Радикальный дуализм манихейства.

Но в III в. влияние гностицизма на христианскую мысль в основном было преодолено. Однако в этом же 252 веке возникла другая разновидность религиозного синкретизма, менее

подверженная собственно философским воздействиям, — манихейство.

Ее основоположник — Мани, по-видимому, перс, поставивший своей целью создание новой религии, более совершенной, чем все предшествующие. Начав свою проповедническую деятельность при дворе персидского царя Шапура, Мани затем объездил многие страны Востока вплоть до Индии и Китая. Свое учение он изложил в сочинении «Книга тайн, гигантов, наставлений» и в других писаниях. Себя Мани по примеру Христа именовал Параклетом (Утешителем) и по возвращении ко двору другого персидского царя, Бахрама, продолжал свои проповеди, но из-за происков магов и по приказу царя был распят (между 274 и 277 гг.).

Манихейство сложилось как пестрая амальгама представлений и поверий зороастризма-маздеизма, гностицизма, вавилонских и иудейских верований.

Наиболее значительным стало влияние первой из названных религий. Однако присущий ей дуализм Мани довел до крайних толкований. Все бытие определяется исконной и нескончаемой борьбой света и тьмы, отождествляемой со всем материальным. Проявлением этой борьбы стало жесткое противостояние духовного и телесного, добра и зла. На вопрос гностицизма — откуда зло? — манихейство давало простой и предельно пессимистический ответ — из вечной борьбы этих двух начал, поэтому моральное и социальное зло неискоренимо. Здесь нет необходимости входить в частности манихейских мифопредставлений (довольно абстрактных) — древа жизни и древа смерти как синонимов света и тьмы, создания первочеловека, противоречивая судьба которого определялась неустойчивостью присущих ему добра и зла, космологическо-космогонических представлений, еще более фантастических, чем гностические.

Главное в этих мифопредставлениях — борьба за освобождение светлого начала от проникших туда элементов материальной тьмы в моральном аспекте, борьба, приводившая к настояниям крайнего аскетизма вплоть до отрицания необходимости брака как проявления зла.

Однако к праведной, максимально аскетической жизни были способны лишь «совершенные», «избранные», а большинство, «слушатели», вели обычную жизнь с минимумом запретов. Первые организовывали определенную церковную иерархию. Культ, поддерживаемый ими, был достаточно прост — с минимальной службой и обрядностью.

Социальная опасность манихейства определялась в особенности возможностью насильственного освобождения светового начала от пленившей его материальной тьмы, которая распространялась и на собственность, и на государственность, и на господствующую церковь (Христа Мани трактовал как лжеучителя, а единственным Параклетом- Утешителем считал себя). Полуподпольная манихейская церковь жестоко преследовалась римскими, иранскими, а в дальнейшем и мусульманскими властями. Тем не менее простота учения в трактовке противостояния Добра и Зла определяла новые его возрождения под разными названиями в эпоху Средневековья. 253

<< | >>
Источник: В.В. Соколов. Философия как история философии. — М.: Академический Проект. — 843 с. — (Фундаментальный учебник).. 2010

Еще по теме Радикальный дуализм манихейства.:

  1. Радикальный дуализм Бенда
  2. МАНИХЕЙСТВО
  3. Манихейство: плененный свет
  4. Внехристианский синкретизм (герметизм, новоплатонизм, манихейство)
  5. ДУАЛИЗМ
  6. РАДИКАЛЬНЫЙ ОТВЕТ
  7. От дуализма к дуальности
  8. РАДИКАЛЬНЫЙ ПЕРЕВОД
  9. 4. Дуализм—противоречивая гипотеза, выдвинутая ad hoc
  10. ВЛАСТЬ: РАДИКАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД
  11. Отсутствие дуализма
  12. § 1.10. Дуализм интеллектуальной собственности
  13. (ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРНОГО ДУАЛИЗМА)
  14. Против дуализма
  15. ДУАЛИЗМ ЖРЕЧЕСТВА: БЕЛЫЕ И ЧЕРНЫЕ ШАМАНЫ