Концепция человека в философии Эриха Фромма
Среди представителей Франкфуртской школы особое место занимает Эрих Фромм. В течение почти всей своей деятельности он систематически исследовал специальные проблемы человека в аспекте психоанализа, философской антропологии и социальной психологии.
Уже в этот период Фромм пытается свести все учение Маркса к антропологии. Кульминационным пунктом развития философской мысли Маркса Фромм считает «Экономическо-философские рукописи 1844 года», полагая, что в последующие периоды в мышлении Маркса существенных изменений не произошло: варьировались лишь мысли, высказанные раньше, менялись стиль изложения и способы доказательства, претерпела соответствующую эволюцию только языковая терминология К
На самом деле в «Экономическо-философских рукописях 1844 года»2 К. Маркс очерчивает основные линии философских идей своего учения, нашедших дальнейшее развитие и обогащение в последующих трудах. «Рукописи...» свидетельствуют о переходе К. Маркса на 1
Е. Fromm. Marx's Concept of Man. New York, 1961, p. 70—79. 2
Подробнее см.: T. Я. Ойзерман. Формирование философии марксизма. М., 1962.
позиции диалектического материализма, научного коммунизма. В них еще заметно влияние фейербаховского антропологизма, хотя Маркс уже выходит за рамки антропологического метода и натуралистического понимания общества, формулирует принципиально важные положения о человеке и развитии общества, указывает на то, что «история есть истинная естественная история человека»276. В «Рукописях...» Маркс дает также глубокий анализ проблемы «отчуждения». Его интересует прежде всего отчуждение рабочего в процессе труда на капиталистическом предприятии, обусловленное эксплуатацией трудящихся277.
Однако в «Экономическо-философских рукописях 1844 года» (хотя К. Маркс уже здесь связывает ликвидацию отчуждения с устранением частной собственности и эксплуатации трудящихся) еще не была четко выявлена связь проблемы отчуждения с объективно-материальной определенностью общественной деятельности. Понятие «отчуждение» давало Марксу возможность критиковать буржуазную экономию, но оно в то же время н ограничивало его критику278, которую он всесторонне разовьет в последующие этапы своей научной деятельности. «Рукописи...» К. Маркса еще не содержат основных теоретических положений марксизма, но являются необходимым моментом истории развития его теории. В отличие от многих буржуазных и ревизионистских критиков марксизма, противопоставляющих молодого Маркса зрелому, Фромм исходит из «определенного единства» Марксова учения. Он использует многие положения исторического материализма и политической экономии Маркса, правда нередко извращая их, с целью своеобразного истолкования Фрейда и соединения психоанализа с марксизмом. Этот противоестественный симбиоз Фромм объясняет следующим образом: «Я пытался увидеть ту истину, которая продолжает оставаться в учении Фрейда, и выступить против тех положений, которые нуждаются в пересмотре. Я пытался то же самое сделать в отношении теории Маркса. И наконец, я пытался прийти к синтезу, который следует из понимания и критики обоих мыслителей» 279.
Говоря о своей «приверженности» к взглядам Маркса, Фромм признает, что по охвату и решению проблем Маркс превосходит Фрейда, поскольку является более «энциклопедичным и глубоким мыслителем».
Хотя «Маркс как мыслитель был более глубоким и значительным ученым, нежели Фрейд», однако и он, утверждает Фромм, не смог избежать односторонних трактовок становления общества и особенно человека. Из его поля зрения ускользнуло наличие иррациональных сил в жизнедеятельности человека, которые снова и снова возрождают у него «властолюбие и деструктивность» и* кроме того, без внутренней освобождающей силы гуманистического психоанализа не дают возможности человеку достичь свободы. В связи с этой недооценкой человеческих страстей концепцию К. Маркса и Ф. Энгельса* по мысли Фромма, можно принять только после основательного научного уточнения и обогащения.
Фрейд, по словам Фромма, также не смог выявить, динамическую взаимосвязь биологического и социального в человеке, «я» и «сверх-я». Сознание, согласно Фрейду, не есть активный способ отражения действительности, но лишь определенное средство выражения «бессознательного». Индивид и социальная среда находятся в состоянии извечной и непрерывной тайной войны.
Фрейдовская концепция сыграла некоторую позитивную роль. Психоанализ Фрейда привлек внимание к сложной эмоциональной жизни человека, к исследованию «аффективных комплексов», к проблеме последствий неудовлетворенного влечения, к анализу мотивов поведения и подчас трагическим противоречиям между сферой «желаемого» и «должного». «Работая на рубеже веков,
Фрейд не имел, однако, возможности связать выявленные им факты со сколько-нибудь строгими психологическими и нейрофизиологическими представлениями, и отсюда анахронизм почти всех его теоретических конструкций» К
Фромм воспринял отмеченные положительные моменты концепций Фрейда и отказался от крайне противоречивых и наиболее устаревших положений классического психоанализа, реформировав лишь те, которые соответствовали его научным интересам и целям. Так, фрейдовские «инстинкты», филогенетические «воспоминания» и «враждебные психические факторы» Фромм пытается, хотя и не всегда последовательно, заменить социальными факторами, показать '«взаимодействие психических и социальных явлений».
Положение Фрейда, утверждающее, что общество осуществляет лишь функцию подавления, Фромм подвергает серьезному пересмотру, доказывая, что оно может выполнять и созидательную функцию: человека создают не инстинкты и их «подавление», а история. Фромм реформирует психоанализ, опираясь на универсальную, «бессознательную», «насильственно навязываемую мотивацию», порождаемую травмирующим воздействием капитализма (он экстраполирует эти явления и на «современные формы социализма») на индивида. Психологические последствия капитализма, особенно государственно-монополистического, Фромм называет бременем «невыносимой свободы от». Нельзя вечно нести бремя «негативной свободы», пишет он, люди должны либо избавиться от «всякой свободы», либо обрести свободу действительную, «позитивную». Эти психологические механизмы и «составляют суть проводимой Фроммом реконструкции главной посылки фрейдизма о иррациональной насильственно навязанной мотивации»281.
В дальнейшем Фромм конструирует собственную концепцию человека и общества, опираясь на свою интерпретацию учений Маркса и Фрейда.
Еще по теме Концепция человека в философии Эриха Фромма:
- 2. Понятие общества в концепции Э. Фромма
- Э. Фромм Ситуация человека — ключ к гуманистическому психоанализу
- Новый смысл концепции «человеческой природы» (сущности человека) в философии XVII столетия
- 3.3. Концепции деятельности человека в человеко-машинных системах
- 1.1. ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕКА. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
- 1.1. Философские концепции человека. Эволюция представлений о человеке в истории философской мысли
- Б. Т. ГРИГОРЬЯН. ФИЛОСОФИЯ и ЦЕННОСТНЫЕ ФОРМЫ СОЗНАНИЯ (Критический анализ буржуазных концепций природы философии), 1978
- 1. Специфика философского понимания человека. Проблема сущности человека в истории философии.
- Средневековая христианская концепция человека
- Современные концепции природы человека