25 ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДВОРЯН
Не гневайтесь, добрые монастыри, не вам одним доводилось временами злоупотреблять своей властью и утаивать документы, которые расходились с вашими интересами. Даже потомки рыцаря-христианина долгое время утаивали жизнеописание рыцаря, старинную свою фамильную бумагу, в которую были занесены все права и свободы, дарованные крестьянам.
сасывали у них последнее. Этот семейный, памятник Арнер рекомендовал Терезе в качестве первой книги для чтения Карлу со словами: «Внушай ему как можно раньше, что те средства, при помощи которых было положено основание дому, всегда останутся наиболее пригодными, чтобы его сохранить». Затем он посадил Карла к себе на кровать и сказал, что он должен всю жизнь свою помнить, как отец его, неуверенный, что поправится от болезни, взял его к себе, держал на руках и просил, чтобы сын сделался таким же рыцарем-христианином, как его дед. Но пусть он всю свою жизнь не пытается жать там, где он не сеял, и не оставляет никогда свою деревню и своих крестьян без помощи и без руководства, на произвол судьбы, на волю слепого рока, дабы бедные люди не становились совершенно запущенными и беспризорными и не уподоблялись бесхозяйственному сброду. Затем он раскрыл старую книгу, показал Карлу сначала чертежи и рисунки, помещенные в ней, а затем счета и сказал: «Карл, там, где дед извлекал один гульден дохода из наших деревень, мы извлекаем больше десяти. Не кажется ли тебе, что мы будем не честными, рыцарски и по-христиански мыслящими дворянами, а скорее неблагородными, жестокими ростовщиками, если мы меньше будем заботиться о том, чтобы помочь нашим крестьянам зажить радостной, спокойной, беззаботной жизнью, чем наш дед в тогдашних условиях это делал? Впрочем, добавил он, все, что мы делаем для них, мы делаем для себя, и каждое из наших пятисот хозяйств, даже если мы имеем в виду лишь нашу пользу, ценно для нас, поскольку мы о нем хорошо заботимся или поскольку оно в полном порядке. Верь мне, что все это тесно связано одно с другим».
Обращаясь к Ролленбергеру, он сказал: Указывайте ему неустанно всю тяжесть труда этих людей и останавливайтесь подробно на том, как мало остается им чистой прибыли от всех отраслей их хозяйства; пусть он не забывает, что чистый доход от хозяйства его крестьян и их домашнее счастье являются единственным верным мерилом того, насколько он хорошо правил своими подданными.
Заговорив о жажде славы, как о пороке нашего времени, он выразил уверенность, что в руках Ролленбер- гера Карл никогда не сделается тщеславным.
Наоборот, я надеюсь,— продолжал он,— добрый, скромный друг, что вы научите его не способствовать тщеславию других,— и не опасаясь его этим испортить, он сказал Карлу: — Всегда избегай людей, на которых ты должен смотреть снизу вверх, не делайся ничьим рабом,— он говорил не только о рабстве тела, но и о рабстве души: — Дающий хлеб, ради которого человек отдает свое тело в рабство, является более сильным хозяином. Но духовное рабство не имеет даже таких оправданий, как физические потребности тела.
При этом он употребил выражение одного человека, который, выбиваясь из сил, старался сделать людей лучше, чем они могли быть на самом деле *. Он рассыпал жемчужины человечности, душевного величия и мудрости, которые останутся таковыми даже тогда, когда червь времени уничтожит тленное в высказываниях этого человека, подобно тому, как он уничтожает тленное во мнениях всех людей. Когда волшебные линии, которые разделяют человечество на два стада, на людей с богом в душе и людей без бога, распадутся на свои основные элементы и когда имена тех людей, которые нападали на эти линии, и тех, которые их защищали, будут забыты, когда прелесть этих блуждающих огней не будет ослеплять взора, человечество все еще будет помнить эти жемчужины человеческой мудрости и душевного величия и будет благодарно за них.
Он обратился к Ролленбергеру со словами Лафатера: «Позаботьтесь, чтобы сын мой никогда не верил в общие фразы, не имеющие реальной почвы под собой».
Чтобы успокоить генерала, который был растроган до слез, он просил его не думать, что болезнь его недавнего происхождения, и сослался на боннальского пастора, который может подтвердить, что он еще несколько месяцев тому назад это предвидел и уже тогда с пастором обсудил ряд мероприятий на случай своей смерти. С пастором же он вел беседу о бессмертии души и ска
зал, что жизнь и страдания Христа являются для него еще большим доказательством бессмертия. То обстоятельство, что человек может противостоять самым сильным влечениям своей природы, страдать и умирать за других, чтобы чувствовать себя лучше и совершеннее, служит для него большим доказательством бессмертия, чем все, что можно было бы об этом сказать.
Лейтенант больше страдал, чем в день сражения, когда он потерял ногу, и лежал часами без всякой помощи. Арнер сказал ему: Будьте мужчиной. Если кому-нибудь из нас суждено умереть, то лучше, чтобы я умер. Вы без меня обойдетесь, я же без вас не мог бы обойтись. Бог вам в помощь. Когда я умру, Биливский будет вашим другом, а вы останетесь другом моего дома и моих деревень.
Пастор меньше страдал, он привык видеть у смертного одра всю тяжесть и тленность человеческого существования и его физического угасания, и поведение Арнера, полное душевной красоты и мощи, доставляло ему в некотором роде облегчение. Только когда он должен был уйти и оставить помещика одного, пастором вновь овладело скорбное чувство. Мысль о том, что община потеряет Арнера и что крестьяне, едва вышедши из тяжелого положения, вновь могут попасть в него, привела его, когда он остался один, почти в отчаяние.
Содержание глав 26—30
26. Многие люди желают Арнеру смерти. 27. Что заставило Мейершу стать невестой. 28. Недоразумение.
29. Как прошел сговор у будущей мачехи. 30. Лизнешь соли — почувствуешь жажду
Слухи о близкой кончине Арнера радуют богатых крестьян и огорчают бедняков, которые боятся лишиться льгот, данных помещиком. Сестра старосты Мейера решает выйти замуж за Руди, и Зонненвирт, пришедший к ней свататься, получает отказ.
Еще по теме 25 ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДВОРЯН:
- § 1. ПРИНЦИПЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
- § 2. Принципы и критерии отбора содержания образования
- 8.1. Система юридического образования в России и принципы ее построения Система юридического образования и ее структура
- § 4. Принципы и критерии отбора содержания общего образования
- ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Содержание, принципы и требования к современному образованию в России
- Руководящие принципы для заинтересованных сторон в области высшего образования
- Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие
- ПРИНЦИПЫ ПЕСТАЛОЦЦИ В ДЕЛЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ
- Принципы и методы психолого- и социально-педагогического взаимодействия учреждений образования и семьи
- НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Раздел IV. ОТ ОБРАЗОВАНИЯ В РАБСТВЕ «ТЛЕНИЯ» К ОБРАЗОВАНИЮ В СВОБОДЕ ДУХА
-
Воспитание ребенка -
Дидактика -
Дошкольное образование -
Избранные педагогические труды -
Инновационная педагогика -
История педагогики -
Книги по педагогике -
Коррекционна педагогика -
Логопедия -
Педагогика и воспитание -
Педагогическая методика преподавания -
Социальная педагогика -
Физическая культура и спорт -
-
Педагогика -
Cоциология -
БЖД -
Биология -
Горно-геологическая отрасль -
Гуманитарные науки -
Искусство и искусствоведение -
История -
Культурология -
Медицина -
Наноматериалы и нанотехнологии -
Науки о Земле -
Политология -
Право -
Психология -
Публицистика -
Религиоведение -
Учебный процесс -
Физика -
Философия -
Эзотерика -
Экология -
Экономика -
Языки и языкознание -