<<
>>

I. СУЩЕСТВУЮЩИЕ ИСЧИСЛЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ за 1897—1914 гг.

Необходимость в исчислениях численности населения России после первой всеобщей переписи населения 1897 г. вызывается явной недостоверностью соответствующих данных официальной дореволюционной статистики.

К этому вопросу неоднократно обращались как отдельные авторы до революции, так и советские исследователи.

Данные Центрального Статистического Комитета (ЦСК). После переписи 1897 г. ЦСК регулярно публиковал в своих ежегодниках данные о численности населения как по России в целом, так и по административным подразделениям (губерниям, уездам). Однако даже при самой поверхностной критической проверке этих данных они оказываются настолько неубедительными, что возможность их использования была поставлена под сомнение всеми авторами, касавшимися этого вопроса. Если произвести простейший контроль опубликованных ЦСК данных, т. е. сопоставить разницу между численностью населения на начало и конец года с превышением числа родившихся над числом умерших, то оказывается, что общий прирост населения как по территории государства в целом, так и по Европейской России за ряд лет на сотни тысяч, а иногда и на миллионы превышает естественный прирост, хотя очевидно, что этого не могло быть, поскольку сальдо внешней миграции России вообще очень незначительное по сравнению с естественным приростом было отрицательным, а из Европейской России происходил отлив населения в азиатские губернии.

Известно, что сводные данные о численности населения Российской империи в целом и Европейской России получались ЦСК путем суммирования данных местных расчетов губернских статистических комитетов. Чем руководствовались в этих расчетах на местах, остается неизвестным

Судя по тому, что данные ЦСК по отдельным губерниям расходятся с цифрами, опубликованными соответствующими губернскими статистическими комитетами, можно предположить, что сведения, представленные последними, подвергались в ЦСК переработке. Но остается неясным, почему в ЦСК не производили общепринятый контроль местных расчетов, т. е. не сопоставляли их в сумме с балансом естественного прироста и миграции.

Ошибочность исчислений ЦСК явилась, как это указывалось рядом авторов, в основном результатом недостоверности данных о механическом движении населения. В примечаниях к сведениям о населении в ежегодниках ЦСК с 1909 г. появилось указание о включении в расчет механического движения там «где имелись какие-либо данные по этому вопросу». До этого отмечалось, что «механическое движение не было принято во внимание за неимением данных». Фактически механический прирост начал, по-видимому, включаться в расчеты раньше, так как уже с 1903 г. общий прирост населения превышал естественный прирост.

Источником завышенной оценки механического прироста населения был недоучет выбывших, который имел несколько причин: 1.

Выбывшие из сельских местностей учитывались в числе городского населения на основании данных прописки, но не вычитались из сельского населения. На этот источник ошибок указывал С. Г. Струмилин33. Но если этот источник ошибок был бы единственным, то превышение общего прироста населения над естественным было бы не больше механического прироста по городам. Между тем если определить на основании данных о численности городского населения и данных о его естественном приросте (см. табл. 1) величину механического прироста городского населения, то окажется, что она составляет, например, за 1908 г.— 1143 тыс., за 1909 г.— 696 тыс., в то время как.превышение общего прироста над естественным по России в целом равно по данным ЦСК за те же годы — соответственно 2146 и 1351 тыс. 2.

Переселенческое движение из Европейской России в Сибирь и из северных губерний в южные отражалось в расчетах численности населения односторонне. Переселившиеся прибавлялись в местах вселения, но не всегда вычитались в местах выселения. Так, за 1908 г. превышение общего прироста сельского населения над естественным по Сибири по данным ЦСК составляет около 0,5 млн. человек, причем почти все это-количество приходится на Томскую губернию — основной район вселения переселенцев. Одновременно с этим по европейской части России общий прирост сельского населения даже превышал естественный (на 200,6 тыс. человек).

Таблица 1

ПРИРОСТ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (БЕЗ ФИНЛЯНДИИ)

ЗА 1905—1913 ГГ., ТЫС. Годы Городское население Сельское население Все население общий прирост по исчислению

ЦСК естественный

прирост

1 разница между общим и естественным приростом (гр. 1—гр. 2) общий прирост по исчислению ЦСК естественный

прирост разница между общим и естественным приростом (гр. 4— гр. 5) общий прирост по исчислению ЦСК естественный

прирост разница между общим и естественным приростом (гр. 7—гр. 8) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1905 305,8 155,4 + 150,4 2133,2 1698,6 +434,6 2439 1854 +585 1906 405,5 189,7 +215,8 2259,5 2218,3 + 41,2 2665 2408 +257 1907 754,7 206,6 +548,1 2626,3 2438,4 + 187,9 3381 2645 +736 1908 1341,2 198,5 +114?, 7 3273,8 2270,5 + 1003,3 4615 2469 +2146 1909 889,2 193,7 [-695,5 2779.8 2124,3 +655,5 3669 2318 +1351 1910 655,5 198,2 [-457,3 2515,5 2002,8 +512,7 3171 2201 + 970 1911 644,6 239,0 [-405,6 3356,5 2548,0 +808,5 4000 2787 + 1214 1912 794,2 247,3 -546,9 2188,8 2574,7 —385,9 2983 2822 + 161 1913 2140,2 194,0 + 1946,2 2094,8 2313,0 —218,2 4235 2507 +1728 Источники: «Статистические ежегодники России» за соответствующие годы и «Отчеты Управления Главного врачебного инспектора». 3. Как указывается в ряде источников, неполно учитывались и выбывшие из городов при значительно более полном учете прибывших. 4.

Наконец, правильность погодной динамики численности населения по расчетам ЦСК искажалась тем, что в некоторые годы в расчеты городского населения вводилась накопленная величина механического прироста за ряд предшествующих лет, что приводило к особенно резкому преувеличению прироста за эти годы. (На этот источник ошибок в исчислениях населения ЦСК указал А. А. Чупров34.)

Весьма показательны в этом отношении данные о динамике численности населения по Москве. В результате игнорирования механического прироста за первые годы после переписи 1897 г. и преуменьшения его в последующие годы (до 1908 г.) рост населения Москвы по расчетам ЦСК значительно отстал от действительности. Это было, по-видимому, обнаружено при получении данных краткого учета населения Москвы в 1907 г. Вероятно, как результат использования последних в данных ЦСК, появляется огромный скачок в численности населения Москвы за 1908 г., выразившийся величиной в 318 тыс. человек.

С 1909 по 1912 г. мы наблюдаем опять незначительный прирост в 21—30 тыс. человек в год, а затем новый скачок за 1913 г. в 200 тыс., что является, вероятно, результатом использования переписи 1912 г.35. Подобные скачки отразились, разумеется, и на движении численности населения по стране в целом.

Что касается самой исходной цифры расчетов — численности населения за 1897 г. по Российской империи в целом (126 368 тыс. без Финляндии), — то трудно догадаться, откуда она взята. Она меньше численности постоянного населения по переписи 1897 г. (126 587 тыс.), но больше, численности наличного населения (125640 тыс.).

?

А. А. Чупрову удалось вскрыть происхождение этой цифры. Она представляет собой численность постоянного населения по первому выпуску издания предварительных итогов переписи, полученных на основании местных под- счетных ведомостей36. А. А. Чупров замечает, что, по-ви- димому, в самом ЦСК в дальнейшем забыли, откуда эта цифравзята.

Другие исчисления. Исчисления ЦСК после переписи 1897 г. подвергались критике уже в период их публикации. Так, Управление Главного врачебного инспектора МВД (в дальнейшем УГВИ) систематически приводило в своих отчетах параллельно с данными ЦСК собственные данные о численности населения, рассчитанные на основе естественного прироста37. По отчетам УГВИ на середину 1913 г. численность населения по империи в целом (без Финляндии) была на 6,3 млн. меньше, чем по данным ЦСК (см. табл. 2).

Таблица 2

ЧИСЛБННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (БЕЗ ФИНЛЯНДИИ)

НА СЕРЕДИНУ ГОДА ПО ДАННЫМ ЦСК И «ОТЧЕТАМ» УГВИ, МЛН. ЧЕЛ. Годы -Данные ЦСК Данные

УГВИ 1905 145,2 147,2 1906 147,8 147,0 1907 150,8 149,7 1908 154,8 152,6 1909 158,9 156,0 1910 162,3 158,3 1911 165,9 160,8 1912 169,4 164,0 1913 173,0 166,7 В наших послереволюционных публикациях имеется ряд вариантов ревизии официальных расчетов населения

России до первой мировой войны (работы В. А. Зайцева *, Е. 3. Волкова38, данные ЦСУ СССР). Они все сходятся на том, что цифры ЦСК преувеличены, но дают различную оценку степени этого преувеличения. Критика сведений о населении, опубликованных ЦСК, дана и в капитальном исследовании А. Г. Рашина о движении населения России за 100 лет39. II.

<< | >>
Источник: А. Г. Вишневский. Брачность, рождаемость, смертность в России и в СССР. Сб. статей. Под. ред. А. Г. Вишневского. М., «Статистика».. 1977

Еще по теме I. СУЩЕСТВУЮЩИЕ ИСЧИСЛЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ за 1897—1914 гг.:

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ИСЧИСЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ ЗА 1897—1914 гг.
  2. ИСЧИСЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЙ РОССИИ ЗА 1897—1914 гг. ПО ДАННЫМ О ЕСТЕСТВЕННОМ И МЕХАНИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ
  3. Р. И. Сифман ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ за 1897—1914 гг.32
  4. Сокращение численности населения России
  5. ОПТИМАЛЬНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ ГОСПОДСТВУЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ
  6. Численность населения СССР
  7. МЫ ЗНАКОМИМСЯ С ЧИСЛЕННОСТЬЮ И ВОСПРОИЗВОДСТВОМ НАСЕЛЕНИ
  8. ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ИЛИ БОГАТСТВО?
  9. Высокие темпы роста численности населения на Земле
  10. МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ ТАБЛИЦ БРАЧНОСТИ ДЕВИЦ ЕВРОПЕЙСКОЙ РОССИИ ЗА 1897 г.
  11. КОНФЛИКТ МЕЖДУ СТРУКТУРОЙ И ЧИСЛЕННОСТЬЮ НАСЕЛЕНИЯ
  12. IV.3. Демографические пирамиды и прогноз численности населения
  13. §5 Численность и плотность населения, его возрастная и половая структура