2. Лаплас. Ньютон и всеведущий разум

Мы знаем, что целью науки является установление системы таких отношений между символами и операциональными определениями этих символов, что логические заключения, выводимые из этих утверждений, становятся утверждениями о наблюдаемых фактах, подтверждаемыми чувственными наблюдениями.
Мы должны поэтому поставить вопрос относительно того, каково место «причинности» в такой системе отношений и определений. Если начать исследование этого, то скоро обнаруживается, что очень трудно йайти для закона причинности его настоящее место среди принципов науки. Может быть, лучше всего начать с той науки, в которой логический анализ сделал самые большие успехи. Мы опустим геометрию, в которую не входит понятие времени и в которой трактуются только статические явления (см. гл. 3), и обратимся к законам движения в их традиционной, ньютоновской форме (см. гл. 4). В эволюции науки был весьма значительный период преуспевания, когда ученые и философы верили, что эти законы являются основными для всех явлений природы или по крайней мере основными для физической науки.

В конце XVIII века великий французский математик и астроном Лаплас высказал положение, которое, вероятно, может рассматриваться как самая четкая формулировка того, что считалось «законом причинности», используемым в науке. Лаплас писал во введении к своей книге «Опыт философии теории вероятностей»:

«Ум, которому были бы известны для какого-либо данного момента все силы, одушевляющие природу, и относительное положение всех ее составных частей, если бы вдобавок он оказался достаточно обширным, чтобы подчинить эти данные анализу, обнял бы в одной формуле движения величайших тел вселенной наравне с движениями мельчайших атомов: не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверным, и будущее, так же как и прошедшее, предстало бы перед его взором» 36.

Легко видеть, каким образом Лаплас представлял себе действия этого разума. Он продолжал:

«Ум человеческий в совершенстве, которое он сумел придать астрономии, дает нам представление о слабом наброске того разума... Все усилия духа в поисках истины постоянно стремятся приблизить его к разуму, о котором мы только что упоминали, но от которого он останется всегда бесконечно далеким»37.

Исходя из астрономии того времени, как она была представлена в «Системе мира» Лапласа, мы можем легко описать структуру формулы мира, созданной верховным разумом, к которому взывал Лаплас. Он представлял себе работу этого разума похожей на работу астронома, наблюдающего положение небесных тел в данный момент и вычисляющего из этих данных их положения в любое время t. Верховный разум делает больше, чем астроном, допуская произвольное число тел, произвольные начальные условия и силы, действующие между телами, которые могут не подчиняться ньютоновскому закону тяготения. Однако Лаплас допустил одно ограничение этих сил, которое со времени заката аристотелевской и подъема ньютоновской механики принималось почти как само собой разумеющееся. Он сказал: «Орбита, по которой движется отдельная молекула воздуха или пара, определяется абсолютно с той же достоверностью, что и орбиты планет. Различия между ними должны быть отнесены только к нашему незнанию».

Теперь мы опишем способ, с помощью которого астроном вычисляет будущие положения небесных тел, исходя из знания их положений и скоростей на данный момент. Мы будем называть причинным всякий закон, который позволит нам из информации об одной области пространства и времени вывести информацию о другой области пространства и времени. Ньютоновская механика, посредством которой вычисляются будущие положения небесных тел, безусловно, содержит причинные законы. «Принцип причинности», однако, определенно претендует на применимость в той области, в которой причинные законы действуют или могут действовать для предсказания будущего.

Верховный разум Лапласа должен был бы управлять причинными законами, которые позволили бы ему сделать предсказание о будущем состоянии мира на основе знания его настоящего состояния. Те причинные законы, с помощью которых были предсказаны орбиты небесных тел, могут быть выведены из законов движения Ньютона. В гл. 3 и 4 мы показали, что физические законы представляют собой не только отношения между символами. Такие отношения были бы аксиомами евклидовой геометрии или ньютоновскими законами движения. Чтобы вывести заключения о наблюдаемых фактах, необходимо добавлять операциональные определения символов. Следовательно, мы должны помнить, что следующие утверждения о предсказаниях относятся лишь к будущим значениям символов. Их влияние на предсказание наблюдаемых фактов зависит только от нашего выбора операциональных определений.

Возьмем N материальных точек с массами mi, ГП2, тп. Пусть декартовы координаты материальной точки mh суть xk, yky zk. Сила, действующая на материальную точку с массой тк% может иметь компоненты Xkt Ykf Zhi которые являются заданными функциями координат xv yv zv.. -, xN, yN1 zN. Тогда уравнения движения имеют вид:

d*xk __ х d?yk __ у k~dW— k> k df-—

где хл, Zk — известные функции Хр yv zv ..., xN, yN> zN. Если мы введем компоненты скорости

йхь

то сможем записать уравнения движения в таком виде, что их можно принять в качестве причинных законов. Мы должны помнить, что в каждый данный момент времени каждая частица имеет положение и скорость, заданные величинами xvyvzv..tyxN,yN>zN> ul9 wif ... aN> vNi wN. Если эти величины заданы в определенный момент времени, то законы движения позволяют нам вычислить значения этих величин в любой прошедший или будущий момент времени t. Это ясно из того факта, что действие законов движения в действительности состоит в следующем: изменения величин xv yv Zv Ур, ZN> uv vv Wv ...

... ^задаются функциями самих этих величин:

mk = Xk (xi -«• WN) Уь(хі • • • ®лг)

dxk „ „ ^Уб __ dzk _

Чтобы проще записать систему этих уравнений движения, мы можем ввести новые обозначения для компонент координат всех частиц во всех направлениях х\, Х2, ... хп (п = 3N) и соответствующих компонент скорости и,\, и г, ... ип. Тогда уравнения движения примут следующий вид:

= ...и.). = 1. 2,... ЗЛО.

Это специальный случай более общего типа системы. Если мы назовем хх, х2, xz, ... хп, щ, и2, tiz, ... ия динамическими переменными, описывающими состояние нашей механической системы, и обозначим их все одним и тем же символом с соответствующими индексами: ?2, — ?злг, то уравнения движения будут

иметь вид = . 2, 3 N. Это

значит, что если «состояние системы» описывается с помощью 3N = п динамических переменных, то ско-

рости изменения этих переменных задаются

функциями Fk значений в данный момент времени (начальных значений).

Математическая теория дифференциальных уравнений дает методы «интегрирования» системы вида:

= $2> ...), (k — 1, 2, ... я). Это значит, что

если даны значения динамических переменных для одного момента времени (например, для f = 0), то можно найти значения ^ ..., в любое время t, если, конечно, известны сами дифференциальные уравнения (другими словами, функции Fk). Дифференциальные уравнения являются инструментом, который позволяет вычислять значения динамических переменных для любых моментов времени t, если даны их значения для одного момента t = 0. Мы можем назвать это предсказанием, потому что в этом случае вычисляются значения величин для будущих моментов времени, исходя из их значений в настоящий момент. Но необходимо помнить, что с таким же успехом мы можем вычислить значение динамических переменных для t < 0, то есть для прошедшего времени.

<< | >>
Источник: Франк Филипп. Философия науки. Связь между наукой и философией: Пер. с англ. / Общ. ред. Г. А. Курсанова. Изд. 2-е. — М.: Издательство ЛКИ. — 512 с. (Из наследия мировой философской мысли; философия науки.). 2007

Еще по теме 2. Лаплас. Ньютон и всеведущий разум:

  1. Гипотеза Канта—Лапласа и национальные образы Вселенной16
  2. XI. Еще один выход из философии субъекта: коммуникативный разум против разума субъект-центрированного
  3. Ньютон (Newton)
  4. Глаз Ньютона
  5. Научная программа Ньютона
  6. А. Ньютон
  7. Дополнительность Лейбница и Ньютона
  8. И. НЬЮТОН: RES GRAVIS И ПРИНЦИП ЛОКАЛЬНОСТИ
  9. 5. Законы движения Ньютона
  10. Английский образ мира и механика Ньютона
  11. • Глава четвертая • ВСЕЛЕННАЯ НЬЮТОНА
  12. 1. До Галилея и Ньютона
  13. К Ньютон не был ньютонианцем
  14. О силе сопротивления или vis inertiae г-на Исаака Ньютона