Первые цивилизации и первые экологические кризисы


Примерно 11 тыс. лет тому назад на фоне незначительного похолодания в Западной Азии появляются первые крупные домашние животные и соответственно первые примитивные пастбищные экосистемы (см. также разд.
9.3). Вначале в их состав входят наиболее неприхотливые виды — овцы и козы, а затем — быки и лошади. Практически в то же время в Месопотамии появляются и первые земледельческие ландшафты. Судя по некоторым оценкам [Малинова, Малина,              1988],
примитивная обработка земли с помощью заостренных палок была крайне неэффективна. Ее преимущество по сравнению с собирательством, вероятно, обеспечивалось относительной стабильностью результатов. Однако довольно быстро, уже в 8-7-м тысячелетии до н. э., началось распространение более производительного мотыжного земледелия. При этом в Месопотамии местные жители создают достаточно сложные ирригационные системы.
Следует подчеркнуть, что районы возникновения первых земледельческих и скотоводческих экосистем фактически соответствуют центрам происхождения культурных растений и одомашнивания животных. По-видимому, это отражение взаимосвязанного становления земледелия и скотоводства.
В 3-м тысячелетии до н. э. земледельческие экосистемы, часто основанные на орошении, формируются и в некоторых других районах Старого Света — от долины Хуанхэ до долины Нила. По мнению Кульпина [1992], переход к широко-масштабному земледелию в Древнем Китае происходил на фоне значительного похолодания. Почти одновременно в Средиземно-морье и Западной Азии появляется пашенное земледелие, свя-занное с использованием домашних животных (главным образом быков) и примитивных разновидностей плуга. Считается, что это время возникновения “великого” разделения труда между земледельцами и скотоводами. Широкое использование орошения в равнинных районах приводило к засолению почв и последующей деградации экосистем на обширных территориях. Именно эти события, как правило, рассматриваются в качестве первого экологического кризиса в истории человечества.
Дальнейшему распространению земледельческих и пастбищных экосистем, видимо, способствовало уникальное положение Средиземного моря. Уже к 1-му тысячелетию до н. э. они были широко представлены по его побережью. На фоне хорошо сохранившихся многочисленных естественных ландшафтов, особенно лесных, долгое время господствовали экофильные представления. Мыслители Древней Греции, Рима, Египта, Месопотамии, Индии, Китая уже осознавали сложные связи естественных экосистем и даже отмечали то, что перед распашкой целинных участков необходимо проведение предварительного обследования местного ландшафта.

В последнем тысячелетии до н. э. сведение лесов, развитие земледельческих и особенно пастбищных экосистем в Средиземноморье привело к мощной дигрессии и эрозии, последствия которых в районах с преобладанием карбонатных горных пород были просто катастрофическими. Плотность местного населения сократилась. В то же время в лесостепях, степях, полупустынях, пустынях и саваннах Старого Света широко распространялись пастбищные экосистемы, обычно связанные с кочевым скотоводством. Можно предполагать, что скотоводы-кочевники вписывались в организацию природных травянистых и опустыненных экосистем как на равнинах, так и в горах.
Примерно тогда же земледельческие экосистемы появились в горах Центральной и Южной Америки, но основаны они были на мотыжном земледелии. Интересно, что местные жители создавали своеобразные агроландшафты искуственных насыпных полей на заболоченных территориях. В Евразии же после появления в 1-м тысячелетии до н. э. железных пахотных орудий происходило расширение зоны пашенного земледелия на север и северо-восток.
В начале нашей эры подсечно-огневое земледелие и оседлое пастбищное скотоводство распространилось почти по всей Европе. Вместе с тем преобразованные экосистемы таких типов были еще локальными, и сохранялся высокой уровень облесенности сохранился (рис. 40).

Рис. 40. Распространение лесов в Центральной Европе перед началом нашей эры [по Вальтеру, 1974]:
1 — смешанные леса с буком и дубом; 2— засушливые области без бука; 3— горные буковые леса; 4— буковые леса с примесью сосны; 5— горные буковые леса (• •— с примесью пихты и ели; • •— субальпийские); 6— леса с преобладанием сосны с примесью дуба; 7 — смешанные дубово-грабовые леса; 8—то же с примесью ели, иногда с доминированием сосны


Несмотря на широкое распространение в этот период земледельческих и пастбищных экосистем, значительные территории Северной и Южной Америки, Африки, Австралии оставались заселенными собирателями. Следует, однако, отметить усиление их влияния на местные ландшафты. Так, для Австралии, Тасмании и северных побережий Евразии и Северной Америки реконструируются регулярные пожары, вероятно, немало способствовавшие становлению современного облика соответствующих экосистем. В прибрежных районах Северной Америки аборигены перешли к рыболовству и охоте на морских зверей, что, возможно, было следствием исчезновения крупных наземных млекопитающих.
<< | >>
Источник: Сергеев М. Г.. Основы экологии: Учеб. пособие. Ч. 2.. 2007

Еще по теме Первые цивилизации и первые экологические кризисы:

  1. М. А. КОРОСТОВЦЁВ и др.. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации, 1983
  2. Первые американцы
  3. Первые выводы
  4. 1. Первые баталии
  5. Первые государственные образования
  6. ПЕРВЫЕ ВЫВОДЫ
  7. ПЕРВЫЕ ПРОФСОЮЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
  8. II. Первые итоги. Экономика
  9. Первые шаги — решающие
  10. ПЕРВЫЕ БОИ
  11. Первые организации
  12. Первые успехи
  13. ПЕРВЫЕ ШАГИ
  14. ПЕРВЫЕ РЮРИКОВИЧИ
  15. 2.1. Первые дни человечества
  16. Первые земледельцы гор Загроса
  17. Первые миграции населения в древности
  18. Первые достижения ребенка в мышлении