Аномия

Термин «anomos», который обозначал такие понятия, как «беззаконный», «безнор- мный», «неуправляемый», стал употребляться еще в Древней Греции. У Еврипида аномия символизировала жестокость бытия. Платон видел в аномии проявление анархии и неумеренности.

В Ветхом Завете аномия связывалась с грехом и порочностью, в Новом Завете — с беззаконием.

На несовершенство нравственных и правовых норм и их роль в деформации жизни человека обращал внимание и один из основателей социологической науки в XIX в. Герберт Спенсер (1820—1903). Спенсер был критически настроен по отношению к законодателям и государству. Он обвинял их в массовом неуважении норм и законов, что порождает не только индивидуальную, но и социальную аномию.

Окончательное закрепление в науке понятия «аномия» связано с именами Э. Дюркгейма (1858—1917) и Р. Мертона (1910—2000). Следует отметить, что в современной социологической литературе имеют хождение два по-разному пишущихся и неодинаково произносящихся термина «аномия» — anomie и anomia. Термин anomie использовался Э. Дюркгей- мом и Р. Мертоном для описания состояния социальной (общественной) без- нормности в применении к большим и малым общностям. Лео Сроул, современный американский социальный психолог и социолог, предложил понятие апопиа, восходящее к его греческому произношению и обозначающее состояние индивидуальной депривации (в отличие от аномии социальных систем в целом). Это различие имеет принципиальный характер, ибо позволяет анализировать аномичные состояния как со стороны социальных групп и общностей, так и со стороны личности.

Что касается Дюркгейма, то он использовал это понятие в своих основополагающих работах — «О разделении общественного труда» (1893) и «Самоубийство. Социологический этюд» (1897).

В «Разделении общественного труда» аномия рассматривается как результат неполного перехода от традиционного общества с его механической солидарностью к органической солидарности индустриального общества. Объясняется это тем, что общественное разделение труда, составляющее основу этого общества, развивается быстрее морального сознания. Возникает необходимое уело- вие существования аномии, заключающееся в противоречии между целями, с одной стороны, и возможностями их удовлетворения, с другой. Вследствие ощущения индивидуумом своего неопределенного положения в обществе происходит потеря связи с конкретной социальной группой и в итоге со всем обществом, что ведет к росту склонности к отклоняющемуся саморазрушительному поведению. Дюркгейм отмечал, что особенно сильной степени аномия достигает в экономической сфере, где уже царят новые методы хозяйствования, а новых моральных установок еще не выработано. Состояние аномии вытекает из ненормальных форм разделения труда. Ее объективные причины — частные промышленные и торговые кризисы, финансовые неурядицы и банкротства, а также антагонизм между трудом и капиталом, вытекающие из чрезмерного разделения функций. Следовательно, путь ослабления аномии не в искусственной реставрации институтов традиционного общества с их патриархальной дисциплиной, а в развитии «либерального индивидуализма» новых профессиональных групп, способных взять на себя функции нравственного контроля и защиты своих членов от посягательств государства. Иначе говоря, в отличие от фрустрации, означавшей полную дезориентацию индивидуального, группового и общественного сознания, аномия означает полную атрофию, стабильное равнодушие и полное безразличие не только к настоящему, но и к прошлому и будущему.

Особое место в изучении аномии занимает труд Э. Дюркгейма «Самоубийство. Социологический этюд», в котором был поставлен и исследован процесс си- уцида. Именно в его работе и работе его последователей были вскрыты главные социальные и социально-психологиче- ские причины самоубийства —* утрата социальных связей, депрессия, потеря социального статуса, семейные неурядицы, разочарование в жизненных перспективах, т.е. то, что образуется в результате формирования аномии.

Следует отметить, что Э. Дюркгейму был присущ известный негативизм, т.е. стремление сосредоточить внимание на теневых, отклоняющихся характеристиках социальной среды.

Наряду с Э. Дюркгеймом значительный вклад в разработку понятия «аномия» внес Р. Мертон. Основное внимание он уделил исследованию социальной ситуации в категориях дисбаланса между культурно осознанными целями поведения и требованиями «институционализированных норм» и связанных с ними «законных институционализированных средств» достижения целей в силу определенных причин, препятствующих, их реализации. Согласно Мертону, аномия вовсе не обязательно должна всегда и при всех обстоятельствах носить то-| тальный характер. Она обладает своей собственной динамикой. Она может быть эпизодической (смена разочарований периодами бурной целеустремленной активности) или же сегментированной (т.е. охватывать отдельные «зоны» социальной деятельности индивида, скажем семейные отношения или же профессиональную среду). Но при этом в своем развитии аномия охватывает большую часть или все области социальной жизнедеятельности индивида, в чем, в конце концов, и состоит смысл аномии. Настоящая аномия наступает именно тогда, когда оставшиеся островки социальной стабильности и рациональности поглощаются ценностным вакуумом и нравственной бессмыслицей.

В основе возникновения аномии, согласно концепции Мертона, лежит обострившееся противоречие между определяемыми культурой целями и институционализированными средствами их достижения. Сопутствующая этому противоречию аномия заставляет индивида (группу) искать иные, незаконные способы удовлетворения потребностей, обходя институционализированные средства достижения целей. Причем, говоря о незаконных способах достижения цели, Мертон совсем не обязательно имеет в виду преступность как таковую. Незаконность понимается им шире — как отклонение от нормативных средств, включая и инновационные методы, и любые иные противопоставления существующим нормам. И тем не менее основным видом проявления аномии, по его мнению, становится именно преступность в ее различных формах.

В социологии имеются и другие подходы к трактовке аномии. Э. Фромм (1900— 1980) в своих взглядах на «больное общество» указывает на глобальную опасность аномии. Основная его идея заключается в том, что главнейшим показателем болезни общества является равнодушие к человеческой личности. В связи с этим можно оценить и аномические результаты, представленные Фроммом в понятиях «нарциссизма», «некрофилии», «садизма», «мазохизма» и др. Ясно, что основы этих психопатологических отклонений находятся не в самих людях, а в общественных структурах. Наконец, вкладом, внесенным Фроммом в трактовку понятия аномии, можно считать разработку его психопатологического аспекта понятия аномии, что, по существу, было Р. Мертоном отвергнуто. Э. Фромм обратил внимание на естественный аспект аномии, в то время как Мертон и его единомышленники больше заостряли внимание на факте существования аномических отклонений, обусловленных субъективной активностью, т.е. на отклонениях от нравственных и юридических норм.

Стоит отметить и разработки Р. Мак- кайвера, Д. Рисмена и Л. Сроула. Согласно Маккайверу, социальная аномия — это состояние сознания, при котором чувство социальной сплоченности — движущая сила морали индивида — ослабевает или полностью разрушается; аномия есть «разрушение чувства причастности индивида к обществу». Маккайвер связывает это явление с тремя проблемными характеристиками современного демократического общества — конфликтом культур, капиталистической конкуренцией и быстрым темпом социальных перемен. Соответственно он выделяет три типа аномии как состояния сознания индивидов. Индивиды аномичны: I) когда их жизнь бесцельна из-за отсутствия ценностей, что, со своей стороны, является результатом конфликтных столкновений, различных культур и систем ценностей: «Теряя указывающий путь в будущее — компас, они утрачивают будущее»; 2) когда они используют собственные силы и возможности лишь для себя — результат потери моральной ориентации в обществе капиталистической конкуренции; 3) когда они изолированы от значимых человеческих взаимоотношений и связей, «лишившись почвы прежних ценностей».

Д. Рисмен рассматривает аномию как синоним неприятия. Он делит не соответствующих характеру эпохи индивидов на автономный и аномический типы. Первый обладает способностью приспособления к поведенческим нормам собственного общества; аномические индивиды же соответствуют отличным от господствующих поведенческим нормам.

Л. Сроул предлагает измерять психологическое чувство аномии индивидуально. Он выделяет пять параметров аномии и представляет их на пятипунктной шкале, которая включает сферы политики, культуры, экономики, интернали- зованных социальных норм и ценностей, а также первичного отношения к окружающим.

Вопросы касаются: 1) ощущения индивидом того, что общественные лидеры далеки от него и равнодушны к его нуждам; 2) пессимистического восприятия индивидом социального строя как преимущественно непорочного и непредсказуемого; 3) такого взгляда индивида, согласно которому он и ему подобные отступают назад от уже достигнутых целей; 4) ощущения индивидом бесцельности жизни; 5) ощущения, что сеть отношений личности не подлежит предвидению и не имеет поддержки.

Среди отечественных исследователей следует обратить внимание на работы

Н.Е. Покровского, разрабатывающего теоретические основы этого явления, и Ж.Т. Тощенко, который дает анализ поведения парадоксального человека.

В современной социологической науке аномия трактуется как состояние, характеризующееся отсутствием цели, самоидентичности или этических ценностей у отдельного человека или общества в целом, дезорганизация общественного сознания и поведения.

Аномия заявляет о себе присутствием также постоянно расширяющегося спектра социальных девиаций. К числу легко наблюдаемых и легко определяемых индикаторов аномии можно отнести: социальный хаос, смятение душ, неясность жизненных целёй («главное для нас — выжить»), резкое снижение предсказуемости во времени тех или иных явлений, связанных с данной социальной системой («мы живем только сегодняшним днем»), возрастание значимости материальных ориентаций, как противоположных нравственным и духовным («нам сейчас не до духовных запросов») и т.д. В этом смысле аномия раскрывается как однозначно отклоняющееся, аномальное состояние социальной структуры.

Следовательно, аномия представляет собой тотальное изменение индивидуальных или групповых ценностей и норм, приводящее к рассогласованию поведенческих структур и «вакуумизации» социального пространства. В этом смысле аномия близка к понятию «отчуждение». В ситуации, когда кардинальные изменения в экономической, политической и социальной сферах разрушают установленный порядок и сложившиеся социальные связи, человек оказывается в пустом социальном пространстве, лишенным ориентиров, т.е. ценностных и нормативных установок. Он сразу же начинает испытывать кризис ожиданий (надежд на будущее, стремлений). Происходит то, что можно назвать опрокидыванием традиционных норм, и одновременно утрачиваются ограничивающие нравственные рамки (укореняется вседозволенность). В итоге человек оказывается в вакууме, который окружает его извне и «наполняет» (если так можно выразиться) изнутри.

Не обнаружив устойчивых долговременных ориентиров, человек впадает в состояние усталости от своего собственного бытия. Причем эта усталость приобретает окраску неизбывности, непреодолимости, если угодно экзистенциальности. Никакие рациональные усилия, направленные на преодоление аномии (поиски работы, нового партнера, психотерапевтического лечения и т.д.), не приводят к желаемому результату (в случае, если аномия носит охватывающий характер). Происходит саморазрушение личности, рост пассивности, безразличия. В социальном плане это проявляется в отказе от участия в выборах, от общественной деятельности, в замкнутости ко всем касающимся человека проблемам.

Согласно шкале Лоуи, аномия наиболее адекватно описывается 22 суждениями, среди которых присутствуют следующие: «Будущее совершенно пусто для меня», «Все в мире угасает», «Как бы ты не старался, ты все равно в итоге придешь туда, откуда начал свой путь» и т.д.

Понятие «аномия» тесно связано с разработкой и обоснованием таких важных, но еще слабо разработанных терминов, как «одиночество» и «ценностный вакуум». Аномия создает благоприятную почву для возникновения одиночества в качестве своеобразной формы своего проявления или опредмечивания на уровне личности. Одиночество, если далеко не всегда совпадает с аномией, то, по крайней мере, как бы обменивается с ней своими предметными областями, обнаруживая при этом многие смысловые переходы и пограничные зоны. Сравнивая характеристики одиночества и аномии, У. Садлер и Т.Б. Джонсон приходят к выводу, что одиночество предшествует аномии, если оно многомерно, а не носит временный и фрагментарный характер. В этом смысле аномия представляется более универсальным глубоко проникающим явлением.

Особого внимания требует понятие ценностный вакуум. Оно означает фраг- ментированность и рассогласованность ценностных регуляторов поведения. В различных поведенческих эпизодах индивид может подчиняться ценностным направляющим локального, или низшего, уровня. Но в целом эти эпизоды не складываются в единую систему поведения, они легко дробятся на составляющие, постоянно видоизменяются. На практике это означает поведение, характеризующееся частой сменой убеждений (причем сменой, активно и «доказательно» аргументируемой).

Чтобы подвести итог обзору имеющихся концепций, следует представить несколько основных трактовок аномии, существующих в настоящее время в науке.

Аномия — философско-социологическое понятие, используемое для обозначения состояния общества, при котором отсутствие или неустойчивость регулирующих отношений между индивидами и обществом и правил приводит к тому, что большинство населения оказывается вне общества, в пассивном состоянии по отношению к нему.

Аномия — социологическое и социально-психологическое понятие, обозначающее нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением ценностей, обусловленным кризисом общества, противоречием между провозглашенными цёлями и не- возможностью их реализации для большинства. Выражается в отчужденности человека от общества, апатии, разочарованности в жизни, нигилизме.

Аномия — как философско-психоло- гическое понятие характеризует состояние неопределенности социальных суждений и классификаций, норм и правил, принципов и догматов. Это ситуация невозможности обращения к общепризнанным идеям и принятым на веру словам, ситуация, которая сопряжена с кризисом, все, что так или иначе соотносится с допущением факта существования некоего вездесущего здравого смысла.

Аномия — нравственно-психическое состояние индивидуального и общественного сознания, характеризующееся разложением системы ценностей и этических норм. Состояние аномии характерно для общества в периоды смут и перестроек, когда многие его члены утрачивают доверие к существующим общественным ценностям и социальным институтам.

Аномия — это дезинтеграция нравственных ценностей, смешение ценностных ориентаций, появление ценностного вакуума по принципу «все дозволено». Аномия — опаснейшая болезнь, несовместимая с поступательным движением общества, болезнь, способная незаметно, но действительно разрушить изнутри любую конструктивную программу социально- экономических преобразований.

Аномия — это рассогласованность ценностного мира, дисперсия базовых и производных ценностей, приводящая к смешению норм и идеалов, законного и незаконного, должного и сущего, нарушение сетки регулятивных и контролирующих координат общества и утрата личностью ответственности перед обществом за свои социальные действия.

Из приведенных определений аномии видно, что это прежде всего состояние (как единичного человека, так и социальных групп и всего общества в целом), характеризующееся распадом и разложением ценностей, норм и правил, неопределенностью целей, апатией, обусловленное кризисом общества.

Основная литература

Быченков В. М. Аномия социальная // Социологическая энциклопедия. М.: Мысль, 2003. Т. 1. С. 49-50.

Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. М.: Издательская группа Норма; ИНФРА-М, 2000.

Тощенко Ж. Т. Социальная аномия // Парадоксальный человек. М., 2001. Гл. «Между прошлым и будущим».

Яковлев А. М. Теория социальной аномии // Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1995. С. 811—812.

Дополнительная литература

Аберкромби Н. Социологический словарь: Пер. с англ. / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер; под ред. С.А. Ерофеева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Экономика, 2004.

Гилинский Я.И., Афанасьев B.C. Социология девиантного поведения. СПб., 1993.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996.

Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. М., 1994.

Кривошеев В.В. Особенности аномии в современном российском обществе // СОЦИС. 2004. № 3.

Мертон Р. Социальная структура и аномия // СОЦИС. 1992. № 2.

Покровский Н.Е. Проблемы аномии в современном обществе (вопросы теории). М., 1995. B.

C. Воробьева

<< | >>
Источник: Тощенко, Жан Терентьевич. Тезаурус социологии: темат. слов.-справ. / под ред. Ж.Т. Тощенко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 487 с.. 2009

Еще по теме Аномия:

  1. Аномия
  2. СООТВЕТСТВИЕ, ОТКЛОНЕНИЯ И АНОМИЯ
  3. Аномия и ассоциация; преступные субкультуры
  4. Аномия и формы девиантного поведения
  5. Человек и политика
  6. Расширенное понятие аномии
  7. Учебно-тематический план первого семестра (введение в специальность) Социология как наука Темы лекций 1.
  8. 4.4. Альтернативные подходы в теории социальной работы
  9. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ
  10. СЛОВАРЬ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
  11. СЛОВАРЬ
  12. СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
  13. СЛОВАРЬ КЛЮЧЕВЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
  14. ОСНОВНЫЕ понятия
  15. ВВЕДЕНИЕ