7. Некоторые уроки кризиса «школы»

С 1969 г. фактически начался идейный и организационный распад Франкфуртской школы. Умер Адорно; Хоркхаймер уже в 1959 г. ушел на пенсию и все боль- ше времени проводил на своей вилле в Швейцарии, Хабермас тоже покинул Франкфурт и явно делает новую карьеру с помощью ставшей правящей партией СДПГ.
Руководителем института во Франкфурте-на- Майне стал профессор Хорст Байер — человек, которого лишь очень условно можно причислить к Франкфуртской школе К Даже Оскар Негт ушел, получив кафедру философии в университете Ганновера. Правда, есть А. Шмидт, А. Вельмер и некоторые другие ученики этой «школы».

Но осталась необходимость критики идей этой школы и полного преодоления ее влияния, в том числе и влияния ее учеников и последователей среди ревизионистов во многих странах, среди идеологов правого и «левого» оппортунизма внутри рабочего и антиимпериалистического движения. А кое-где имеются признаки даже некоторого оживления влияния идей Франкфуртской школы, в частности внутри СДПГ. Что касается преодоления опирающегося на идеи Франкфуртской школы ревизионизма в некоторых социалистических странах, то и тут задачи критики далеко не исчерпаны. До сих пор антикоммунизм продолжает делать ставку и на эту карту. Марксисты ЧССР подвергли глубокому критическому анализу события 1968 г., выявив при этом опасную для дела социализма роль тех, кто в борьбе против марксизма-ленинизма опирался и на «критическую теорию» Маркузе и Адорно. Острая идеологическая борьба идет вокруг философских идей группы «Праксис». Критика «философии ренегатства» Фишера и Гароди выявила идейно-политическую близость этих правооп- портунистических врагов марксизма-ленинизма с «левой» философией Франкфуртской школы. Таким образом, оказалось, что утопия «великого отказа» и практика «реформирования» сознания в духе гуманного, «демократического социализма» едины в своем антикоммунистическом отношении к реальному социализму в СССР и в других социалистических странах: реальный социализм для них лишь «вариант того же господства», основанного на техническом, индустриальном рационализме. Но это не значит, что все, кто про- шел Франкфуртскую школу, должны на этой идейной позиции остановиться.

Лучшие из «учеников» убеждаются в несостоятельности и «левого» утопизма, и правого реформизма «учителей», общего для них антикоммунизма и ищут ответ в теории марксизма-ленинизма, в историческом опыте реального социализма, КПСС и других марксистско-ленинских партий.

Завершая сжатый общий очерк истории формирования, распространения и банкротства идей «критической школы», надо еще раз подчеркнуть, что работы 30— 40-х годов Хоркхаймера и Адорно имели в то время относительно малое воздействие на умы людей. По существу лишь послевоенные издания, их поздний вариант (60-х годов)—от «Негативной диалектики» и «Спора о позитивизме» в социологии до «Одномерного человека»— придали и ранним этапам развития «критической теории» значение, выходящее за пределы чисто академической буржуазной философии. Правда, ученики Маркузе и позднего Адорно проявили апологетический интерес к «генезису» идей своих учителей: ранние работы основоположников Франкфуртской школы вновь переиздаются в ФРГ и других странах. Идейно-политическое банкротство журнала «Праксис», участников конференции Кбрчуланской школы, деятелей типа К. Коси- ка в ЧССР или Колаковского в ПНР, Блоха в ФРГ, отказ учеников Маркузе следовать за ним и дальше, лихорадочные поиски выхода из кризиса самой «критической теории» (Маркузе), попытки вновь обратиться к работам более раннего периода (Фромма, Адорно и др.) — все это в известной мере является результатом марксистской критики.

Только с позиции марксистско-ленинской теории можно правильно решать поставленные жизнью, общественным развитием вопросы, на которые Маркузе и Хабермас пытались дать ответы с позиции «критической теории». Последовательная глубокая идейно-теоретическая борьба против подобных, наносящих вред революционному движению, ложных, ревизионистских позиций поможет еще многим только вступающим в революционную борьбу людям преодолеть свои «детские болезни», освободиться от влияния «левого» и правого оппортунизма, встать в ряды широкого и непобедимого фронта антиимпериалистической борьбы.

<< | >>
Источник: Бессонов Б.Н. . Социальная философия Франкфуртской школы (Критические очерки) М., «Мысль»; Прага, «Свобода». - 359 с. . 1975

Еще по теме 7. Некоторые уроки кризиса «школы»:

  1. 6. Некоторые итоги развития идей Франкфуртской школы
  2. Глава XXXV КРИЗИС УНИИ, КРИЗИС ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА И КРИЗИС ОБОРОНЫ (1905—1914 гг.)
  3. § 2. СВОБОДА И ТВОРЧЕСТВО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЯСНОПОЛЯНСКОЙ ШКОЛЫ Общая характеристика школы (1859—1862)
  4. ПИСЬМО 11 О НЕКОТОРЫХ ЧАСТНОСТЯХ В НОВОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ КОНСТИТУЦИИ И О НЕКОТОРЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, СОДЕЙСТВОВАВШИХ ОТМЕНЕ СТАРОЙ
  5. Нестандартные уроки
  6. Нестандартные уроки
  7. РАЗВАЛ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ. КРИЗИС ОБЩЕСТВА. КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ
  8. Глава 5. Продолжение варяжской традиции, кризис государственности. Игорь Старый. Компромиссное разрешение кризиса. Ольга. Святослав.
  9. Эколого-ориентированные уроки и технологические особенности их проведения
  10. РАЗДЕЛ V. ФРОНТАЛЬНЫЕ УРОКИ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГОВОСПРИЯТИЯ И КОРРЕКЦИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ
  11. УРОКИ ИСТОРИИ
  12. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ КРИЗИС? КАКОЙ КРИЗИС?
  13. УРОКИ ДИРИЖЕРА