Глобальные и локальные эволюционные изменения
В Бытии, или в двойственном существовании «потенциальное/ак- туализованное» ничто, таким образом, не может ни возникнуть, ни исчезнуть: исчезнувшее в одном из состояний двойственного Бытия появляется в другом. Поэтому Бытие в целом не является объектом изменений. Объектом изменений является акгуализованное бытие. В той мере, в какой эти изменения являются результатом взаимодействия (обмена устойчивостью) с потенциальной реальностью, можно говорить об эволюции актуализованного Бытия, некоторые новые объекты которого возникают как бы «из ничего».
Рассмотрим эволюционные процессы с позиций актуализованной реальности. Поскольку актуализованный мир имеет пространственно- временные характеристики, то все эволюционные процессы имеют свое прошлое, настоящее и будущее. Настоящее является границей, отличающей прошлое от будущего. Прошлое время линейно (не содержит альтернатив), тогда как будущее время содержит альтернативы (является ветвящимся будущим временем). Это соответствует тому, что будущее время связывается с настоящим через бифуркации и обмены устойчивостью.
Результат бифуркации заранее предсказать невозможно: последующее течение событий определяется как случайными факторами (усиливающимися в окрестности точки бифуркации флуктуациями, существующими в потенциальной реальности), так и потенциальной структурой (в частности, набором потенциальных альтернатив)*, скрытых от глаз (находящихся, как правило, вне области знания) внешнего наблюдателя. «Когда система, эволюционируя, достигает точки бифуркации, детерминистическое описание становится непригодным. ... Переход через бифуркацию — такой же случайный процесс, как и бросание монеты» (Пригожин, 2000, с. 61; см. также: Моисеев, 1999, с. 5).
Из этого вытекает ряд важных следствий. Во-первых, процесс эволюции является необратимым (нельзя вернуться в состояние, какое было до бифуркации). Во-вторых, в этом процессе нарушается симметрия между прошлым и будущим (будущее не похоже на настоящее и прошлое). В-третьих, нарушается принцип полного (в том числе статистического) детерминизма: прошлое не может полностью детерминировать будущее. Полное знание прошлого недостаточно для адекватного знания будущего, даже если известны все законы, связывающие прошлое, настоящее и будущее.
Для будущего времени эволюционирующих объектов характерно возникновение конечного горизонта видимости. В пределах горизонта видимости поведение эволюционирующего объекта детерминировано и предсказуемо, но степень предсказуемости уменьшается вблизи фиксированного горизонта. Фиксация определяется возникновением следующей бифуркации. Чем ближе очередная бифуркация, тем короче горизонт видимости. Случайный характер бифуркации делает поведение эволюционирующего объекта непредсказуемым (неопределенным, недетерминированным) за пределами горизонта видимости.
Все перечисленные утверждения взаимосвязаны. Отсутствие симметрии между прошлым и будущим означает применимость к эволюционным процессам лишь частичного детерминизма. Полная детерминированность восстановила бы функциональную симметрию между прошлым и будущим (детальное знание прошлого и всех причинных зависимостей означало бы полное знание будущего), полное отсутствие детерминированности не позволяло бы говорить об эволюции как о едином процессе.
Эволюция актуализованной реальности, определяемая ее взаимодействием с потенциальной реальностью, не имеет ни начала, ни конца, ни причины, ни конечной цели (ненаправленность эволюции в целом), ни единого темпа. Это не аналог «мелких количественных изменений», как утверждала философия марксизма, а способ поведения, обладающий чертами необратимости, отсутствия симметрии между прошлым и будущим, альтернативности (непредопределенности) и изменения законов, по каким происходят изменения (благодаря «обмену устойчивостью»),
К эволюции актуализованной реальности неприменимо поэтому понятие прогресса. Благодаря взаимной связи между бифуркациями и случайностью не существует общих критериев, позволяющих утверждать, что результаты эволюции становятся все «лучше» и «лучше». Понятие прогресса не устраняется из эволюции полностью, но становится локальным, применимым лишь к отдельным направлениям эволюции в отдельные периоды времени.
В самой актуализованной реальности мы различаем простые и сложные объекты, определение которых было дано в предыдущем параграфе. Это позволяет перейти от общих рассуждений об эволюции реальности к конamp;ретным утверждениям об эволюции отдельных объектов.
Простые объекты могут быть полностью локализованы в пространстве-времени, они не связаны с потенциальной реальностью. Такие объекты имеют предсказуемое будущее, симметричное их прошлому. Так, физические движения, подчиняющиеся второму закону динамики Ньютона, не только детерминистичны, но и обратимы во времени: преобразование lt;' — — ? вызывает преобразование V1 = —V, оставляя ускорение неизменным. В результате движение материальных точек происходит по тем же траекториям, но в обратном направлении. Прошлое и будущее симметричны в уравнениях движения. Эти объекты изменяются, но не эволюционируют.
Совершенно иначе ведут себя сложные объекты, имеющие потенциальную составляющую. Наличие потенциальной составляющей приводит к тому, что они лишь частично локализуемы в пространстве- времени (имеет место «частичная нелокальность» сложных объектов).
Только сложные объекты эволюционируют в принятом нами смысле (необратимо изменяются с нарушением симметрии между прошлым и будущим). Их будущее, зависящее от последовательностей бифуркаций, является принципиально неопределенным.
К сложным объектам относятся Вселенная, квантовые процессы, человечество, общество, экономика, культура, отдельные индивидуумы. Наличие у них потенциальной составляющей связывает их с Бытием как целым, их частичная нелокальность ведет к появлению у каждого из них «своего» пространства и «своего» времени. Это усложняет их изучение.
Классифицируя сложные объекты по степени общности, можно различать глобальную эволюцию и локальные эволюционные процессы. Характер эволюционных изменений для них не одинаков.
К глобальной эволюции относится эволюция Вселенной. Эволюция сложных объектов, находящихся во Вселенной, является локальной эволюцией. При этом, хотя каждый эволюционирующий объект имеет свое пространство и свое время, отличное от пространства-времени других эволюционирующих объектов, все они существуют в едином физическом пространстве-времени, представляющем собой пространство- время нашей Вселенной. Это позволяет изучать взаимосвязи между различными эволюционирующими объектами и делает представления об эволюции Вселенной логической предпосылкой знания, относящегося к эволюции отдельных объектов.
В основе почти всех современных представлений об эволюции Вселенной лежит физическая теория, постулирующая сингулярность Большого Взрыва, соответствующего рождению Вселенной в начальный момент времени ? — 0. В этот момент размеры Вселенной равны нулю, а ее плотность и температура бесконечно велики. Это исключает событийный статус Большого Взрыва. «Сингулярность Большого Взрыва при I = 0 по сути исключает его из физических событий, происходящих в конкретный момент времени» (Грюнбаум, 1995, с. 56; см. также Вальд, 1984, с. 213).
Недавно в лабораториях ЦЕРНа была получена кварк-глюонная плазма, физически соответствующая состоянию Вселенной через несколько микросекунд после Большого Взрыва. Благодаря этому событию ученые надеются больше узнать о возникновении Вселенной. Однако от ничтожных долей первой секунды времени до Большого Взрыва, соответствующего рождению Времени как такового, — дистанция огромного размера. Большой Взрыв возникает в результате структурной неустойчивости потенциальности, содержащей (в качестве одной из скрытых альтернатив) возможность появления мира событий, нашего пространства и нашего времени.
При этом Большой Взрыв не противоречит закону сохранения энергии. Еще в 1973 г. Э. Трайон высказал предположение, основанное на различии между положительной энергией Вселенной, связанной с массой через Е = гас2, и отрицательной энергией, связанной с нри- тяжением (чтобы тело покинуло гравитационное поле другого тела, необходимо затратить энергию). Поэтому общая энергия Вселенной может быть равной нулю.
Эволюция Вселенной имеет много других интересных особенностей, но мы не будем на них останавливаться. Предмет нашей книги — не эволюция Вселенной, а социальная (точнее, социоэкономическая) эволюция, т. е. происходящие в пространстве и времени изменения таких сложных объектов, как человек, общество, экономика, ценности и связанных с ними других сложных объектов. Интерес к эволюции Вселенной оправдан для нас лишь постольку, поскольку он связан с эволюцией общества. В этой связи отметим два принципиальных обстоятельства.
Во-первых, эволюция Вселенной тесно связана с эволюцией человека. Известно, что в основе физических исследований эволюции Вселенной лежит система космологических уравнений Эйнштейна, решение которой зависит от неизвестных начальных условий. Стандартное преодоление этой трудности состоит в использовании так называемого антропного принципа, согласно которому начальные условия, формирования Вселенной должны допускать возможность ПОЯВЛсНи^ человека в процессе ее эволюции (слабый антропный принцип). Если заменить в этом утверждении «возможность» на «необходимость», то получим сильный антропный принцип. Такая замена делает возможным включение биологической и социальной эволюции в общую модель эволюции Вселенной. Сегодня это утверждение обосновано по крайней мере для Земли как небесного тела. Имеет место процесс, названный
Н. Н. Моисеевым коэволюцией, или совместной эволюцией человека и природы на Земле (Моисеев, 1995, 1998).
Во-вторых, разнообразие эволюционирующих объектов столь велико и неопределенно, что для них невозможна какая-либо завершенная классификация. В отдельных случаях классификация эволюционных процессов может быть сведена к классификации аттракторов. Аттрактор — это конечное состояние или действие эволюции диссипативной системы. С помощью аттрактора можно охарактеризовать разнообразие движений диссипативных систем. Так, идеальный маятник (без трения) не имеет аттрактора и колеблется бесконечно. Реальный маятник, включающий трение, постепенно остановится в положении равновесия (аттрактор, или «конец» движения). Аттрактором является и состояние термодинамического равновесия.
Для геометрического представления аттрактора вводят пространство, размерность которого совпадает с числом переменных, необходимых для описания эволюции системы во времени (координаты
маятника, температура газа). Равновесие соответствует точке в этом пространстве («точечный аттрактор»). То же относится и к стационарным состояниям системы, близким к термодинамическому равновесию и удовлетворяющим теореме о минимальном производстве энтропии. Движение любой такой системы (при данных граничных условиях) описывается траекторией, ведущей из начального состояния к аттрактору. Точечный аттрактор есть «конец» любой траектории системы в этом пространстве.
Но аттрактор — не обязательно точка. «Химические часы», например, эволюционируют не к точке, а к устойчивому периодическому режиму. Здесь имеет место аттрактор «предельный цикл».
В более сложных случаях аттрактор изображается не точкой и не линией, а поверхностью или объемом. Существуют также «странные аттракторы», имеющие не целые, а дробные размерности (фрактальные объекты). Чем сложнее устроен аттрактор, тем сложнее изменяющийся объект, тем ближе его поведение к эволюционному.
Фрактальные аттракторы порождают очень сложное поведение во времени. Если точечный аттрактор свидетельствует об устойчивости и воспроизводимости, то фрактальные аттракторы порождают такие типы поведения, которые невозможно ни предсказать, ни воспроизвести. Малейшее разлитое в начальных условиях или возмущение не затухает, а усиливается аттрактором. Такой аттрактор определяет режимы, чувствительные к начальным условиям.
Понятие аттрактора, однако, неприменимо к изучению эволюционных процессов, не имеющих конечного состояния. К ним относятся все социоэкономические процессы. Важным инструментом их изучения и классификации может стать анamp;чиз движения информации.
1.3
Еще по теме Глобальные и локальные эволюционные изменения:
- Глава 15 Локальные и региональные конфликты в глобальной системе
- ДИАЛЕКТИКА ГЛОБАЛЬНЫХ И ЛОКАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ, ИЛИ КРИЗИС ЛЕГИТИМАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
- Информационные аспекты эволюционных изменений
- Раздел Глобальные, региональные и локальные проблемы биосферы
- Европа — «виртуальная» и «другая» Глобальное и локальное в идентификации восточноевропейских интеллектуалов после Второй мировой войны
- Часть 3 Устойчивое развитие и глобальные изменения
- ГЛАВА 9. ГЛОБАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКЕ
- Тема РОССИЯ - ЛОКАЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. СПОРЫ О русской ЦИВИЛИЗАЦИИ. (ПОНЯТЬ ЛИ УМОМ РОССИЮ?) МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ. ПЕРИФЕРИЙНЫЙ ХАРАКТЕР ЛОКАЛЬНОЙ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
- Глава 3. Элементарный эволюционный материал и элементарные эволюционные факторы
- Геловани В. А., Бритков В. Б., Дубовский С.В.. СССР и Россия в глобальной системе (1985-2030): Результаты глобального моделирования, 2009
- 3.4. Глобальные проекты глобального мира
- 7. Расторжение и изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств
- I. Эволюционная теория
- Локальный ответ мембраны возбудимых клеток
- § 7. ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ
- Изменения в рождаемости не так уж сильно зависят от изменений в брачности
- ГЛАВА 3. ЭВОЛЮЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ
- Лекция 2. Эволюционная экология рода человек.
- 19.4. Локально#x2011;региональные конфликты и способы их урегулирования