СИСТЕМЫ РОДСТВА
Прежде всего необходимо определить три наиболее часто используемых термина: род, клан и племя. Род — это группа, происходящая от одного предка. Бывает, что род разделяется на несколько ветвей. В некоторых обществах род очень обширен: можно насчитать 8, 9 или 10 поколений и узнать многочисленных родственников в других ветвях того же рода (когната).
Клан представляет собой группу людей, утверждающих, что они происходят от одного предка, но в данном случае невозможно проследить все звенья цепи. Предка такой группы могло вообще не быть; эфемерный, мифический, он уже вроде и не человек. Предком-эпонимом служит растение или животное (тотемизм). Люди, имеющие общего предка-эпонима (т. е. того, кто дал им свое имя), обычно объединяются в общества, которые исследуют этнологи. Такие общества характеризуются серией запретов (что можно делать, а что нет), особенно это проявляется в питании (нельзя есть то-то). В тотемических кланах, например, нельзя есть тотем.
Очень часто термин “клан” используют, чтобы определить популяцию, живущую на данном пространстве или когда говорят о кланах, меняющих своих женщин. Но не следует путать кланы с группами, просто проживающими на одной территории, или с экзогамными группами, которые ищут себе женщин вне группы.
Племя обычно объединяет несколько кланов и определяется посредством территории обитания. Данный термин не имеет точного значения и часто указывает на группу политической природы.
Рассмотрим генеалогическую схему: отец и мать; затем “Эго”; брат и сестра; у матери тоже есть сестра, которая имеет мужа и детей (сына и дочь); а также — брат матери с женой и двумя детьми. Аналогично можно выстроить схему для отца, его брата и сестры.

Таковы элементарные отношения родства. Это фундаментальная структура, повторяющаяся из поколения в поколение, увеличивая число братьев и сестер. Существуют две системы названий родственников: Описательная (наша система): мы используем слова, обозначающие ситуацию и позиции индивидов. У меня — “Эго” — имеется только один отец, следовательно, слово “отец” определяет только моего отца и больше никого. Таким же образом братья моего отца и моей матери все приходятся мне дядями, по отношению ко мне они — в той же позиции. Классификационная (в других обществах). Морган, около века тому назад, впервые разделил описательную и классификационную системы[54]. В классификационной системе различные люди объединены одним названием. Например, в некоторых племенах отец индивида и брат отца — оба являются отцами для этого индивида, он называет так и одного, и другого; аналогично мать индивида и ее сестра — обе его матери, он ведет себя с ними одинаково.
Лафито в 1724 году описал обычаи диких американцев:
У ирокезов и гуронов все дети хижины считают сестер матери своими матерями, а ее братьев дядями. Они называют “отцом” братьев своего отца и говорят “тетя”, обращаясь к его сестрам. Все дети матери и ее сестер, а также отца и его братьев рассматриваются как братья и сестры. Но что касается детей братьев матери и сестер отца — они считаются только кузенами.
Другими словами, перекрестные кузены считаются у ирокезов кузенами, а параллельные — родными братьями и сестрами.
Дело несколько усложняется, если вместо того, чтобы считать брата матери дядейг вы относитесь к дяде по материнской линии как к матери и, следовательно, имеете мать — мужчину Аналогично можно иметь отца женщину (сестру отца). Приведенные выше примеры ясно показывают, что нет прямой связи между биологическими и социальными феноменами.
По нашей классификации мы называем “отцом” того, кто женат на матери. Возможно, что кто-то родился не от мужа матери, а от другого мужчины, но, в противоположность “отцу”, “отец-производитель” не так важен в нашем мире, что соответствует старому принципу римского права: “Pater is est quern justae nuptiae demonstrant”, или: “Дети принадлежат человеку, владеющему постелью” В нашей терминологии, как и в классификационной, надо всегда отличать отца-производителя от того, кого называют “отец”, но кто таковым не является в смысле данной номенклатуры.
Можно проследить, как организуется родство. Являются ли две первые пары (на схеме) одинаковыми по отношению к “Эго”? Если вы находитесь в системе родства, основанной на материнстве или отцовстве, важно, кому они приходятся родителями — матери или отцу.
В прошлом веке этнологи жарко дискутировали на тему: существовал ли матриархат при рождении всех народов, которые лишь впоследствии стали патриархальными, или каждый народ развивался по-своему? Одним из толчков к этим дебатам послужил знаменитый текст Тацита, в котором римский историк описал семейные отношения у германцев: братья матери считались у них отцами[55]. Все общества проходили путь от системы без четко выраженных семейных связей к матримониальной, затем к патрилинеарной системе, чтобы прийти к недифференцированной, или билатеральной, системе, в которой мы живем. Этот взгляд, как и все эволюционные взгляды на социальные феномены, вызывает подозрение у социологов, поскольку не имеет доказательств.
Матримониальная система является наиболее простой: дочь остается с матерью и с братом. Дочь, живущая с братом, сохраняет клан, имя и передает их своим детям. Брат считается отцом ее детей: поскольку она дает свое имя детям, оно совпадает с именем дяди по материнской линии, следовательно, вполне нормально, что дядя рассматривается как отец в том смысле, который мы придаем этому слову.
Возможен вариант, когда “производитель” приходит, “делает ребенка”, потом уходит, и никто не знает отца ребенка. Другой вариант состоит в нахождении мужа для жены, но такого, чтобы он жил у своего шурина. В этой системе, матрилинеарной и мат- рилокальной, мужчина живет у женщины, ее брат (дядя по материнской линии) является отцом семейства, а муж —просто производителем или принцем-консортом.
Патриархальную систему нам понять проще: я у своих родителей, я мужчина, я передам имя, имущество, семейное наследство своим детям. Я могу принять детей у себя (патрилинеарная и пагрилокальная система), а могу отправиться жить в семью своей жены (патрилинеарная и матрилокальная система).
Между прочим, отметим, что терминам “патриархат” и “матриархат” нечего делать в системе родства, они только определяют распределение ценностей в семье.
Наше общество не является ни патрилинейным, ни матрили- нейным, оно индифферентно, то есть дедушки и бабушки равнозначны для “Эго” Я считаю своих дедушек и бабушек своими дедушками и бабушками. Теоретически я получаю от них жизненные блага одинаково. В нашей системе имеется некоторое натри линеарное преимущество, потому что имя переходит от отца к сыну. Мы, следовательно, живем в системе, в которой место жительства не так значимо, как родоначальник. В действительности все наши дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки являются для нас родоначальниками, и все дети, происходящие от этих общих родоначальников, — родственники. Обычно у молодой семья нет особых поводов хотеть жить в одном месте больше, чем в другом; чаще всего молодая семья создает новый “очаг”, другими словами, живет на новом месте.
Более того, обязанности часто связывают людей в системе родства. Индивид имеет некоторое количество прав и обязанностей (уважение, поддержка) по отношению к родственникам. Эти права и обязанности определены как функция принципов организации. С другой стороны, в некоторых обществах коды вежливости в лоне семьи значительно более разработаны, чем у нас, и определяют тип отношений между всеми членами семьи.
Наконец, блага распределяются согласно следующим принципам: в патрилинеарной системе я наследую дедушке по отцовской линии через своего отца; в матрилинарной — бабушке по материнской линии через свою мать; и в современной системе — я наследую четырем своим дедушкам и бабушкам через родителей.
С некоторыми родителями устанавливаются отношения любви, взаимопомощи и игры; с другими — отношения власти, почтения и повиновения. Одни и те же люди могут создавать первый или второй тип отношений. В нашем обществе, как правило, отец представляет авторитет, а мать — любовь. Дяди и тети скорее представляют любовь, чем авторитет, но в некоторых родственных системах наблюдается обратная ситуация. Отношения к родственникам связаны с отношениями в обществе (см. главу 1).
Если я определяю брата матери как своего отца, у меня установятся с ним отношения, как у сына с отцом. Если зачавший меня мужчина определен не как мой отец, а просто как муж моей матери, у меня с ним не установятся отношения сына с отцом. В матрилинеарной системе, где брат матери рассматривается как отец, “серьезные” отношения существуют между ним и “Эго”, в то время как отношения “Эго” с мужем матери являются обычно сердечными, товарищескими и не имеют элементов авторитета и власти, существующих в отношениях с отцом в нашем обществе. Если я считаю брата матери своей матерью, потому что по некоторым классификациям — это моя “мужская мать”, у меня установятся с ним отношения того же типа, что я поддерживаю с моей “настоящей” матерью.
Аналогично все кузены в нашей социальной системе являются относительно удаленными родственниками, с которыми складываются такие же семейные отношения, как и с братьями и сестрами, но менее интенсивные. В обществах, где параллельные кузены рассматриваются как братья и сестры, с ними поддерживаются такие же отношения, как с братьями и сестрами, в то время как перекрестные кузены остаются просто кузенами.
В некоторых ситуациях, когда ожидают отношений авторитета, не имея ни иерархических, ни эмоциональных отношений, часто возникают шуточные, особенно шуточно-агрессивные, отношения. Можно привести большое число примеров таких отношений между кузенами. В нашей системе родства, где ничто так не кодифицировано, как в обществах, изучаемых этнологами, тем не менее есть родственники, над которыми, как правило, шутят больше, чем над другими. Например, с ролью тещи связаны отношения авторитета, агрессивности, и чтобы компенсировать агрессивность, используют шутку.
Теоретически авторитет деда должен быть выше, чем авторитет отца. Но принцип компенсации требует, чтобы стремление к авторитету пропускало одно поколение. Во многочисленных обществах нет отношений авторитета между дедами и внуками; у внука с дедом те же отношения, что и с кузенами. В более сложных системах “Эго” рассматривается как старшее поколение по отношению к брату матери и относится к нему как к своим собственным племянникам. В нашем обществе отношения между дедами и внуками — это отношения любви, что отличает их от отношений авторитарного типа, существующих в большинстве сельских обществ.
Брат матери может рассматриваться как любящая фигура, как маленький отец; это очень точно передается латинским термином avunculus — уменьшительное от слова “дед” В патриархальных семьях именно дед располагает максимальным авторитетом, дальше мы увидим почему.
Люди, использующие различные системы родства, испробовали всевозможные способы социальных отношений; даже те, которые кажутся нам, жителям Запада, наиболее абсурдными. “Дикие люди” представляются нам погруженными в интеллектуальную игру к их великой радости, а также к радости этнологов, потому что можно переводить эти системы в математические модели.
Еще по теме СИСТЕМЫ РОДСТВА:
- Системы родства
- Глава 3 ИЗУЧЕНИЕ СИСТЕМ РОДСТВА
- СИСТЕМЫ РОДСТВА. СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
- ВОПРОС О БРАТСТВЕ, ИЛИ РОДСТВЕ, О ПРИЧИНАХ НЕБРАТСКОГО, НЕРОДСТВЕННОГО, Т. Е. НЕМИРНОГО, СОСТОЯНИЯ МИРА И О СРЕДСТВАХ К ВОССТАНОВЛЕНИЮ РОДСТВА
- Николай Фёдорович Фёдоров. ВОПРОС О БРАТСТВЕ, ИЛИ РОДСТВЕ, О ПРИЧИНАХ НЕБРАТСКОГО, НЕРОДСТВЕННОГО, Т. Е. НЕМИРНОГО, СОСТОЯНИЯ МИРА И О СРЕДСТВАХ К ВОССТАНОВЛЕНИЮ РОДСТВА, 2005
- ВОПРОС О БРАТСТВЕ, ИЛИ РОДСТВЕ, О ПРИЧИНАХ НЕБРАТСКОГО, НЕРОДСТВЕННОГО, Т. Е. НЕМИРНОГО, СОСТОЯНИЯ МИРА И О СРЕДСТВАХ К ВОССТАНОВЛЕНИЮ РОДСТВА (записка от неученых к ученым, духовным и светским, к верующим и неверующим)
- Проблема изучения отношений родства
- РОДСТВО В КОМПЛЕКСНЫХ ОБЩЕСТВАХ
- Родство
- 500. 3. Родство или свойство.
- ТЕКСТОЛОГИЧЕСКОЕ РОДСТВО АРМЯНСКОЙ ВЕРСИИ
-
Cоциология семьи -
Антропология. Этнография -
Гендерная социология -
Демография -
Домоведение -
История социологии -
Методы сбора и анализа социологических данных -
Общая социология -
Первоисточники по социологии -
Политическая социология -
Социальная безопасность -
Социальная работа -
Социальная структура и стратификация -
Социально-территориальные общности -
Социоинженерная деятельность -
Социологические работы -
Социология культуры -
Социология личности -
Социология общественного мнения -
Социология права -
Экономическая социология -
Этносоциология -
-
Педагогика -
Cоциология -
БЖД -
Биология -
Горно-геологическая отрасль -
Гуманитарные науки -
Искусство и искусствоведение -
История -
Культурология -
Медицина -
Наноматериалы и нанотехнологии -
Науки о Земле -
Политология -
Право -
Психология -
Публицистика -
Религиоведение -
Учебный процесс -
Физика -
Философия -
Эзотерика -
Экология -
Экономика -
Языки и языкознание -