1. Философские основания морали

Где-то за тысячу и более лет до нашей эры стала высоко цениться морально-этическая сторона взаимодействия человека с человеком. Тогда заметно возвысились такие внутренние регуляторы поведения людей как совесть, долг, честь и т.п.
Зарождение первых принципов самоконтроля духовно обогатили человека, пробудив интерес к философскому осмыслению морали как нового явления в общественной жизни людей. Мораль (лат. mores — обычаи народа) стала частью философии, которая разработала этику (гр. ethos — нравы, обычаи) — науку о моральных принципах общественного поведения людей. Она напрямую затронула потребности и интересы личности и общества. В этике мораль рассматривается в основном как поиск путей и средств достижения счастья (мораль блага, рассматриваемая в эпикуреизме, английском утилитаризме, картезианстве), но вместе с тем и как система требований к общественному поведению человека (мораль долга, составляющая главную суть философии стоицизма, кантианства, марксизма). В медицинской сфере моральные требования впервые были сформулированы врачом и мыслителем Гиппократом (ок. 460—ок. 377 до н.э.), а затем систематизированы в деонтологии — этике долга врача (медика).

Морально-этические учения исстари составляли основную часть философии, в которой непосредственно вырабатываются принципы и правила поведения каждого человека как личности. Предметом морально-этической мысли стало осознание объективного характера противоборства добра со злом, поиск смысла жизни человека. Этика призвана помогать людям понять и рационально осознать все их обыденные представления о добре и зле, о смысле жизни и деятельности. Если добро и зло в этике предстают как нечто безусловное, хотя и исторически изменчивые понятия, то смысл жизни человека становится объектом философских размышлений в целях нравственного определения жизненного пути. Смысл жизни — это элемент морального сознания и одновременно главная категория этики.

Первые морально-этические нормы поведения зародились в Месопотамии 3000 лет до н.э. Они носили характер запретов на совершение антирелигиозных действий и касались, прежде всего, служителей культа, претендующих на врачевание души и тела людей. Только те люди, которые обладали сакраментальными (лат. sacramentalis - священный, обрядовый) знаниями и умениями имели право быть целителями, врачами. В Вавилоне 2500 лет до н.э. появился и первый медицинский кодекс. Он содержал систему наказания лекарей за нарушения требований при лечении больных. В древней Персии целителям предписывалось овладевать профессиональным опытом лечения и вырабатывать в себе морально-этические качества корректного поведения с больными. По словам Геродота (484—424 до н.э.), посетившего Египет в 5 веке до н.э., в арсенале лечебных средств медицины наряду с физическими и биологическими формами воздействия на пациента, активно и эффективно использовались моральные: словесные, мимические и пантомимические воздействия.

Человек без моральных ориентиров, согласно Аристотелю, оказывался бы существом диким и несчастным. Мнение философа как нельзя лучше говорит о гуманной сущности морали, которая тогда более всего воплощалась в медицине. Клятва Гиппократа обязывает врача: «Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного...». Позже и

Цицерон (106—43 до н.э.) указывал на два первоначала моральных ориентиров: «никому не вредить и приносить пользу». Морально-этические требования в медицине мыслителями прошлого характеризовались как доктринальные (лат. doctrina — официальный принцип) требования. Доктринальная требовательность медицинской этики воплощалась в жизни в виде жестких нормативов, содержанием которых была целостная программа философско-нравственного воспитания врача.

В современную эпоху научно-технических достижений ученые «попали» в непростую морально-этическую ситуацию. Они созидают то, чего никогда не было в природе. Но это их творение имеет неоднозначное значение. Многое направлено во благо людей, но немало и во вред им. Это касается и медиков, которые имеют отношение к биомедицинским технологиям, генной инженерии и т.д. Нельзя не признать, что физики и химики дали много доброго людям в их техническом обустройстве, но они одновременно создали термоядерное оружие или сотворили отравляющие вещества. Микробиологи «защищают» людей от вредоносных микроорганизмов и создают страшное бактериологическое оружие. Этот научно-творческий процесс ученых, техников и технологов нельзя пресечь, остановить, но можно и нужно его «морализировать». Мировая общественность апеллирует к их совести, стремясь повысить их моральную ответственность за все то, что ученые открывают и творят на Земле.

Революционные прорывы в науке, технике, технологии ныне требуют незамедлительно выработать принципиально новые морально- этические принципы и правила для людей науки и медицины. Эти морально-этические принципы должны быть жесткими и категоричными в плане сдерживания любых авантюрных проектов. Новая этика должна будоражить совесть специалиста, который, будучи творцом инноваций, должен быть и демиургом (гр.

demiurgos — мастер) порядка в мире и жизни человека. Это может и должна осуществить гуманная этика как практическая философия, воздействуя на разум, честь и совесть всех исследователей жизни: ученых, техников, медиков. Каждый ученый-творец и созидатель обязан быть личностью, гражданином и гуманным моральным философом. Он должен соотносить результаты своего научного поиска с прогрессивным общественным интересом. Общество выражает к ученому свое отношение либо в виде одобрения, либо порицания, вплоть до презрения.

Медицина опирается на философско-моральные учения Гиппократа, Галена, Цицерона, Канта о нравственном долге. Если медики не будут помнить о своем долге и действовать во благо человека, медицина может стать чем угодно (анатомией, физиологией, биомедициной, микробиологией), но только не медициной в известном смысле ее понимания. Медицина давно и прочно слилась с требованием морально-этического долга — бескорыстно служить людям. Такие философс- ко-нравственные требования получили закрепления в деонтологии (гр. deontos - должное и logos — учение) — специфической врачебной этике, где излагаются общественные требования ко всем медицинским работникам. Но справедливости ради надо заметить, что сам термин был введен английским философом, юристом И. Бентамом (1748— 1832), который разработал принципы деонтологии как науки о долге. Она стала синонимом нравственной философии медиков, назначение которой активно участвовать в разрешении сложных взаимоотношений врачей, медсестер с пациентами.

Однако врач и писатель В.В. Вересаев (1867—1945) в свое время справедливо заметил: «...как это ни печально, но нужно сознаться, что у нашей науки до сих пор нет этики. Нельзя же разуметь под нею ту специально-корпоративную врачебную этику, которая занимается лишь нормировкою непосредственных отношений врачей к публике и врачей между собой. Необходима этика в широком, философском смысле», - настаивал врач-мыслитель. — «...Узкие вопросы врачебной практики, прежде всего, должны решаться именно с философской точки зрения: и только в этом случае мы сумеем, наконец, создать настоящую медицинскую этику». Сегодня эти мысли В. Вересаева воплощаются в жизнь в силу радикального изменения самой медицины и ее лечебных возможностей. Новые морально-этические принципы и правила должны надежно защищать современные общественные интересы и потребности людей.

При формировании морально-этического менталитета врачей необходимо пристальное внимание уделить развитию профессиональных нравственных качеств. Врачебная этика (деонтология), появилась относительно давно: она отражает традиционный нравственно-этичес- кой уровень мыслительной культуры медиков. Но в современных условиях она по-прежнему может решать и успешно решает многие моральные аспекты, хотя появились принципиально иные отношения в научно-медицинской сфере. Это обстоятельство породило непростые в морально-этическом отношении проблемы типа принудительной госпитализации в практике врачей-психиатров или венерологов. Принципы врачебной этики здесь служат моральным оправданием жизненно необходимого насилия, на которые в исключительных случаях вынуждены идти медики. Врачебная этика требует от врача, провизора, медицинской сестры повышения личной ответственности за выполнение профессионального долга. В результате современного философского образования и морального самовоспитания у медиков утверждаются новые моральные запреты. Так, чувство искренней благодарности пациента врачу, медсестре, нянечке естественно и всем понятно. Он хочет, как правило, выразить свою признательность медикам высоконравственно и бескорыстно. Но медики должны занимать, так сказать, оборонительную позицию по отношению к своим благодарным пациентам: им надо решительно, но интеллигентно отказываться принимать дорогие в материальном плане дары. И это сегодня, как никогда в прошлом, морально оправдано: ведь любая товарная стоимость подарка ставит под сомнение бескорыстие врача. Тем самым профессиональное достоинство врача может оказаться нравственно уязвленным. Поэтому его позиция в подобных случаях должна быть понятна и пациентам, так как хороший врач всегда высоко ценит чувство самоуважения. И он должен быть на нравственной высоте своего профессионального достоинства.

Если право по отношению к медику — это сила внешнего воздействия на него, то морально-этическая ответственность - это его «внутренний голос», говорящий о личной нравственной воспитанности. Если от «карающей руки» закона человек иногда может уйти, то от суда собственной совести не уйдешь. Не следует, однако, умалять и значение врачебного (медицинского) права. Но важно при этом помнить, что закон только тогда может повысить ответственность специалиста, когда он обогащается моральным содержанием. В деятельности хорошего специалиста-медика морально-этические принципы гуманизма должны воплотиться в совокупность конкретных поведенческих норм, добросовестное выполнение которых будет для него и профессиональным долгом, и делом его профессиональной чести и достоинства.

<< | >>
Источник: Ю.Л. Шевченко. Философия медицины. 2004

Еще по теме 1. Философские основания морали:

  1. Философско-социологическая концепция морали
  2. Философские основания науки
  3. § 2. Философские основания педагогики
  4. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ АНАЛИЗА ОПЫТА
  5. Основания разветвления философских направлений в постгегелеской философии
  6. §5.3. Философско-исторические основания конструктивного подхода
  7. 4.1. Философские, психологические и социологические основания теории социальной работы
  8. Специфика философской традиции древней Индии, ее культурно-мировоззренческие основания
  9. Социально-исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения
  10. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ: ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ШКОЛЫ (КРАТКИЙ ОБЗОР)
  11. § 1 Проблема смысла морали как возможности осуществления должного