явлений в законы, а этих специальных законов в законы все бопее и более общие, есть по необходимости движения по направлению к причинам все более и более абстрактным — все менее и менее понятным. Следовательно, самая абстрактная концепция, к которой Наука постоянно и постепенно приближается, есть та, которая погружается в непостижимое и немыслимое. И таким образом оправдывается утверждение, что верования, к принятию которых Наука принудила Религию, были по внутреннему своему смыслу более религиозными, чем те, которые они заместили. Однако во всех фазах своего прогресса Наука допускала поверхностные решения. И эти ненаучные элементы Науки были всегда одной из причин ее столкновений с Религией.
§ 30. Итак, мы видим, что с самого начала ошибки Религии и Науки были ошибками неполного развития. Обе они были первоначально в зачаточном состоянии, обе достигли более полного развития; недостатки их обеих всегда заключались в их неполноте; разногласие между ними всегда было только последствием их неполноты, и по мере того как они приближаются к конечной форме, между ними устанавливается полная гармония.
§ 31. Некоторые утверждают, что хотя Конечная Причина всех вещей не может быть мыслима нами обладающей определенными атрибутами, мы все-таки обязаны придавать ей эти атрибуты. Едва ли нужно говорить, что не этот вывод признается нами. Наш долг — подчиниться со всем смирением установленным пределам нашего ума, а не возмущаться против него. Весьма вероятно, что мы всегда должны будем рассматривать Конечную Причину как некоторый вид бытия, т. е. будем представлять себе ее в некоторой, хотя бы весьма неопределенной, форме мысли. И это не приведет нас к заблуждению, если только мы будем рассматривать каждое понятие, которое мы таким образом создадим, как простой символ, совершенно лишенный сходства с тем, что он представляет. Беспрестанное создание идей, требующих крайнего напряжения наших способностей, и беспрестанное признание, что эти идеи должны быть отброшены, как пустые призраки, этот процесс, более чем какой-либо другой, может показать нам величие того, что мы тщетно стремимся охватить.
§ 32. Огромное большинство людей отвергнут, с большим или меньшим негодованием, верование, представляющееся столь неуловимым и неопределенным. Так как они постоянно воплощали Конечную Причину настолько, насколько это было им нужно для представления ее в уме, то они необходимо не признают такой Первой Причины, которая вовсе не может быть реализована в уме. Это сопротивление перемене в теологических воззрениях в значительной мере полезно, ибо при этом изменении неизбежно возмущаются сильные и глубоко укоренившиеся чувствования, а высшие нравственные чувства присоединяются к осуждению перемены, которая, по-видимому, подрывает их авторитет; нужно еще принять во внимание, что существует действительное приспособление между установившимся верованием и природой тех, которые его защищают, и что упорство в защите пропорционально полноте приспособления. Формы религии, подобно формам правительства, должны быть пригодными для тех, кто живет под ними; и как в одном случае, так и в другом пригоднейшая форма есть та, которой отдается инстинктивное предпочтение. Как достоверно то, что варварское племя нуждается в суровом земном правительстве и обыкновенно обнаруживает привязанность к деспотизму, способному на необходимую строгость, так же достоверно, что подобное племя нуждается в вере в столь же суровое небесное правительство и обыкновенно обнаруживает привязанность к такой вере. Таким образом, теологический консерватизм, подобно консерватизму политическому, имеет весьма важное значение. Он не допускает, чтобы постоянное движение вперед сделалось слишком быстрым.
§ 33. Чтобы наш дух терпимости был возможно более широким, мы должны постоянно помнить следующие три основных факта.
Существование основной истины во всех формах религии, как бы эта религия не была испорчена.
Конкретные элементы, в которые каждое верование воплощало эту истину, были относительно, хотя и не абсолютно, хороши.
Эти различные верования были необходимыми частями установленного порядка вещей; они были необходимой принадлежностью человеческой жизни, принадлежностью, особенно приспособленной к тем обществам, которые сами их выработали.
§ 34. Приведенные допущения не предполагают пассивного признания господствующей теологии. Хотя существующие религиозные идеи и учреждения достаточно приспособлены к характеру народа, среди которого они существуют, однако, так как этот характер вечно изменяется, то и приспособление постоянно становится недостаточным; поэтому идеи и учреждения требуют изменений, частота которых должна быть пропорциональна быстроте изменений характера народа. Поэтому, хотя консервативным мыслям и действиям должна быть предоставлена свобода, но такая же свобода должна быть предоставлена и прогрессивным мыслям и действиям. Без взаимодействия обоих факторов не может существовать то постоянное переприспособление, которое необходимо для правильного прогресса.
Еще по теме V. Согласование:
- Порядок согласования переустройства и (или) перепланировки
- Модель интерпретативного согласования значений
- § 101. Согласование сказуемого с однородными подлежащими
- § 107. Согласование приложений
- § 94. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным именем существительным собирательным
- § 102. Согласование определения с существительным общего рода
- § 108. Согласование приложений — географических названий
- ВПРАВЕ ЛИ СОСЕД СТАВИТЬ ВОРОТА БЕЗ СОГЛАСОВАНИЯ?
- § 96. Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение
- ЭТАП 2. ПОСТАНОВКА И СОГЛАСОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ
- § 106. Согласование определения с существительными — однородными членами
- § 100. Случаи согласования связки с именной частью составного сказуемого
- Глава XVIII СОГЛАСОВАНИЕ СКАЗУЕМОГО С ПОДЛЕЖАЩИМ
- Глава XIX СОГЛАСОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ
- § 104. Согласование определений с существительными, зависящими от числительных два, три, четыре