А. Ньютон

В «Началах»1 (1И. Ньютон, Математические начала натуральной фило софии, в: «Собрание трудов академика А. Н. Крылова», т. VII, 1936. Далее везде даются ссылки на это издание.— Прим. ред.)

Ньютон выдвинул тезис о метрике, внутренне присущей пространству как «вместилищу», и аналогичное положение в отношении абсолютного времени.

Время, пространство, место и движение составляют понятия общеизвестные.

Однако необходимо заметить, что эти понятия обыкновенно относятся к тому, что постигается нашими чувствами. Отсюда происходят некоторые неправильные суждения, для устранения которых необходимо вышеприведенные понятия разделить на абсолютные и относительные, истинные и кажущиеся, математические и обыденные...

Однако совершенно невозможно ни видеть, ни как-нибудь иначе различить при помощи наших чувств отдельные части этого пространства одну от другой, и вместо них приходится обращаться к измерениям, доступным чувствам. По положениям и расстояниям предметов от какого-либо тела, принимаемого за неподвижное, определяем места вообще, затем и о всех движениях судим по отношению к этим местам, рассматривая тела лишь как переносящиеся по ним. Таким образом вместо абсолютных мест и движений пользуются относительными; в делах житейских это не представляет неудобства, в философских необходимо отвлечение от чувств. Может оказаться, что в действительности не существует покоящегося тела, к которому можно было бы относить места и движения прочих ... засоряют математику и физики и те, кто смешивает самые истинные количества с их отношениями и их обыденными мерами.

I. Абсолютное, истинное математическое время само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно 5 (5Это ньютоновское понимание «равномерности» (то есть конгруэнтности) временных интервалов будет подвергнуто в дальнейшем критическому рассмотрению, и его несостоятельность обосновывается в настоящей главе. Ниже, в главе десятой, мы выскажем соображения для подобного отказа от точки зрения Ньютона, согласно которой понятие стечение» применимо для обозначения физического времени, ках отличного от времени психологического.) и иначе называется длительностью.

Относительное, кажущееся или обыденное время есть или точная, или изменчивая, постигаемая чувствами, внешняя, совершаемая при посредстве какого-либо движения мера продолжительности, употребляемая в обыденной жизни вместо истинного математического времени, как-то: час, день, месяц, год.

II. Абсолютное пространство по самой своей сущности, безотносительно к чему бы то ни было внешнему, остается всегда одинаковым и неподвижным.

Относительное есть его мера или какая-либо ограниченная подвижная часть, которая определяется нашими чувствами по положению его относительно некоторых тел и которое в обыденной жизни принимается за пространство неподвижное: так, например, протяжение пространств подземного воздуха или надземного, определяемых по их положению относительно Земли. По виду и величине абсолютное и относительное пространства одинаковы, во численно не всегда остаются одинаковыми. Так, например, если рассматривать Землю неподвижной, то пространство нашего воздуха, которое по отношению к Земле остается всегда одним и тем же, будет составлять то одну часть пространства абсолютного, то другую, смотря по тому, куда воздух перешел, и, следовательно, абсолютно сказанное пространство беспрерывно меняется 1 (1 И. Ньютон, Математические начала..., стр. 30—31.).

Абсолютное время различается в астрономии от обыденного солнечного времени уравнением времени. Ибо естественные солнечные сутки, принимаемые при обыденном измерении времени за равные, на самом деле между собою неравны. Это неравенство н исправляется астрономами, чтобы при измерениях движений небесных светил применять более правильное время. Возможно, что не существует (в природе) такого равномерного движения, которым время могло бы измеряться с совершенной точностью. Все движения могут ускоряться или замедляться, течение же абсолютного времени изменяться не может. Длительность или продолжительность существования вещей одна и та же, быстры ли движения (по которым измеряется время), медленны ли или их совсем нет, поэтому она надлежащим образом и отличается от своей доступной чувствам меры, будучи из неё выводимой при помощи астрономического уравнения.

Для Ньютона фундаментальными положениями являются следующие: 1) идентичность точек в физическом пространстве-вместилище, где расположены тела, и тождественность мгновений времени, которое также является вместилищем, где происходят физические события, автономны и непроизводны; физические тела и события не определяют своей тождественностью точки и интервалы, которые представляют их местоположение или местоположение других

тел и событий, и 2) пространство и время как вместилища обладают каждое своей внутренне присущей им конгруэнтностью, существование которой совершенно независимо от существования материальных стержней и часов во вселенной; последние являются инструментами, и их функция, в лучшем случае чисто эпистемологическая, связана с возможностью установить внутренние конгруэнтные отношения в окружающем пространстве и времени.

Таким образом, к примеру, даже когда часы в отличие от вращающейся Земли идут равномерно, с одинаковой скоростью, это периодическое устройство только регистрирует, но вовсе не определяет временную метрику. И поэтому Ньютон отрицает реляционную {relational) теорию пространства и времени, утверждающую, что: а) тела и события прежде всего определяют (придают индивидуальность) точки и расстояния посредством их отождествления, тем самым позволяя им быть местом других тел и событий, и б) не обладая внутренней метрикой, физические пространство и время метрически аморфны; при этом теория явно или молчаливо апеллирует к телам, которые прежде всего должны определять соответствующие им метрики.

Конечно, Ньютон также возражал бы, и весьма основательно, против любой идентификации или изоморфизма абсолютного пространства и времени, с одной стороны, и психологического пространства и времени (сознания), метрика которого определяется зрительной конгруэнцией и психологической оценкой деятельности,— с другой. Однако, если предположить веместе с Нортропом, что относительное видимое и обыденное пространство и время, которые Ньютон противопоставлял абсолютному истинному и математическому пространству и времени, суть индивидуальное зрительное пространство и субъективное психологическое время непосредственного чувственного опыта, то упускается из виду существенный момент. Ибо Ньютон недвусмысленно показывает, как видно из приведенной цитаты, что его относительные пространство и время действительно являются обыденными пространством и временем, которые определяются системой отношений между материальными телами и событиями, а не эгоцентрически индивидуальными пространством и временем отдельного опыта.

«Постигаемые чувствами» меры, которые Ньютон рассматривает как основополагающие для «относительных» пространства и времени, обеспечиваются (обычными) телами, с которыми имеют дело физики, а вовсе не зрительной конструкцией человеческого видения и психологической оценкой деятельности, зависящей от настроения человека. Эта интерпретация Ньютона полностью подтверждается следующими его утверждениями: 1)

«По виду и величине абсолютное и относительное пространства одинаковы». Это положение несовместимо с интерпретацией Нортропом относительного пространства как «непосредственного чувственно воспринимаемого протяжения и отношения между чувственно воспринимаемыми данными (которое является чисто индивидуальным пространством, изменяющимся в зависимости от астигматизма или четкости зрения субъекта)».

По Ньютону, примером только «относительного» времени являлась «точная, или изменчивая, постигаемая чувствами, внешняя... мера продолжительности», такая, как «час, день, месяц, год»2. (2 И. Ньютон, Математические начала..., стр. 30.)

Он добавляет, что наблюдаемое время, используемое как мера времени, основывается на обычных сутках, которые «в действительности неравны», причем истинное равенство достигается благодаря астрономическим поправкам, компенсирующим неравномерность вращения Земли, обусловленную приливным трением и т. п3 (3 Логический статус критерия равномерности, который молчаливо подразумевается здесь, будет обсужден во второй главе.). Однако Нортроп ошибочно принял ньютоново относительное время за «непосредственно чувственно воспринимаемое время», «которое изменяется от индивида к индивиду и которое даже для одного индивида при одних обстоятельствах течет очень быстро, а при других — крайне медленно», и неверно утверждал, что Ньютон отождествил с абсолютным временем обыденное время, «на котором основывается наше обычное время, используемое обществом». 2)

Ньютон иллюстрирует относительное движение ссылкой на кинематическое отношение между телом на движущемся корабле, кораблем и Землей, причем эти отношения определяются, как обычно в физике, не прибегая к феноменологическому пространству и времени.

Нортроп в сущности прав, когда он настаивает на том, что теоретическое новаторство Эйнштейна в теории относительности было бы невозможно, если бы теория излагалась в той наивной форме, когда не проводится различие между физически всеобщими и индивидуальными, или эгоцентрически чувственно воспринимаемыми, пространством и временем. Вместе с тем неправильная интерпретация Нортропом ньютоновских «относительных» пространства и времени мешает ему обратить внимание на то, что философский тезис Энштейна можно охарактеризовать, образно говоря, как провозглашение именно реляционной концепции пространственно-временной структуры, на которую Ньютон стремился наложить запрет путем применения таких неопределенных понятий, как «относительное», «кажущееся» и «обыденное».

<< | >>
Источник: А. Грюнбаум. Философские проблемы пространства и времени: Пер. с англ. Изд. 2-е, стереотипное. — М.: Едиториал УРСС. — 568 с.. 2003

Еще по теме А. Ньютон:

  1. Ньютон (Newton)
  2. Глаз Ньютона
  3. Научная программа Ньютона
  4. Дополнительность Лейбница и Ньютона
  5. И. НЬЮТОН: RES GRAVIS И ПРИНЦИП ЛОКАЛЬНОСТИ
  6. 5. Законы движения Ньютона
  7. Английский образ мира и механика Ньютона
  8. • Глава четвертая • ВСЕЛЕННАЯ НЬЮТОНА
  9. 1. До Галилея и Ньютона
  10. К Ньютон не был ньютонианцем
  11. 2. Лаплас. Ньютон и всеведущий разум
  12. О силе сопротивления или vis inertiae г-на Исаака Ньютона
  13. Ньютона. ЛУКРЕЦИЙ (по лат. Titus Lucretius Carus)
  14. Глава I La Republique des Lettres XVII в. и «натуральная философия» Исаака Ньютона