СОЮЗЫ И СВАДЬБЫ


Свадьбы имеют фундаментальную функцию — объединять двоих, у которых еще нет связи. В большинстве обществ именно женщине принадлежит роль соединения двух различных составляющих. Женщина является социальной связью, объединяющей в обществе различных людей.
С этой точки зрения женщина выполняет функцию обмена подобно тому, как деньги выполняют ее в экономических расчетах. В заметках о неокаледонской этнологии Линхардт так пояснял данную ситуацию: “Женщина — это своего рода швейная иголка, предназначенная для шитья крыш, которая то внутри, то снаружи водит одну и ту же лиану, фиксирующую солому”
Роль женщины базируется на принципах экзогамии: вы должны выбрать женщину вне вашего рода, если хотите поддерживать отношения внутри рода. Правило экзогамии часто считается негативным: “Ты не женишься на своих кузинах и сестрах!” Но в действительности правило экзогамии может рассматриваться как позитивное, утверждающее существование других, среди которых выбирают женщину. Это правило не защищает от опасности биологического кровного родства супругов, но делает необходимым установление социальных отношений между различными родами.
Проблема табу на кровосмешение может быть интерпретирована так: “У тебя не будет сексуальных отношений с сестрой”; или может восприниматься как требование природы: семья, в которой имеются несексуальные отношения с родителями, братьями и сестрами, создает своеобразное отношение “натуральной неприязни” к кровосмешению. Некоторые думают, что все люди прекрасно представляют биологические последствия кровосмешения. Эти представления не отражают феномена ни в общем, ни в частности.
В действительности табу на кровосмешение предназначено для того, чтобы индивиды выбирали женщин не из своей социальной группы. Вы можете претендовать на сестру другого, только отказавшись от собственной сестры, и рассчитывать получить сестру другого, только если готовы отдать ему свою: к этому принципу обмена мы еще вернемся в девятой главе.
Маргарет Мид попросила арапеша изобразить диалог с кем- нибудь, кто захочет жениться на своей сестре: “Ты хочешь жениться на своей сестре? Ты не хочешь иметь шуринов? Ты не понимаешь, что, если ты женишься на сестре другого человека и кто-то женится на твоей сестре, ты получишь, по крайней мере, шурина и зятя, в то время как, женившись на своей сестре, ты не получишь никого. С кем ты пойдешь на охоту, с кем будешь работать на плантации, к кому отправишься в гости?” У этого дикого человека была прекрасная теория полезности табу на кровосмешение, приносящая ему, в придачу к жене, еще и шуринов с зятьями.
Существуют общества, в которых не запрещается жениться на членах семьи, но имеются рекомендуемые браки, например — женитьба на перекрестных кузенах: “Эго” обязан жениться на дочери брата матери. Свадьбы с перекрестными кузенами встречаются наиболее часто, однако существуют и другие системы, предусматривающие, что в случае смерти супруга оставшийся в живых должен заключить брак с его сестрой или братом. Кроме того, если человек, имеющий сестру, женится на женщине (свадьба № 1), у которой есть брат, то логично замкнуть круг, поженив и их (свадьба № 2).



Обычно обмен женщинами дополняется обменом имуществом. “Эго”, чтобы “обеспечить себе женщину” (1), может выдать свою сестру за брата жены (2): обмен реализован, и две ветви ничего не должны друг другу. Если жена “Эго” умрет, то для сохранения равновесия желательно, чтобы у шурина была другая сестра для “Эго” (3). Но здесь возможен риск, поэтому очень редко замена сестры происходит так просто. На практике многочисленные родственники вращаются в большой системе обмена женщинами и компенсации за них товарами (наиболее часто в качестве компенсации используются скот, деньги или драгоценности). “Эго” вместо того, чтобы отдать свою сестру (2) родственнику жены, делает подарки; это то, что называется выкупом. Если жена умирает, выкуп должен быть возвращен (3); то же — если жена бесплодна; чтобы предупредить риск, “Эго” отдает в момент свадьбы только часть выкупа и остается “в долгу”; можно себе представить, какие сделки, компенсации и переговоры принесут эти “долги” через некоторое время.
Надо подчеркнуть, что выкуп, вносимый женихом, имеет смысл, обратный приданому, известному в ряде сельскохозяйственных и буржуазных обществ: приданое дается в момент, когда жена приходит к мужу и демонстрирует желание оказать помощь в хозяйстве; в случае смерти бездетной жены приданое возвращается в ее семью. Женитьба с приданым — это союз, затрагивающий не только имущественные отношения самих брачующихся, но и взаимоотношения двух родов (например, передача земли, чтобы основать сельскохозяйственное производство).
Выкуп предполагает, что женщина рассматривается как источник богатства (дети и работа), в то время как приданое означает, что женщина “стоит” больше, чем она приносит в дом.
Наконец, альянс может рассматриваться как “политическая” стратегия. Суверены женят своих детей, чтобы скрепить союз: Наполеон женился на Марии-Луизе, чтобы укрепить мир с Австрией. Ищут браков с выходцами из богатых и престижных семей, поскольку такие браки способствуют улучшению положения семьи. Обычная матримониальная стратегия приобретения богатства состоит в женитьбе сыновей на богатых невестах, эта стратегия позволяет также укреплять свою власть в обществе или деревне, объединяясь с другими важными семействами.
Теоретически в нашем обществе мы можем выбрать женщину в любой группе. Например, француз может выбрать себе жену в любой группе французов. Идеальная картинка женитьбы — лотерея, в которой выбором командуют случайные законы и идеальная модель, и индустриальное общество вовсю использует эту модель. Социальная, профессиональная и географическая подвижности индивидов не должны ограничиваться правилами женитьбы.
Однако изучение свадеб в различных странах, в частности во Франции, показывает, что выбор женихов и невест в нашем обществе определен структурой общества и его социальными обычаями. В нашем обществе, в отличие от “этнологических”, выбором командуют не родственники, а профессиональные группы, социальная стратификация и географическая близость. А. Жирар ясно показал трудности, с которыми сталкиваются супруги, вступающие в связь, названную им термином “гомогамия” В противоположность эндогамии, гомогамия предполагает, что в брак вступают “похожие” индивиды.
Гомогамия, прежде всего, представляет собой географическое понятие. У вас значительно больше шансов жениться на ком-нибудь, кто географически близок к вам: 57% молодоженов живут в одной и той же коммуне и 81% — в одном и том же округе. Более того, социальная и культурная гомогамия достаточно развиты; от 2/3 до 3/4 людей женятся в своем социальном кругу, или, более точно, в одной социопрофессиональной категории.
Какой социальный механизм заставляет вас жениться на девушке, близкой к вам географически и социально, когда теоретически ваш выбор абсолютно свободен? Обстоятельства свадеб различны: 17% новобрачных встречаются на танцах, 15% — в силу неожиданных обстоятельств, 13% — на работе или на занятиях, 11% имели семейные или детские отношения, 11% — соседские отношения, 11% были представлены друг другу, 10% встретились во время отпуска, 6% — на светских приемах и 6% — на семейных церемониях.
В заключение А. Жирар пишет:
В действительности, хотя это кажется банальным, не так просто перейти от целибата к браку. Общество приняло в данной области двойные меры предосторожности: с одной стороны, чтобы управлять отношениями между мужчинами и женщинами, оно установило всяческие барьеры — моральные, религиозные или просто социальные, барьеры связанные с воспитанием детей, и все это чтобы удерживать взаимное влечение полов. Но общество настолько преуспело в своем начинании, что потребовалось несколько ослабить барьеры, естественно, под его контролем. Вот откуда, более или менее спонтанно, возникли различные общества, одной из функций которых является сближение людей, имеющих между собой что-то общее, и здесь важную роль играют организуемые обществами праздники, позволяющие молодежи не только знакомиться, но и жениться[56].
В нашем теоретически моногамном обществе подразумевается, что мужчина не может иметь более одной жены одновременно. Добрачные сексуальные отношения, распространившиеся в последнее время среди молодежи, не ставят под сомнение этот фундаментальный принцип, верность остается преимущественной нормой между супругами. Соответственно сексуальные связи вне брака исключаются, что является характеристикой нашей социальной системы. В многочисленных обществах сексуальная свобода молодежи до брака организуется. Некоторые общества имеют институты (Дома молодежи), организующие отношения между молодыми людьми обоих полов.
Существуют общества полиандрические и полигамические. Среди двухсот пятидесяти обществ, изученных Мердоком, два — полиандрические, 43 — моногамные, 195 — образуют полигамию, но статистически ограниченную — менее 10% “хозяйств” Групповые браки и нестабильные сексуальные связи представлены слабо. Некоторые общества официально гомосексуальны. Наконец, в обществах, где признается различие между отцом и производителем, нет адюльтеров.
<< | >>
Источник: Мендра А.. Основы социологии: Учебное пособие для вузов.. 1998

Еще по теме СОЮЗЫ И СВАДЬБЫ:

  1. СВАДЬБА
  2. ЕВРЕЙСКАЯ СВАДЬБА
  3. СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА МЭЙДЗИ
  4. Свадьба века
  5. ДРУЖКА НА КРОВАВОЙ СВАДЬБЕ
  6. ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СВАДЬБЫ
  7. 1.5.3. Демосоциорные союзы и сверхсоюзы
  8. XX. Рабочие союзы
  9. Свадьба и свадебные обряды
  10. А. Чепмен - Что происходит с любовью после свадьбы? (Пять языков любви)
  11. 3. Ахейский и Этолийский союзы
  12. §120. Союзы и союзные слова
  13. Естественные союзы
  14. 7. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
  15. Дэвид Л. Рансель ПОСИДЕЛКИ, ПРИДАНОЕ, СВАДЬБА: ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАМУЖЕСТВА В СЕЛЬСКОЙ СЕМЬЕ XX ВЕКА