Последняя формула

Подведем итог нашему беглому анализу. Мы выяснили, что на всех уровнях наиболее обобщенных редукционистских моделей исторической телеологии существует конгруэнтная траектория развития исторического процесса.
Теперь остается лишь вве-

3 - 10089

сти все выделенные компоненты в обобщающую формулу

Итак, в истории действуют два субъекта, два полюса, две предельные реальности. Их противостояние, их борьба, их диалектика составляют динамическое содержание цивилизации. Эти субъекты становятся все более и более отчетливыми и явными, переходя от расплывчатого, завуалированного, «призрачного» существования к окончательной, строго фиксируемой форме. Они универсализируются и абсолютизируются.

Первый субъект:

Капитал = Море (Запад) = англосаксы (шире — «романо-германны») = западнохристианские конфессии.

Второй субъект:

Труд = Суша (Восток) = русские (шире — «евразийцы») = Православие.

Двадцатый век — кульминационная точка противостояния этих двух сил, последняя битва, Endkampf.

В данный момент можно констатировать, что первый субъект почти по всем параметрам сумел одолеть второго субъекта. И главным инструментом, постоянно и на всех уровнях повторяющимся тактическим ходом Запада было использование некоей промежуточной (третьей) реальности, третьего псевдосубъекта истории, который всякий раз на поверку оказывался бестелесным миражам, призванным закамуфлировать истинную сущность эсхатологического противостояния и в итоге обеспечить Западу победу. Победа Запада (во всем его объеме) может быть осознана двояко. Оптимисты-либералы утверждают, что победа окончательна, «история успешно завершена». Более осторожные говорят, что это лишь временный этап и поверженный гигант сможет подняться при определенных обстоятельствах. Тем более что победитель сталкивается с новой и совершенно непривычной для него ситуацией — ситуацией отсутствия врага, дуэль с которым составляла содержание исторического бытия. Следовательно, актуальный субъект истории, оставшийся единственным, должен решать проблему постистории, что ставит перед ним новый вызов — останется ли он в этой постистории субъектом или трансформируется в нечто иное?

Но это совершенно иная тема.

А что побежденный? Трудно ожидать от него ясных и взвешенных рефлексий. В большинстве случаев он не понимает, что с ним произошло, и ампутированный орган — в данном случае сердце — продолжает болеть и саднить, как это происходит у больных после операции. Мало кто ясно осознает, что произошло на рубеже 90-х годов, с какой стороны открылась перед человечеством «парадигма Конца»...

<< | >>
Источник: Дугин А.. Философия войны. — М.: Яуза, Эксмо. — 256 с.. 2004

Еще по теме Последняя формула:

  1. 56 Последние дни: последнее учение
  2. Формулы
  3. Правила построения формул логики предикатов
  4. 4. Формула изобретения
  5. VI. формула справедливости
  6. 2. Судебное исследование формулы изобретения
  7. §1. Образы, слова и формулы
  8. 6. Формула референдума
  9. «Формула террора»
  10. по ФОРМУЛЕ ЭЙНШТЕЙНА
  11. по ФОРМУЛЕ ЭЙНШТЕЙНА
  12. МЕТОД 1. ФОРМУЛА ABC
  13. В чем смысл формулы?
  14. МОЖНО ЛИ УПРОСТИТЬ ФОРМУЛУ ВЫЧИСЛЕНИЯ ПЕНСИИ?
  15. Техносоциальная формула общества.
  16. Формула развития