1. Позиция, занимаемая Климентом по отношению к философии

Климент, бывший с большой долей вероятности уроженцем Афин, родился между 140 и 150 гг.; он привнес в свою христианскую жизнь — после своего обращения — элементы того философского образования, которое он получил в своем родном городе.
Это помогло ему более эффективно воспользоваться теми культурными ресурсами, которыми располагала Александрия; она же, будучи великой митрополией, играла значительную роль и в культурном плане — как место, где входили в непосредственное соприкосновение мистериальные религии, философские учения и гностические теории, что всем известно. В «Строматах» Климента находится культурная программа, следование которой, судя по всему, должно привести к «изучению природы, производимому в соответствии с истинным гнозисом». Это произведение было предназначено для греческих философов в целях доказать им, что только христианский гностик чист и воистину благочестив, пользуясь при этом их культурой и их языком и избегая, насколько это возможно, того, чтобы опираться на авторитет Священного Писания («Строматы» VII, 1): «Настало время показать эллинам, что человеком истинно благочестивым является лишь гностик. Пусть их мудрецы, узнав из наших слов, каков истинный христианин, с одной стороны, увидят собственное свое невежество и убедятся, что безрассудно и несправедливо преследуют это имя, а с другой — повинятся, что ложно называют безбожниками тех, кто чтит истинного Бога. Специально для них, думаю, можно привести и аргументы более ясные, дабы они, благодаря наукам, которыми они уже овладели, могли понять то, что мы собираемся сказать, даже если сила веры для них еше не доступна.
Мы повременим пока пользоваться изречениями пророческими (...]. Если же некоторым простым и непросвещенным умам наши слова покажутся несогласными с Писаниями Господа, то пусть знают, что именно оттуда наши слова черпают способность дышать и жить...»15. Если греческая религия подвергается Климентом жесткой критике, то, напротив, философская теология и философская духовность им христианизируются, и протекает этот процесс на гораздо более высоком уровне и в намного более сложном контексте, чем это можно было встретить у апологетов, время расцвета которых пришлось на время формирования воззрений Климента. Александрийский учитель сознательно адаптируется к публике, изощренной в греческой культуре, закрепляя, вместе с тем, за самими христианами право обладать более высоким уровнем образования. Важное новшество Климента, которое радикально отличает его от Ири- нея и Тертуллиана, состоит в том, что он не примыкает к традиционной точке зрения, согласно которой философия оказывается вдохновительницей ересей. Столкновения между философами и еретиками позволяют ему показать, что последние не вправе дерзко присваивать себе приоритетное обладание тем или иным учением греков, поскольку философы уже опередили их в выработке этих учений, а еретики, допустив ряд ошибок, лишь привели к искажению той мысли, которая в них исходно заложена.
<< | >>
Источник: Клаудио Морескини. История патристической философии. 2011

Еще по теме 1. Позиция, занимаемая Климентом по отношению к философии:

  1. 4. Новаторство Климента в отношении предшествующей александрийской традиции — «гностической» и православной
  2. § 3. Классификация административно-правовых отношений по занимаемому месту в их системе
  3. Порядок и условия исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
  4. § 5. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
  5. ПОЗИЦИЯ НИЦШЕ В ОТНОШЕНИИ ДЕКАРТА
  6. ПОЗИЦИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К КОНТРАЦЕПЦИИ
  7. Исторические предпосылки позиции Москвы в отношении Пакта
  8. Многообразие философских позиций, учений, школ. Исторические типы философии
  9. Немецкая классическая философия и гносеологическая позиция Чернышевского
  10. Критика английскими философами христианства с позиций деистического свободомыслия.
  11. II, КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ