2. Истоки биоэтики
Система морально-этических ориентаций медиков практически всегда (а иначе и быть не может) альтруистична, (лат. alter - другой). В основе медицинского альтруизма лежит неподдельная любовь к людям и искреннее сострадание врачей, провизоров и медсестер к ближнему. Толкование этого понятия в философско-этической и религиозной литературе неоднозначно, но главное в нем бесспорно - уважительное отношение к людям. Медики идут на личное самопожертвование во спасение человека. Медицинский альтруизм как морально-этический принцип профессионального действия проявляется абсолютно во всем: от светского гуманизма, проявляющегося в сострадании к себе подобным, до христианского толкования, где любовь к Богу и человеку - одно целое.
Дошедшая до нас клятва Гиппократа сохраняет свою морально-эти- ческую ценность до настоящего времени потому, что представляет собой кодекс альтруистических требований ко всем медикам. Это превращает ее в ценностное или аксиологическое учение медиков на протяжении всей истории медицины. Деонтология Бентама явилась выражением прагматической точки зрения на строгие моральные нормы долженствования и нравственные правила поведения врача, которые сводятся к пользе врачебных решений для пациента. Ныне медицинская деонтология стала больше делиться, дифференцироваться на части, соответственно разделению труда медиков: деонтологию в хирургии, терапии, психиатрии и т.д. То есть происходит естественная коррекция и конкретизация жестких моральных требований в различных отраслях медицины.
Одним из ключевых требований медицинской деонтологии считается особо гуманное отношение к личности больного. Врач должен уметь профессионально (как специалист) и морально (как философ) воздействовать на личность пациента, формировать у него оптимистичное настроение. Такие требования к врачу в традиции русской медицинской школы. Скромный и требовательный к себе Н.В. Склифо- совский (1836—1904), был чутким и отзывчивым к пациентам и коллегам. Он не мог терпеть грубости и вольности по отношению к больному. Сам никогда и никого не унижал, не третировал. Обращался к людям изыскано вежливо, подчеркивая свое искреннее уважение, независимо от их положения в обществе. «К ординаторам клиники, — вспоминал профессор Таубер, — к студентам и приходящим больным он всегда относился с выражением участия, но никогда не позволял себе говорить что-либо лишнее, не идущее к делу; а рассказывать анекдоты или подшучивать с больными, как это нередко позволяют себе многие клиницисты, в клинике Склифосовского считалось преступлением против врачебной этики - и не допускалось ни в коем случае».
Этот пример свидетельствует, что врачебная этика заключается не только в изысканной вежливости по отношению к людям. Она предполагает значительно большее — при всем этом и высочайший профессионализм. Профессионализм — это показатель подготовленности медика к его ответственной врачебной деятельности. Это его нравственно-этическая составляющая как медика. Высокий профессионализм врача немыслим без умения правильно, уверенно и спокойно общаться с больными и коллегами. Больной практически всегда очень уязвим. И личное обаяние врача: доброта, искренность, доверительность, скромность — это тоже составляющие его профессионализма.
Развитие естествознания вообще и медицинской науки, в частности, интенсифицировали и значительно расширили поле исследований феномена жизни, поставили перед учеными-исследователями, практическими врачами проблему переосмысления многих философ- ско-этических парадигм познания живого и его радикального изменения. Можно считать, что в соответствии с потребностями времени появилась биоэтика, междисциплинарная дисциплина, центральное ядро которой — отношение к жизни и смерти.
В рамках общих традиций культуры каждая эпоха предъявляла медикам все новые и новые требования к их морали долженствования, которые выражались в идеалах, принципах гуманизма. Осмысление гуманных мотивов в современном естествознании и в новых научных технологиях биомедицины привели к возникновению биоэтики, которая лежит на стыке философии, этики, социологии, юриспруденции, биологии и медицины Она получила в общественном мнении признание как особое гуманитарное знание, ориентированное на утверждение во всех исследованиях (но особенно в медицинском экспериментировании) социально-этической справедливости. Ее возникновение было вызвано постоянно меняющимися и совершенствующимися медико-правовыми и философско-этическими аспектами в медицинской науке.
Можно сказать, что биоэтика как новая нравственная доктрина стала своеобразным способом сохранения жизни в ее естественном состоянии и, прежде всего, укрепления здорового образа жизни человека и его прав на свободное, самостоятельное определение своей творческой жизнедеятельности. Биоэтика как гуманная философия должна приобрести новую гуманистическую ценностную размерность. Так, поддержание жизни искусственными способами у больных, прошедших стадию комы, остро ставит проблему определения жизни и смерти. Это касается и защиты права человека на свободный личный выбор им жизни или смерти. Впервые о моральном праве на достойную смерть заявил философ и назвал его эвтаназией. Это был англичанин Ф. Бэкон (1561—1626). Он под эвтаназией (гр. ей — хорошо, thanatos - смерть) понимал «легкую» смерть. Эвтаназия: это милосердие или преступление? Этот вопрос стал ныне главной морально-этической проблемой в философии и биомедицинской этике.
Эвтаназия — это добровольный выбор не между жизнью и смертью, а между разными смертями: одна из них спокойная и легкая, а другая — бесконечно долгая агония. Могут ли люди иметь право на свободный выбор ухода из жизни? Нет, невозможно легитимизировать пока эвтаназию в современном мире и России. Но сторонники эвтаназии настаивают на том, что она является реализацией свободы воли пациента, его осознанным и информированным выбором. А такой выбор с необходимостью предполагает наличие у пациента корректной, но объективной информации о диагнозе и трагическом прогнозе заболевания. Согласно данным социологических опросов, проводившихся в разных странах, в том числе и в России, врачи намного более негативно относятся к эвтаназии, чем население в целом. Впрочем, как показывают опросы, проведенные среди московских врачей, молодые врачи чаще считают эвтаназию допустимой в исключительных случаях, чем врачи старших возрастных групп.
И что бы там ни говорили об эвтаназии: за или против, врач обязан делать все от него зависящее, чтобы вернуть пациенту здоровье, охранить его от мук боли или «divinum opus — cedare dolorem», что означает божественное дело - успокаивать боль. Врач должен быть истинным гуманистом, хорошим специалистом, порядочным, благородным человеком. Эти качества должны проявляться всегда и везде: дома, и на работе, при общении и с больными, и с их родственниками и т.д. Несомненно, что современный врач должен обладать развитым чувством гражданской ответственности. Но все же главным показателем моральных качеств врача была и остается его совесть. Врач обязан быть исключительно доброжелательным, душевным человеком. Все это - высшие гуманные, морально-этические ценности в мире.
Еще по теме 2. Истоки биоэтики:
- 4. Биоэтика - наука о самоценности жизни
- Необходимость экоэтики и биоэтики
- 3. Гуманистические идеалы биоэтики
- 5. Биоэтика - новая идеология здравоохранения
- Истоки социологии
- Истоки колониализма
- Истоки радикализма
- Национальные истоки экологической культуры
- Открытие истинных истоков Хуанхэ
- Антропологические истоки ценностей
- 1. Истоки
- ПРОТЕСТАНТСКИЕ ИСТОКИ ТРЕХ ИДЕОЛОГИЙ
- Истоки отрицания
- Истоки легенды
- А. МУТАЗИЛИТЫ 1. Истоки
- ИСТОКИ ЗАБЛУЖДЕНИЯ
- Истоки нэпа
- IV. КВАНТОВАЯ ТЕОРИЯ И ИСТОКИ УЧЕНИЯ ОБ АТОМЕ
- Человеческие ИСТОКИ ИСТИНЫ