Измена под Кромами
Вместо Мстиславского и Шуйских в войско были направлены М.П. Катырев-Ростовский и П.Ф. Басманов с новыми росписями воеводских назначений и текстом присяги царице Марии Григорьевне и Федору. Клятву верности следовало давать в присутствии новгородского митрополита Исидора.
Весть о смерти царя Бориса и новые назначения буквально всколыхнули воевод. Удивлял текст присяги, согласно которому верно служить следовало не только царю Федору, но и его матери, сестре и даже их будущим детям, т.е. всей семье и их потомкам, что исключало возможность избрания иного царя. Многих не удовлетворила и новая роспись полков. Большой полк оказывался в подчинении М.П. Ка- тырева-Ростовского и П.Ф. Басманова (до этого Басманов вообще полки не возглавлял). Полк Правой руки должны были возглавить В.В. Голицын и М.Ф. Кашин (первый переместился из Передового полка). Передовой полк следовало возглавить И.И. Годунову (перешел из Сторожевого полка) и М.Г. Салтыкову. Воеводами Сторожевого полка стали А.А. Телятевский (до этого он был вторым воеводой
Большого полка) и М.С. Туренин. Во главе полка Левой руки - З.И. Сабуров и Л.О. Щербатый (раньше его возглавлял
В.П. Морозов, отозванный в Москву).
Началось грандиозное местничество. М.Ф. Кашин стал спорить с М.Г. Салтыковым и П.Ф. Басмановым; З.И. Сабуров - с В.В. Голицыным и А А. Телятевским; Л.О. Щербатый - с М.Г. Салтыковым; А.А. Телятевский - с В.В. Голицыным; П.Ф. Басманов - с АА Телятевским. Никто не хотел выполнять своих обязанностей и ждал царского суда, хотя положение для кремлевских обитателей было очень тревожным. Даже их родственники З.И. Сабуров, А.А. Телятевский и обласканный П.Ф. Басманов не захотели с этим считаться.
Несомненно, что о распрях в правительственной армии стало известно Лжедмитрию. По его приказу началось усиленное сманивание самых шатких воевод: В.В. Голицына и его брата И.В. Голицына, даже не получившего какой-либо должности в армии, и явно недовольных, что их брат А.В. Голицын был в Сибири; М.Г. Салтыкова и др. В переговоры вовлекли и П.Ф. Басманова, уязвленного местническими дрязгами и не самым высоким для его родовой чести назначением (хотя, как уже отмечалось, у него самого полководческих заслуг не было, ибо он служил при дворе).
В столице также должны были узнать о распрях среди воевод, но почему-то никаких мер не предприняли. Новые правители продолжали пребывать в состоянии оцепенения. Ничего не было сделано даже для разрешения местнических споров, хотя это входило в обязанности царя.
Наконец кромляне и воеводы-изменники договорились до того, что 7 мая якобы начнется штурм крепости, во время которого верные Годуновым воеводы будут схвачены и все войско перейдет на сторону «царя Дмитрия».
В 4 утра из царского лагеря к кромскому валу подъехал всадник и подал сигнал. В ответ из города выскочила конница и напала на войско, т. е. на тех, кто сохранял верность Годуновым. Изменники же подожгли свой лагерь с тыла и бросились к Кромам на мост, где стояли священники, приводящие к присяге «Дмитрию» (следовало только поцеловать крест). По сообщению очевидцев, все это привело к страшному смятению: одни бежали в Кромы, другие -
в Москву, третьи — в леса. Все кололи друг друга, как разъяренные звери, и никто не мог понять, ради чего. Часть кричала: «Да хранит Бог Дмитрия!» Другие выкрикивали: «Да хранит Бог нашего Федора Борисовича!» Третьи втихомолку заявляли, что будут служить тому, кто возьмет Москву. Только А.А. Телятевский до последней возможности оставался у пушек и пытался вразумить мечущихся людей: «Стойте твердо и не изменяйте своему государю». Но сторонники Лжедмитрия напали на него и заставили покинуть поле боя.
Дело кончилось тем, что большая часть войска перешла на сторону самозванца, а те, кто не желал этого сделать, были либо арестованы, либо разбежались. Уже через три дня в Москву стали прибывать толпы беглецов, которые даже не могли вразумительно рассказать о случившемся и лишь отвечали: «Ступайте туда и сами смотрите». Из числа ведущих полководцев приехали только М.П. Катырев-Рос- товский и АЛ. Телятевский. И.И. Годунов был схвачен и арестован изменниками.
Даже в этой трагической ситуации ни царевич Федор, ни его мать не предприняли решительных действий. Возможно, они во всем полагались на волю Божью или снова недооценили опасность ситуации. Они даже не усилили охрану Кремля. Верные полки стрельцов и иностранных наемников отправили к Серпухову, чтобы создать заслон. Но там многие попали в руки эмиссаров самозванца и потеряли боеспособность. Возможно, ситуация бы изменилась, если бы нареченный царь Федор сам возглавил новое войско и попытался лично сразиться с Лжедмитрием, но он не пошел на «прямое дело» со своим соперником и окончательно проиграл в глазах подданных. Отстаивать свои права на поле боя он не умел, хотя в то время это было одной из главных обязанностей государя.
В западных областях ширилось движение в поддержку лжецаревича. На его сторону перешли рязанцы, туляки, каширцы, алексинцы. Воеводы некоторых городов сами отправлялись в Путивль, чтобы изъявить готовность служить Лжедмитрию: из Белгорода - Б.М. Лыков, из Царева- I Борисова - Б.П. Татев и Д.В. Туренин, из Ливен - Д.М. Баря
тинский. Наиболее активные из них сразу же получили повышение по службе, поэтому когда самозванец прибыл в Кромы по просьбе всего войска, то при нем уже был минидвор: бояре Б.П. Татев и В.М. Мосальский, кравчий Б.М. Лыков, окольничий Д.В. Туренин, думные дворяне А.В. Измайлов и Г.И. Микулин, печатник Б. Сутупов. Все они и мечтать не могли о таком повышении при царе Борисе.
Хотя Лжедмитрий и был рад, что царское войско перешло на его сторону, но все же опасался измены от некоторых воевод, поэтому приказал основное количество воинов распустить по домам. Верхушку же почтил особым вниманием и расписал по пяти полкам. Во главе Большого полка встали В.В. 1Ьлицын и Б.М. Лыков (первый получил такую награду за то, что с братом И.В. Голицыным смутил все войско), второй, вообще никогда не возглавлявший полки, за передачу ему Белгорода. Полк Правой руки возглавили И.С. Куракин (на эту должность он перешел из воевод Тулы) и Л.О. Щербатый (до этого он был вторым воеводой самого незначимого полка Левой руки). Во главе Передового отряда встали Ф.И. Шереметев (именно он руководил артиллерией, крайне вяло обстреливавшей Кромы, потом был воеводой сдавшегося Орла) и П.А. Черкасский (стольник, отправленный царем Борисом в Новгород-Северский с наградами для воевод и там оставшийся). Сторожевой полк возглавили Б.П. Татев (бывший воевода Царева-Борисова и новый боярин самозванца) и Ф.А. Звенигородский (он был одним из воевод Путивля), полк Левой руки - Ю.П. Ушатый (был вторым воеводой Орла) и В.Г. Щетинин (воевода Но- восили). У наряда -Я.П. Барятинский (был воеводой Ново- сили). Дворовыми воеводами стали И.В. Голицын (сообщил Лжедмитрию о переходе войска на его сторону) и М.Г. Салтыков (вместе с В.В. Голицыным смутил войско). Ближними людьми самозванца остались прежние лица: В.М. Мосальский и дворецкий А.В. Измайлов. Окольничими были назначены Д.В. Туренин и Г.Г. Долгорукий-Роща. Постельничим стал С. Шапкин, родственник Нагих.
Данная роспись показывает, что главными воеводами Лжедмитрия стали те, кто перешел на его сторону либо и:» городов (чем важнее стратегическое положение города,
тем выше назначение), либо из царского войска. Некоторые до этого вообще полков не возглавляли и были довольно молоды: Б.М. Лыков, И.С. Куракин, Ф.И. Шереметев. Но в будущем все они превратились в крупных полководцев и видных государственных деятелей. Стартом же для них явилась служба Лжедмитрию.
Из Кром с новым окружением самозванец направился в Тулу. Там стало известно, что в Серпухове его ожидает стрелецкое войско, отправленное Годуновым для защиты своего престола. Лжецаревич решил проверить преданность своих новых воевод и отправил под Серпухов войско из трех полков. Большой полк возглавил П.Ф. Басманов, Передовой полк - В.Г. Долгорукий, Сторожевой -
А.Г. Долгорукий (родственники нового окольничего Г.Г. Долгорукого, одного из первых городовых воевод, перешедшего на сторону Лжедмитрия, и даже оборонявшего Рыльск от войск царя Бориса). 28 мая стрелецкое войско было смято дворянской конницей. Путь на Москву для самозванца был открыт.
Еще по теме Измена под Кромами:
- ВЛАСТЬ И ИЗМЕНА
- ГЛАВА 6 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИЗМЕНА
- ГЛАВА 30. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИЗМЕНА.
- «БОЯРСКАЯ НАГЛАЯ ИЗМЕНА»
- ПОД СОЛНЦЕМ и под луной Часть третья
- Четверикова О. Н.. Измена в Ватикане, или Заговор пап против христианства, 2011
- «От черного хлеба и верной жены мы бледною немочью заражены» (Э. Багрицкий): измена и революция
- Под ред. А.В. Иванченко.. Российское народовластие: развитие, современные тенденции и противоречия / Под ред. А.В. Иванченко. — М.: Фонд «Либеральная миссия». — 300 с., 2003
- Под редакцией профессора Е.П. Иванова. История Отечества. Проблемы. Взгляды. Люди Под редакцией профессора Е.П. Иванова . - Псков: ПГПИ,2004. - 448 с., 2004
- Глава 4 Об исключенных Маркионом словах Послания, об «исполнении времен», о том, что следует подразумевать под «элементами», об упоминании Авраама у Маркиона, о бесполезности обрезанья и необрезанья, о сокращении Закона, о том, что следует понимать под «миром», о язвах Христа и др. (Гал. 3:14-15; 4: 3 - 6:17)
- Египет под властью иноземцев Египет под властью ливийцев
- ПОД ФЛАГОМ В 14 часов 14 июня 1905 года команда броненосца «Князь Потемкин Таврический», новейшего корабля царского флота, объявила его кораблем революции. Все подразделения корабля под руководством вновь назначенных командиров работали отлично. В 15 часов 23 минуты было отдано распоряжение готовить машину. Комиссия, исполняя желание и волю Вакулинчука, решила идти в Одессу, установить там контакт с партийными организациями и пролетариатом и, кроме того, запастись углем и продуктами. В Одессе же
- II. Под-человеческая справедливость
- § 5. Сроки содержания под стражей
-
Альтернативная история -
Античная история -
Архивоведение -
Военная история -
Всемирная история (учебники) -
Деятели России -
Деятели Украины -
Древняя Русь -
Историческая литература -
Историческое краеведение -
История Востока -
История древнего мира -
История Казахстана -
История наук -
История науки и техники -
История России (учебники) -
История России в начале XX века -
История советской России (1917 - 1941 гг.) -
История средних веков -
История стран Азии и Африки -
История стран Европы и Америки -
История стран СНГ -
История Украины (учебники) -
История Франции -
Методика преподавания истории -
Научно-популярная история -
Новая история России (вторая половина ХVI в. - 1917 г.) -
Периодика по историческим дисциплинам -
Публицистика -
Современная российская история -
Этнография и этнология -
-
Педагогика -
Cоциология -
БЖД -
Биология -
Горно-геологическая отрасль -
Гуманитарные науки -
Искусство и искусствоведение -
История -
Культурология -
Медицина -
Наноматериалы и нанотехнологии -
Науки о Земле -
Политология -
Право -
Психология -
Публицистика -
Религиоведение -
Учебный процесс -
Физика -
Философия -
Эзотерика -
Экология -
Экономика -
Языки и языкознание -