Глава 15 Локальные и региональные конфликты в глобальной системе
В контексте долгосрочной эволюции международной политической ситуации локальные конфликты являются наиболее острой формой международной напряженности, если, конечно, отвлечься от рассмотрения глобального конфликта или мировой войны.
Под локальным или региональным конфликтом мы понимаем конфронтацию политических сил (внутристрановую, межгосударственную или транснациональную), которая в целом не выходит за рамки географически ограниченного региона. Локальный конфликт (ЛК), с одной стороны, может иметь фазу слабых внешних проявлений, но быть серьезным потенциальным источником политического насилия. Он может иметь и весьма интенсивную форму проявлений в виде локальной, ограниченной войны двух или более сторон.
Западные футурологи и прогнозисты уделяют сейчас очень большое внимание анализу возможных в долгосрочном будущем локальных кризисно-конфликтных ситуаций. Причины этих кризисов и конфликтов они объясняют либо несовместимостью экспоненциальных тенденций демографического и экономического роста с ограниченностью ресурсов Земли (неомальтузианская точка зрения), либо особой позицией развивающихся стран по проблемам ресурсной политики и ролью этих стран в международном капиталистическом разделении труда, тенденциозно трактуя при этом принципиальную роль взаимоотношений развивающихся и развитых капиталистических стран в зарождении и эскалации современных ЛК. В настоящее время в мире существует примерно десять фронтов или линий конфронтации, которые очерчивают основные очаги локальных кризисов или конфликтов. Наи
более интенсивными из них являются, например, афро-азиатский фронт, проходящий от Гибралтара через Ближний Восток, достигая Индии, или северо-африканский фронт, пронизывающий всю «черную» Африку и североафриканские мусульманские страны. Актуальность этих десяти фронтов обусловлена взаимодействием географических, расовых, этнических, идеологических и социально-экономических факторов. Не менее 90 % общей протяженности этих фронтов приходится именно на развивающиеся регионы.
В различных исследованиях рассматриваются разные аспекты и составляющие в группе причинных факторов общей кризисноконфликтной панорамы в развивающихся регионах. С учетом близких по содержанию трактовок примерно одних и тех же явлений можно выделить следующие основные типы кризисно-конфликтного развития. Территориальные споры.
Б. Культурно-исторические и религиозные факторы. Национально-освободительная борьба.
Г. Зависимое социально-экономическое развитие.
Д. формирование сепаратистских группировок.
Е. Вынужденная вовлеченность страны в «силовое поле» регионального конфликта.
Ж. Неуклонный рост импорта и производства оружия в развивающихся странах.
3. Дестабилизирующие акции ТНК, ЦРУ и других разведывательно-диверсионных центров.
И. Диверсионные акции эмигрантских группировок.
К. Прямая интервенция со стороны империалистических стран, их блоков или их марионеток.
Как правило, кризисно-конфликтные ситуации, вызванные территориальными притязаниями, обусловлены несоответствием границ страновых территорий с исторически сложившимися ареалами этнических расселений. Проявления группы культурно-исторических и религиозных факторов соотносят с эволюцией социально- политических факторов в тех странах, где правящая элита ориентирована на капиталистический путь развития и в его процессе резко отрывается от национальных культурных и религиозных корней. Разнообразные проявления национально-освободительной борьбы сводятся к стремлению народов развивающихся стран к устранению остатков политических структур, установленных в периоды колониального прошлого и последующей неоколониалистской экспансии. Целью движения может быть достижение независимости от метрополии, устранение гнета белого или других меньшинств, борьба против неоколониалистского порабощения в виде диктатур, хунт, элитарных режимов, борьба против современных форм зависимости от развитых капиталистических стран. Проблемы зависимого социально-экономического развития состоят в том, что развивающиеся страны, избравшие капиталистический путь развития, постепенно оказываются в ситуации сильнейшей экономической зависимости в рамках мировой системы капиталистического хозяйства. Здесь рост населения происходит на фоне роста безработицы, дефицита продовольствия, громадной задолженности западным банкам. В результате происходит неуклонный рост социального протеста среди различных слоев населения, который неизбежно приводит к крупным политическим конфликтам. Троянским конем в стане развивающихся стран являются сепаратистские движения и группировки. Конфликты на почве сепаратистских лозунгов отличаются особым разгулом насилия, жестокости, терроризма, а подчас — и геноцида. Нередки случаи, когда сравнительно небольшая по территории или населению страна оказывается вынужденно вовлеченной в крупномасштабный региональный конфликт. Настолько сильным является здесь силовое поле военно-политической напряженности, что слабая руководящая элита страны бывает не в состоянии противостоять внешнему силовому давлению и страна становится жертвой регионального конфликта без достаточных на то «оснований» внутреннего плана. Ситуации такого рода тесно переплетаются с многочисленными конфликтными состояниями, когда наличие эмигрантского контрреволюционного потенциала на территориях соседних стран является постоянным источником диверсионного давления, которое в свою очередь является лишь частью общей «дестабилизирующей волны», исходящей от международного монополистического капитала, транснациональных корпораций, ЦРУ и ему подобных
организаций других развитых капиталистических стран.
В реальных локальных конфликтах скорее всего будут представлены те или иные смешанные тенденции, причем на различных этапах их долгосрочного развития на первый план могут выдвигаться существенно разные кризисные факторы. Однако наиболее важным существенным элементом в долгосрочном механизме формирования конфликтов в развивающихся регионах является проблема перманентной зависимости стран, развивающихся в системе капиталистических отношений. Представляется, что СССР в оценках своего долгосрочного развития необходимо должен учитывать перспективы возможных в долгосрочном будущем ЛК. Разработки этого плана полезны в связи со следующими точками приложения нашей внешней политики и с обратным воздействием на динамику нашего долгосрочного экономического развития.
Во-первых, прогнозирование панорамы ЛК было бы полезным для выявления потенциальных глобальных каналов, тенденций и потребностей в поставках средств вооружений обычных типов (важный источник перекачки ресурсов из развивающихся стран). В этом отношении особенно важным является ближневосточный регион, нефтеэкспортирующие страны которого обладают огромными валютными и нефтяными запасами.
Во-вторых, СССР должен анализировать причины и следствия многих из ЛК (особенно в Южной и Центральной Африке), отслеживая интересы собственного обеспечения будущих поставок многих видов стратегически важного минерального сырья в долгосрочном будущем. В этом же отношении особый интерес представляет все тот же ближневосточный регион.
В-третьих, если в будущем СССР будет вынужден серьезно увеличить импорт нефти, то в долгосрочном плане он может стать сильно зависимым от эволюции ЛК в том же ближневосточном регионе. В такой ситуации США могут предпринять решительные действия, чтобы поставить производство и рынок ближневосточной нефти под свой эффективный контроль, а это уже может очень сильно повлиять на динамику нашего экономического развития. Но если ситуация сложится именно так, то СССР важно иметь в этом регионе как можно большее число преимуществ стратегического плана.
В-четвертых, весьма сложной и противоречивой является проблема экономической и политической окупаемости крупных затрат на поддержку некоторых национально-освободительных движений. Здесь наши долгосрочные цели состоят в переориентации развивающихся стран от капиталистического пути развития и их ориентации на экономическое и политическое сотрудничество с социалистическими странами. Однако не происходит ли в ряде случаев «принятие некоторых стран на наш постоянный экономический баланс»? Не происходит ли здесь практически «увековечивание» зависимости этих стран от нашей экономики вместо бывшей ранее зависимости от капиталистической системы? Будучи на определенном этапе вовлечены в крупные экономические расходы в некоторые ЛК (в рамках НОД), далее мы можем терять свои преимущества из-за недостатка собственных экономических ресурсов, т. е. те «будущие» политические выгоды, которыми ранее обосновывали свое опосредованное участие в этих ЛК.
Анализ долгосрочных политэкономических факторов и тенденций, действующих на современном этапе формирования глобальной системы, приводит к выводу о том, что важнейшие региональные узлы локальных конфликтов еще не смогут быть притушены ни в конце XX, ни в первой четверти XXI века. Эти региональные очаги таковы. Ближневосточный региональный конфликт.
Б. Региональный конфликт на юге Африки. Конфликты в регионе Центральной Америки и Карибского
бассейна.
Г. Конфликты на индостанском субконтиненте.
Д. Конфликты в индокитайском регионе.
Кроме основных региональных очагов, возможны также долгосрочные ЛК, обусловленные зависимым (от мировой капиталистической системы) развитием большинства развивающихся стран — в основном в Латинской Америке, Северной и Тропической Африке.
Не исключаются локальные межгосударственные столкновения в различных частях глобальной системы в результате соперничества за использование ресурсов океана (конкреции), доступ к шельфовым залежам нефти, одностороннее использование водных ресурсов региона (включая атмосферные осадки). К серьезной дестабилизации могут привести обострения отношений между ФРГ, Западным Берлином и ГДР; Северной и Южной Кореей; «тлеющие» этнические и религиозные конфликты в развитых капиталистических и других европейских странах.
Особое стратегическое значение для СССР имеют потенциальные или уже развившиеся очаги ЛК в исламских странах вдоль наших южных границ: в Пакистане весьма вероятна эскалация враждебных акций против Индии (поддержка режимом Зия-Уль- Хака политики США и деятельности ЦРУ, направленной на «бал- канизацию Индии», помощь афганской контрреволюции), в Иране (неустойчивость политической ситуации и привлекательность для западного военно-промышленного комплекса значительных запасов нефти), в Турции (неустойчивость политической ситуации и возможность расширения присутствия военных баз НАТО).
Особая актуальность анализа глобальной панорамы и долгосрочных перспектив ЛК подчеркивается тем фактом, что проблематика региональных конфликтов занимала важное место в ходе недавних советско-американских переговоров на высшем уровне.
Еще по теме Глава 15 Локальные и региональные конфликты в глобальной системе:
- 19.4. Локально#x2011;региональные конфликты и способы их урегулирования
- Раздел Глобальные, региональные и локальные проблемы биосферы
- Глава 9. Региональные и локальные проблемы
- Глава третья ЛОКАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ: ЯПОНИЯ В МИРОТВОРЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЯХ ООН
- Стратегия локальных войн и военных конфликтов
- Глобальные и локальные эволюционные изменения
- ДИАЛЕКТИКА ГЛОБАЛЬНЫХ И ЛОКАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ, ИЛИ КРИЗИС ЛЕГИТИМАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
- Тема 12. ГЛОБАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
- Региональные объединения как подсистемы глобальной структуры
- § 18. КРУШЕНИЕ КОЛОНИАЛИЗМА, ЛОКАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
- Геловани В. А., Бритков В. Б., Дубовский С.В.. СССР и Россия в глобальной системе (1985-2030): Результаты глобального моделирования, 2009
-
Альтернативная история -
Античная история -
Архивоведение -
Военная история -
Всемирная история (учебники) -
Деятели России -
Деятели Украины -
Древняя Русь -
Историческая литература -
Историческое краеведение -
История Востока -
История древнего мира -
История Казахстана -
История наук -
История науки и техники -
История России (учебники) -
История России в начале XX века -
История советской России (1917 - 1941 гг.) -
История средних веков -
История стран Азии и Африки -
История стран Европы и Америки -
История стран СНГ -
История Украины (учебники) -
История Франции -
Методика преподавания истории -
Научно-популярная история -
Новая история России (вторая половина ХVI в. - 1917 г.) -
Периодика по историческим дисциплинам -
Публицистика -
Современная российская история -
Этнография и этнология -
-
Педагогика -
Cоциология -
БЖД -
Биология -
Горно-геологическая отрасль -
Гуманитарные науки -
Искусство и искусствоведение -
История -
Культурология -
Медицина -
Наноматериалы и нанотехнологии -
Науки о Земле -
Политология -
Право -
Психология -
Публицистика -
Религиоведение -
Учебный процесс -
Физика -
Философия -
Эзотерика -
Экология -
Экономика -
Языки и языкознание -