§ 5. Какова природа прекрасного и ее связь с красотой?

Прекрасное - это предел эстетического совершенства, в котором чувственно воспринимаем!,пі образ достигает состояния божественной целостности, неся в себе ее атрибутивные характеристики. Какова природа прекрасного? Поскольку эстетика это философская дисциплина, то она с необходимостью сохраняет в себе структуру философского мировоззрения, которое проявляет себя в иерархии подходов, последовательно демон стрирующих читателю разные виды происхождения прекрасного и его связі) с красотой.
Назовем эти наиболее популярные эстетические концепции, встречающиеся в истории эстетики. 1.

Концепция объективной природы прекрасного может быть представлена в эстетических учениях Платона, Плотина, Аристотеля, Гегеля и др. 2.

Концепцию объективно-субъективной природы прекрасного мы находим во взглядах Н. Кузанского, Дидро, марксизма-ленинизма, христианства и др. 3.

Концепция субъективной природы прекрасного выражена в учениях Беркли, Юма, Канта, Шопенгауэра, Юнга и др. 4.

Концепция относительной природы прекрасного обнаружена у софистов, Сократа, скептиков и др.

Рассмотрим все эти концепции более подробно.

Объективная природа прекрасного у Платона и Аристотеля. Идее прекрасного у Платона посвящен ряд трактатов: «Пир», «Филеб», «Тимей» и др. Так, в «Пире» Платон рисует своеобразную лестницу красот і,!, по которой с помощью Эроса человек восходи т от красот ы отдельных тел к объективной идее красоты Благу: «Кто, наставляемый на пути любви, будет в правильном порядке созерцать прекрасное, тот, достигнув конца этого пути, вдруг увидит нечто удивительно прекрасное по природе. <...> Нечто, во-первых, вечное, то есть не знающее ни рождения, ни гибели, ни роста, ни оскудения, а во-вторых, не в чем-то прекрасное... а само по себе, всегда в самом себе единообразное; все же другие разновидности прекрасного причастны к нему таким образом, что они возникают и гибнут, а его не становится ни больше, ни меньше, и никаких воздействий оно не испытывает» (Платон. Пир. - 210 е - 211 Ь).

В диалоге «Филеб» Платоном устанавливается зависимость красоты от умеренности и соразмерности, ибо они всюду становятся красотой и добродетелью (64 d, е).

В «Тимее» говорится о пропорциональности как закономерной и прекрасной связи физических тел. Здесь Платон под впечатлением от пифагорейской эстетики устанавливает зависимость красоты от величины, порядка и меры (31с).

Аристотель в седьмой главе своей «Поэтики» говорит: «Красота заключается в величине и порядке. Ибо как неодушевленные и одушевленные предметы должны иметь величину, легко обозреваемую, гак и фабулы должны иметь длину, легко запоминаемую. Прекрасное, по Аристотелю, не может быть ни чрезмерно большим, ни чрезмерно малым. Так как в первом случае обозрение его совершается не сразу, а единство и цельность его теряется для обозревающих. А во втором случае обозрение его, сделанное в почти незаметное время, сливается» (1451 а). Таким образом, Аристотель, кроме величины и порядка, единства и цельности прекрасного образа вводит новый критерий - обозримость.

Общий вывод можно сделать такой: объективно существующее прекрасное имеет следующие свойства: оно гармонично, пропорционально, соразмерно, симметрично, умеренно, едино, цельно, обозримо.

Объективно-субъективная природа прекрасного.

Главное отличие подобного подхода от предыдущей концепции заключается в том, что если объективно существующее прекрасное не нуждается в ценителе и существует само по себе, то объективно-субъективная концепция определяет природу прекрасного как результат взаимодействия объекта с субъектом, а по тому вне их связи прекрасное никаким образом себя не проявляет.

Впервые эта концепция появляется в эстетике христианства, в которой человек наделен свободой для того, чтобы искать путь своего возвращения к Богу для обретения бессмертия своей души. Уже Аврелий Августин среди других отцов церкви утверждает о значении роли самого субъекта в его усилиях найти свое спасение. Ответным шагом со стороны Бога может стать благодать, которая венчает взаимную устремленность человека к Богу, а Бога - к человеку. Благодать в христианстве, безусловно, имеет в себе эстетическую нагрузку, так как в замутненном от грехопадения разуме человека она открывает скрытую ранее божественную красоту мира как высочайшего творения и возвращает утраченное чувство всеобъемлющей любви к окружающей человека красоте. Поскольку в христианстве Бог есть любовь, а мир - его творение, то под благодатью человек обретает единство и целостность любящего и любимого, становясь образом и подобием Бога. Однако без благодати, озаряющей все своим мистическим светом, прекрасный образ мира и людей для человека недоступен, и поэтому он пребывает «во тьме» эстетически-морального безобразия.

Почему именно христианство становится родоначальником объективно-субъективной концепции прекрасного? Дело в том, что доминан той античной культуры, а следовательно, и эстетики, оставался вееохватываю- щий мировой рок - фатум, который предопределял наличие или отсутствие эстетических способностей в сознании субъекта и, как следствие, наличие или отсутствие способностей воспринимать прекрасное.

В то время как христианская культура наделяет человека свободой к самоопределению, за которой стоит результат его личных усилий. Здесь главным свойством прекрасного становится «освещенность божественной благодати», без которой все вещи мира «тонули в сумраке» разума человека, утратившего эстетические способности из-за своей греховной природы.

Общий вывод можно сделать такой: объективно- субъективная природа прекрасного открывается перед умным взором человека лишь в тот миг, когда его разум «освещен» мистическим светом благодати.

Субъективная природа прекрасного. К представителям данной концепции относятся Беркли, Юм, Кант, Шопенгауэр и другие философы, которые полагают, что прекрасное никоим образом не может иметь объективную природу, так как мир, в котором живет человек, либо не существует вовсе, либо существование мира весьма сомнительно, а потому все, с чем встречается человек в своей жизни, есть эпифеномен его собственного сознания. Поэтому под прекрасным, собственно как и под безобразным, понимаются внутренние переживания самого человека, которые и обуславливают собой эстетический накал чувственных ощущений. Подобное отношение к субъективной природе прекрасного мы находим, например, в четверостишье Б. Пастернака, который говорит о том, что...

И сады, и пруды, и ограды, И кипящее белыми воплями Мирозданье - лишь страсти разряды, Человеческим сердцем накопленной.

Оригинальную, но все ту же субъективную трактовку прекрасного мы находим у Канта, который дает определение прекрасному как тому, что представляется объектом всеобщего удовольствия. Однако при более пристальном рассмотрении мы обнаруживаем, что удовольствие, по Канту, должно оставаться «незаинтересованным». Как же истолковать этот загадочный каигов- ский термин?

В понятие «незаинтересованный» философ вкладывает не только свободу от практического использования прекрасной вещи, но, что самое важное, полное равнодушие к тому, существует или не существует на самом деле сама вещь, вызывающая у наблюдателя эстетическое переживание. Иначе говоря, эстетический восторг, по Канту, не только рассматривается изолированно от вещи, его возбуждающей, но даже и совсем в этой вещи не нуждается. А раз так, то не может быть никакой речи о практической пользе от предмета, возможная иллюзорная природа которого делает его бесполезным. Прекрасным становится то, что нравится само но себе, что имеет цель в самом себе, а не является средством для удовлетворения практических целей.

Общий вывод здесь может звучать так: субъективно определяемое прекрасное характеризуется свойством независимости от существующего или несуществующего мира и его полной бесполезности в нем. Автономность прекрасного от всякой пользы и целесообразности становится гарантом его подлинности.

Относительная природа прекрасного. Эта природа прекрасного находит свое отражение во взглядах мыслителей, ориентированных на социально активную позицию, нацеленную на получение определенных результатов своей деятельности. Здесь прекрасным является все то, что органично вписывается в жизнь человека на дан- пом этапе, способствует скорейшему достижению поставленной цели. Безобразным же становится все то, что препятствует этому. Потому прекрасное здесь «носит» ситуативный характер, нестабильность которого обусловлена целями субъекта. Так, например, софисты полагают, что прекрасное и безобразное - одно и то же. Ибо украшаться и намазываться благовониями мужчине безобразно, а женщине - прекрасно; благодетельствовать друзьям - прекрасно, врагам - безобразно. Убегать от неприятеля - безобразно, а па стадионе от соперника - прекрасно; друзей и граждан обманывать безобразно, врагов - прекрасно. Поэтому, если бы предложили всем людям снести в одно место все, что они считают безобразным, а затем из возникшей «кучи» взять то, что им представляется прекрасным, то наблюдатель обнаружил бы, что место опять стало пустым, ибо люди все разобрали бы. Таким образом, софисты признавали относительный характер прекрасного, которое существует только в связи с местом, временем, обстоятельствами и целыо.

Общий вывод к этой концепции определяет прекрасным то, что целесообразно, своевременно, уместно.

Сравнительный анализ всех свойств прекрасного показывает, что наиболее совершенными и исчерпывающими свойствами обладает объективно существующее прекрасное, ибо оно в большей мере, чем все остальные концепции, носит в себе характеристики высшей реальности - то есть «ничто», ибо... 1.

Высшая гармония обнаруживает себя в пустоте Небытия. 2.

Высшая пропорция находится в простоте Небытия. 3.

Высший ри тм пребывает в покое Небытия. 4.

Высшая симметрия коренится в бесконечности Небытия.

<< | >>
Источник: Д. Л. Родзинский. ФИЛОСОФИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ. Учебное пособие. Москва . 2009

Еще по теме § 5. Какова природа прекрасного и ее связь с красотой?:

  1. § 1. Какова роль красоты в нравственном воспитании?
  2. ?) Интерес к прекрасному в природе и искусстве
  3. § 9. Какова связь между формами существования истины и ее названиями?
  4. § 8. Какова связь между разделами философии и формой существования в них истины?
  5. § 1. Какова природа эстетического сознания?
  6. § 3. Какова природа мировоззрения?
  7. § 3. Какова природа и роль священных текстов?
  8. § 4. Какова природа ментальное™, или почему свойства сознания человека универсальны, а его мышление - уникально?
  9. Красота
  10. 5.1. Идеи и красота
  11. ?) Учение о свободной и привходящей красоте
  12. § 4. Как в бытии проявляется красота?