Ранние произведения Фридриха Шиллера (1759 — 1805) отразили всеобщий рост недовольства феодальнокняжеским режимом в годы, когда в Европе назревал политический кризис. В драме «Разбойники» Шиллер создал образ бунтаря и народного мстителя, боровшегося за свободу, но не нашедшего пути к ней.
Te же бунтарские элементы прослеживаются в его драме «Дон-Кар- лос» (1787 г.): писатель выдвигает в ней на первый план не революционную натуру -— Дон-Карлоса, стремящегося разрушить все, чтобы построить новый мир, а его наставника маркиза Позу, благородного «адвоката человечества», выдвигающего цели мирного переустройства. Йз- за учиненного якобинцами террора Шиллер не принял революцию во Франции. В стихотворении «Песня о колоколе» он, прославляя «закон и порядок», осуждает революционное насилие. В девяностых годах поэт, исходя из идей классицизма, обратился к античности, которая заняла важное место в его поэтических произведениях и теоретических трудах. В эстетических работах «Письма об эстетическом воспитании», «Наивная и сентиментальная поэзия» и других Шиллер исходит из существования двух миров: земного, чувственного мира природы и возвышенного мира свободы, или идеала. Превратить эгоистического обывателя в идеального гражданина может, по его мнению, только воспитательная сила искусства. Шиллер стремится к такому идеалу, но убожество немецкой действительности и слабость тех сил, которые противостоят ей, приводят его к мысли о недостижимости этой цели, о фатальном разрыве между идеалом и жизнью. В балладах «Торжество победителей», «Порука», «Ивиковы журавли», «Геро и JIe- андр» Шиллер глубоко проник в дух античности. Есть у него и баллады, написанные на средневековые сюже- / ты. Поэт прославляет душевное благородство, любовь и дружбу, самоотверженность и бескорыстие. Во второй период своей деятельности Шиллер выступает, также как драматург, автор исторических драм — трилогии о Валленштейне (1798 — 1799 гг.), «Марии Стюарт» (1800 г.), «Орлеанской девы» (1801 г.), «Вильгельма Телля» (1804 т.). В этих пьесах Шиллер иногда намеренно искажает действительность, подчиняя ее своей философии. Так, наметив в трагедии «Мария Стюарт» столкновение католицизма и протестантизма, Шиллер в конце концов сводит драму к внутренней борьбе идеальных порывов и начала чувственности в душе Марии Стюарт. В своей последней законченной драме «Вильгельм Te л ль» Шиллер снова обращается к проблеме народного восстания против притеснителей. Он признает право народа на отпор угнетателям, однако по-преж- нему является противником революции, с ее кровью и беззаконием. Иоганн Вольфганг Гете (1749 — 1832) в классицистических традициях, так же как и Шиллер, пережил глубокое увлечение античностью.
Античная культура привлекала Гете не только своей гармонией, но и своим земным, чувственным характером. Он создает ряд произведений в античном духе; самым значительным из них является драма «Ифигения в Тавриде» (1787 г.). С античностью связана и лирика Гете, его «Римские элегии» (1795 г.), в которых он с чисто языческой откровенностью прославляет любовь как проявление могучих жизненных сил человека. Будучи современником Французской революции, Гете в ряде произведений выступает против «ужасов рево люции» и противопоставляет ей патриархальную Германию (особенно в «Германе и Доротее»). Переходя от античного идеала к современности, Гете создал роман «Вильгельм Мейстер» (1795 — 1829 гг.). Это история духовного развития личности от юношеского увлечения искусством к реальной жизни, практической деятельности, труду. Писатель вел своего героя от бунтарства к примирению с действительностью. В этом выражалось стремление к наступлению стабильности в обществе. Самым значительным созданием писателя, вершиной его гения явилась трагедия «Фауст» (1*774 — 1831 гг.) — одно из крупнейших достижений мировой художественной литературы. Свое произведение Гете начал писать еще в период «бури и натиска», но завершил лишь незадолго до кончины. Обращаясь к средневековой народной легенде о докторе Фау- сте^ который продал душу дьяволу, чтобы обрести бессмертие, Гете создал грандиозное по своей философской концепции произведение. Его Фауст — глубокая натура, человек, обладающий дерзким разумом, смело и неутомимо ищущий смысл бытия. Гете дал ему в спутники Мефистофеля, воплощающего принцип отрицания, беспощадный по отношению ко всему отжившему. Если в первой части трагедии действие происходит в малом мире — патриархальной Германии, то во второй части герои выходят в большой мир, на широкую дорогу истории. Двор императора, при котором подвизаются Мефистофель и Фауст, раскрывает ка[ртину разложения абсолютной монархии. Фауст переживает увлечение возвышенными идеалами античности, но убеждается в том, что дух классической Греции возродить невозможно. В последнем эпизоде трагедии главный герой Фауст питает себя иллюзией, что созидательный труд и есть тот «выс шей миг» полноты жизни и счастья, к которому он стремился, и, разуверившись в жизни, соглашается умереть. Гете, утверждая этим поступательное движение человечества, также видит противоречивый характер прогресса. Движение вперед происходит путем разрушения, отрицания старого созидания.