КАК ЭТО БУДЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ


Екатерина Коляда, вице-президент холдинга «Металлоинвест», на вопрос о ценности бензина ответила следующее: «Без бензина какая жизнь? Курт Воннегут в своей автобиографии пытался придумать судьбу хуже смерти, и перечислил все: рабство, катастрофы и, в том числе, отсутствие бензина.
Я бы сказала, что бензиновый голод — это катастрофа и рабство в тандеме».
Да, но именно этот опыт придется пройти — не забывая при этом, что и сейчас на Земле живут миллиарды людей, которые никогда в жизни не сядут на автомобиль, даже не на собственный.
Так как будет выглядеть конец нефти? Иногда это представляют как очередь автомашин, брошенных около бензоколонки, на которой висит плакатик: «Бензина нет и никогда больше не будет». Хотя, действительно, следующая нефть накопится в недрах только через несколько миллионов лет и мы ее дождемся вряд ли. Наверное, будет как-то постепенно...

Понятие «дефицита» в рыночной экономике выглядит совсем не таким, к какому мы привыкли и все еще не можем отвыкнуть. Превышение спроса над предложением регулируется ценой, поэтому, даже когда нефти не будет совсем, за сумасшедшие деньги, вероятно, можно будет все-таки купить немного — горло смазать от ангины, например.
До какого предела может расти цена? Да как обычно: пока потребитель будет в состоянии платить цену выше или равную ее стоимости для производителя.
Еще разок: из чего составляется цена нефти? Во-первых, из прибыли нефтяной компании. Именно во-первых, потому что не было бы прибыли — никто б этим не занимался. Затем из затрат нефтяной компании. Из затрат на материалы, энергию, транспорт, рабочую силу. Из отчислений владельцу месторождений — если они не принадлежат нефтяной компании. Где-то такие отчисления делаются по фиксированной ставке от объема добытого, где-то разовым платежом (то есть месторождение фактически покупается), иногда взимается налог с прибыли.
Но есть статья расходов, не поддающаяся простому расчету, а только волевому регулированию — мало какие издержки можно увеличивать или уменьшать подобным образом.
Речь идет об инвестициях в будущую деятельность компании. Ни одна крупная корпорация не допускает падения в перспективе; уж
не знаю, кто за этим следит — акционеры, совет директоров, владелец — но все корпорации работают на будущее. Ведут разведку сами или нанимают геологоразведчиков — но порядки там, насколько известно, не менее железные, чем в Госплане СССР. К моменту исчерпания одних нефтяных приисков должны быть наготове другие. Возможно, не все нефтедобытчики придерживались этих правил или не всем это удавалось. Но такие разорились и ушли из бизнеса давно, еще в первой половине XX века.
Так вот по данным исследования «Голдмен и Сакс» 1999 года, о котором говорил Стив Дашевский, аналитик корпорации «Атон», именно эта инвестиционная составляющая, то есть геологоразведка и обустройство резервных месторождений взамен выбывающих, и составляет едва ли не большую часть затрат. Из-за них даже компании, имеющие очень дешевые скважины (с себестоимостью около 30 долларов на тонну), реально тратят на добычу тонны нефти 105—115 долларов, или 15—16 долларов на баррель — повторюсь, так было к 1999 году.
Именно поэтому в своих статьях в сборниках «Крах доллара» и «Распад мировой долларовой системы» я скептически отнесся к паническим прогнозам о резком падении цен на нефть. На 2001 год, исходя из здравого смысла, получалось не менее 150 долларов за тонну. Конечно, всегда есть вероятность кризиса сбыта и вре
менного снижения цен; к тому же слабая экономика типа российской образца весны 1998 года подобных колебаний может и не выдержать. Но падения цен не могут быть долгосрочными, поскольку нефтяные резервы в странах- потребителях, по сравнению с объемами потребления нефти, составляют мизер.
Что собой представляют такие резервы? Это могут быть месторождения разной степени обустроенности — вообще неразбуренные или законсервированные — вторые можно ввести в строй быстрее первых. В частности, в США это месторождения на территориях национальных парков.
Существуют стратегические нефтяные запасы (СНЗ) в искусственных или приспособленных естественных хранилищах, правда, не во всех странах.
Ходят легенды, что они невероятно велики, но американские данные это опровергают. В США они могут быть доведены, максимально, до 700 млн баррелей (около 100 млн тонн), а летом 2002 года составляли 578 млн баррелей (в «Ведомостях» от 7 августа было напечатано «тонн», а не баррелей — но это явная опечатка).
Технический предел изъятия из СНЗ США — млн баррелей в день, что составляет около трети дневного импорта. Это позволит поддержать американскую экономику полгода, но при условии, что продолжится добыча на Североамериканском материке, в противном случае катастрофа неизбежна — вряд ли без нее можно
сократить дневное потребление почти в 20 млн баррелей.
Кстати, встречаются утверждения, что Америка импортирует не более 12, а 9 млн баррелей в день. Но верна все-таки первая цифра — довольно часто трубопроводный и вообще транспорт нефти внутри континента Северной Америки — из Канады и Мексики — не считается импортом.
Эти запасы — на «черный день», не на случай окончания добычи нефти, а для парирования неожиданного и временного перебоя типа войны в Персидском Заливе, Нигерии, или полицейской операции в Венесуэле.
Все члены Международного энергетического агентства обязаны обладать 90-дневным стратегическим резервом. И здесь, как видим, американцы плевать хотели на то, что обязательно для других, у них-то запасов всего дней на 40. Правда, для США вся планета — резервуар.
Забавно, что американский министр энергетики Абрахам приезжал в 2002 году в Россию и уговаривал нас создать аналогичную систему. Уговаривал он почему-то коллегу — главу Минэнерго, а не руководителя Росрезерва (есть у нас и такая серьезная организация), у которого что- то подобное должно быть. Это объясняется тем, что функции у аналогичных резервов в США и России будут разными, но взаимодополняющими. В США они, помимо стратегических целей, постоянно используются для сбивания скачков
цен на нефть — даже такие скромные объемы могут влиять на мировые цены — и гарантирования внутреннего потребления. А наши резервы американцы планируют использовать для гарантирования поставок на мировой рынок, чтобы не было перебоев — понятно, тоже, по сути, чтобы цены вверх не прыгали. Нам так это нужно!
Неужели у нас раньше не было таких стратегических резервов? Сомневаюсь. И странно, зачем нам их помощь? Мы и без них умеем мировые цены на нефть сбивать. Но пусть помогают, главное, чтобы не в долг.
Но даже при наличии всяческих резервов нефть в будущем будет только дорожать.
Чтобы представить перспективу, предположим, что по основным статьям расходов увеличения нет — ни по зарплате, ни по материалам, ни по энергии. Совершенно очевидно, что поиск и обустройство новых месторождений чем дальше, тем дороже обходятся. За счет хотя бы этого фактора себестоимость непрерывно растет. И даже если нефтедобытчики пойдут на снижение прибылей и не станут повышать отпускные цены — это будет временным решением, все равно рано или поздно стоимость возрастет. И тогда цена поползет вверх. Тем более, что принятые допущения не очень корректны — и в стоимости энергии, и даже материалов и оборудования доля нефтяной цены присутствует, поэтому все это никак не может оставаться неизменным по цене.

Трудно предсказать, что, в основном, представляет собой ресурсная политика крупнейших нефтедобытчиков мира, на какую перспективу они рассчитывают. От этого зависит момент, когда цена станет запредельной: например, если они рассчитывают лет на двадцать — то за двадцать лет до исчерпания нефти любые затраты на геологоразведку дадут минимальные результаты. А отнесены эти расходы могут быть только на счет потребителя.
Что такое «запредельная цена»? Цена, которую покупатель уже не сможет платить. Речь идет не об одиночках, но о целых отраслях промышленности. Это и станет моментом, когда «современная цивилизация» полетит под откос.
Точнее, она «потеряет лицо», начнет принимать другой облик — ведь от технологий облик цивилизации зависит в высокой степени. Причем это не будет однократным событием — фазы изменений можно спрогнозировать. Попробуем чуть подробнее.
<< | >>
Источник: АНДРЕЙ ПАРШЕВ. ПОЧЕМУ АМЕРИКА НАСТУПАЕТ. 2002

Еще по теме КАК ЭТО БУДЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ:

  1. ЧАСТЬЧЕТВЕРТАЯ ПОСЛЕДСТВИЯ ГОЛОДНОЙ ТРАГЕДИИ “Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низвергнуты, все вы, как наклонившаяся стена, _ ; как ограда пошатнувшаяся ” (Псалтирь)
  2. Внешние признаки: как должна выглядеть работа
  3. Италия: север устал кормить юг теперь это будет делать Евросоюз
  4. § 1. Как это было
  5. Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, еще не нужно, и не учи тому, что для ученика впоследствии не будет более нужно!
  6. КАК ЭТО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
  7. Приложение 4.Криптоколонизация: как это делается
  8. «Мне просто было интересно, как это устроено...»
  9. КАК ЭТО ПРЕДСТАВЛЯЛИ В НАЧАЛЕ ВЕКА ПИСАТЕЛИ- ФАНТАСТЫ
  10. МОЖНО ЛИ ДРОБИТЬ ОТПУСК И КАК ЭТО ДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНО?
  11. Это поэт! 1то философ! Нет, это сверхчеловек!
  12. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИМИТИВИЗАЦИЯ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ОНА РАБОТАЕТ
  13. 14. Можно ли обжаловать незаконные требования и действия московской милиции? Как это сделать?
  14. 1. К вам на улице обращается сотрудник милиции в форме. Как это должно происходить?
  15. ОТКРЫТОЕ МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО — ЭТО ВСЕ, ЧТО ВОСПРИНИМАЕТСЯ КАК РАЗДРАЖАЮЩЕЕ СЛЕДСТВИЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РЕШЕНИЯ
  16. 92. Верно ли, что материю придумали материалисты, в то время как философы других направлений отвергают это понятие?
  17. Глава 6 Маркион убрал из Евангелия то, что противоречит его ереси, и сохранил то, что, как ему показалось, говорит в ее пользу. Именно сохраненное им и будет рассмотрено с учетом того, что Христос Маркиона не должен иметь ничего общего с Творцом
  18. Глава XVI О ТОМ, ЧТО ЛЮДИ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЕ ЭТО УЧЕНИЕ КАК ЛОЖНОЕ, ОКАЗЫВАЮТСЯ КЛЕВЕТНИКАМИ ВО ВСЕХ СВОИХ ДОВОДАХ
  19. «...Как-то все это клеится вместе: поэзия — и жизнь, любовь — и брак по расчету...» (В. Белинский): «тройчатки» в литературе и жизни второй половины XIX века
  20. § v Является ли согласие народов по вопросу о божестве достоверным доказательством того, что бог существует? Как излагал это доказательство эпикуреец Веллей в одном произведении Цицерона?