Борьба с предубеждениями: вспомогательные методы 239 Борьба с предубеждениями: вспомогательные методы
Учимся не ненавидеть
Мало кто станет утверждать, что дети рождаются со сложившимися предубеждениями.
Сформулировав этот принцип, приходится признать, что воплотить его в жизнь не так-то просто. Как мы можем заставить родителей, имеющих предубеждения, поощрять беспристрастность своих детей (рис. 6.6)? Один из возможных путей — привлечь внимание родителей к их собственным предубеждениям. Мало кто хочет считать себя предубежденным; наоборот, люди думают, что их негативное отношение к различным группам является вполне справедливым. Таким образом, первый шаг состоит в том, чтобы тем или иным образом убедить родителей в реальном существовании проблемы. Как только люди осознают собственные предубеждения, многие из них действительно хотят изменить свои слова и поведение для того, чтобы снизить уровень предубежденности у своих детей или оградить их от возникновения негативных установок по отношению к другим людям. Конечно, некоторые экстремально настроенные фанатики действительно хотят превратить своих детей в наполненные ненавистью копии самих себя. Однако большинство людей признают, что быстро Меняющийся мир призывает к более высокой степени терпимости, Чем это было раньше.
Следующий аргумент, который можно использовать, чтобы побудить родителей учить детей терпимости, а не предубеждениям, свя-
240 Глава 6. Предубеждение и дискриминация
К лучшему или к шурщеш
(For Better or For Worse®) Автор: Lynn Johnston
Рис. 6.6. Устранение предубеждения путем использования межгрупповых контактов и изменения групповых границ Исследователи нашли множество способов ослабить действие предубеждений, и не последнее место в этом списке занимает межгрупповой контакт и объединение групп «Свои» и «Чужие» в группу «Мы». Этот комикс предлагает достаточно оптимистический взгляд на проблему предубеждения. (Источник: For Better or For Worse © 1996 Lynn Johnston Prod., Inc. Перепечатано с разрешения Universal Press Syndicate. Все права защищены.)
зан с тем, что предубеждение наносит вред не только его жертвам, но и тем, кто его выражает (Dovidio & Gaertner, 1993; Jones, 1997). Оказывается, что люди, имеющие предубеждения, живут в мире, наполненном ненужными страхами, тревогами и злобой. Они боятся агрессии со стороны гипотетически опасных социальных групп; озабочены риском для здоровья, возникающим при контакте с представителями этих групп; испытывают злобу и эмоциональное смятение оттого, что считают несправедливым вторжение представителей этих групп в их кварталы, школы или офисы. Другими словами, их удовольствие
Борьба с предубеждениями: вспомогательные методы 241
от повседневной деятельности и жизни уменьшается под воздействием собственных предубеждений. Поскольку большинство родителей стремятся сделать все, что в их силах, для дальнейшего благополучия своих детей, то привлечение внимания родителей к этим издержкам предубеждений может удержать их от передачи собственных необъективных взглядов своим отпрыскам.
Непосредственный межгрупповой контакт
В настоящее время многие американские города очень похожи на пончик: раздробленное и наводненное преступными элементами ядро, населенное в основном меньшинствами, окружено кольцом относительно богатых предместий, населенных главным образом белыми и теми представителями меньшинств, кто достиг материального благосостояния. Нет необходимости говорить, что контакт между людьми, живущими в разных зонах, минимален.
Возникает интересный вопрос: могут ли эти группы населения ослабить действие предубеждений, увеличив тем или иным, образом количество контактов друг с другом? Эта идея известна как гипотеза контакта, и у нас есть все основания предполагать, что такая стратегия может оказаться эффективной (Jones, 1997; Pettigrew, 1997). Во-первых, увеличение контактов между представителями различных групп может привести к признанию большего сходства между ними. Как мы увидим в главе 7, обнаруженное сходство может увеличить взаимную симпатию. Во-вторых, несмотря на то что стереотипы устойчивы, их можно изменить в тех случаях, когда появляется достаточное количество информации, несогласующейся с ними, или когда люди обнаруживают значительное число «исключений» из своих стереотипов (Hamberger & Hewstone, 1997). В третьих, увеличение контактов может ослабить иллюзию однородности аутгруппы, описанную выше. Если учесть приведенные выше причины, нам кажется вполне вероятным, что непосредственный межгрупповой контакт может стать одним из эффективных средств борьбы с предубеждениями. Так ли это? Существующие факты говорят о том, что это действительно так, но только тогда, когда выполняются следующие условия.
• Взаимодействующие группы должны быть примерно равными по социальному, экономическому или другому статусу.
• Ситуация контакта должна включать сотрудничество и взаимозависимость, так чтобы группы работали для достижения общей цели (как в эксперименте в Воровской пещере, описанном выше).
242 Глава 6. Предубеждение и дискриминация
• Контакт между группами должен быть неформальным, так чтобы члены групп могли узнать друг друга лично.
• Контакт должен происходить в условиях, когда существующие нормы способствуют групповому равенству.
• Группы должны взаимодействовать таким образом, чтобы негативные стереотипные убеждения относительно друг друга не подтверждались.
• Вовлеченные в контакт люди должны рассматривать друг друга как типичных представителей соответствующих групп.
Когда контакт между изначально враждебными группами происходит с учетом условий, приведенных выше, — что, к сожалению, случается достаточно редко — предубеждения между ними действительно ослабевают (Cook, 1985). Подобные изменения наблюдались в США, а также во многих других странах, где увеличение контактов между афроамериканцами и белыми американцами способствовало уменьшению предубеждений по отношению друг к другу (Pettigrew, 1997). Например, увеличение контактов между евреями с Ближнего и Среднего Востока и евреями европейского и американского происхождения уменьшает межгрупповое предубеждение среди израильских солдат (Schwarzwald, Amir & Crain, 1992). Точно так же, люди, контактировавшие с больными, страдающими умственными отклонениями, обычно развивают более позитивное отношение к представителям этой группы, особенно когда контакты происходят на добровольной основе (Kolodziej & Johnson, 1996).
Таким образом, когда непосредственный межгрупповой контакт используется аккуратно, он может быть эффективным средством борьбы с межгрупповыми предубеждениями. Когда люди ближе узнают друг друга, многие тревоги, стереотипы и ложные взгляды, до этого момента разделявшие их, могут исчезнуть, столкнувшись с новой информацией и теплотой новой дружбы.
Меняем категории: «свои» вместо «чужих»
Вспомните школьные годы. Представьте, что ваша баскетбольная команда проводила важную игру с командой школы из соседнего города или округа. В этом случае вы, скорее всего, будете рассматривать свою школу как «своих», а другую школу как «чужих». Теперь представьте, что команда другой школы выигрывает и теперь будет играть против команды из другого штата или провинции в национальном турнире. Как вы теперь будете их рассматривать? Скорее всего,
Борьба с предубеждениями: вспомогательные методы 243
в этих условиях вы будете рассматривать команду другой школы как «своих»; в конечном счете она представляет ваш район.
Такого рода ситуации, в которых мы смещаем границу между «своими» и «чужими», достаточно распространены в повседневной жизни, что поднимает интересный вопрос: могут ли такие смещения — или рекатегоризация, как это называют социальные психологи, — использоваться для ослабления предубеждения? Теория, предложенная Гэртнером, Довидио и их коллегами (Gaertner, Dovidio et al, 1989, 1993), утверждает, что могут. Согласно этой теории, известной как модель общей групповой идентичности, в тех случаях, когда люди, принадлежащие к разным социальным группам, начинают считать себя членами единой социальной общности, их отношение друг к другу — между представителями бывших аутгрупп — становится более позитивным. Это способствует увеличению дружеских контактов между членами ранее разделенных групп, что в свою очередь, еще больше уменьшает межгрупповое предубеждение. Короче говоря, ослабление или устранение первоначальных границ «свои — чужие» дает начало процессу, который приводит к значительному уменьшению предубеждений и враждебности у вовлеченных в него людей (рис. 6.7).
Что может способствовать началу этого процесса? Другими словами, как мы можем заставить людей, принадлежащих к разным группам, воспринимать друг друга как представителей единой группы?
Рис. 6.7. Модель общей групповой идентичности Согласно модели общей групповой идентичности, в тех ситуациях, когда люди, принадлежащие к различным группам, начинают воспринимать себя как представителей единой группы, их отношение Друг к другу становится более позитивным. Это приводит к увеличению количества контактов между членами групп, что ослабляет межгрупповое предубеждение. (Источник: основано на данных из ваейпег, БОУ1<СЮ е! а1., 1990, 1993.)
244 Глава 6. Предубеждение и дискриминация
Гэртнер и его коллеги (ваегглег е! а1., 1990) считают, что одним из ключевых факторов в этом процессе является совместная работа. Когда люди, принадлежащие изначально различным группам, работают вместе ради достижения общих целей, они начинают воспринимать себя как единый социальный организм. Чувства пристрастия или враждебности по отношению к бывшей аутгруппе — к «чужим» — постепенно исчезают, унося с собой предубеждения. Данные результаты были продемонстрированы в нескольких лабораторных экспериментах (например, ваеггпег е! а1, 1989, 1990; БОУ1<СЮ е! а1., в печати) и в полевых исследованиях, проводимых Гэртнером, Довидио и их помощниками (ваеггпег, БОУ1С1Ю е! а1., 1993).
Еще один способ рекатегоризации можно обнаружить в наших реакциях на такие фильмы, как «Полет над гнездом кукушки», «Человек дождя», «Филадельфия» и др. Вспомните свои впечатления: как вы реагировали на главных героев и их состояние? Готов поспорить, вы им сопереживали. Люди, которые видели фильм «Человек дождя», говорили, что сочувствуют людям, больным аутизмом, как тому ученому, которого сыграл Дастин Хофман. Посмотревшие фильм «Филадельфия» сообщали об эмпатии к больным СПИДом, таким как тот молодой юрист, которого сыграл Том Хэнке. Результаты серии экспериментов, проведенных Бэйтсоном и его коллегами (Ба1Б0п е! а1., 1997), подтверждают точку зрения, что сочувствие к одному представителю «порочной» группы приводит к более позитивным взглядам на всю эту группу.
В первом из трех экспериментов Бэйтсон и его коллеги просили участников, студентов университета, помочь оценить новую радиопрограмму — запись интервью, — которая вскоре должна была выйти в эфир. Разговор касался молодой женщины по имени Джулия, которая переживала личную трагедию — СПИД. Для создания условий низкого уровня эмпатии участников просили объективно отнестись к тому, что им предстояло услышать; для создания условий высокого уровня эмпатии их просили представить, что чувствует женщина в этом положения и как это влияет на ее жизнь. Затем все участники прослушали кассету, на которой Джулия ярко описала, каким кошмаром стал для нее СПИД. После чего половина участников слушала рассказ Джулии о том, что она заразилась вирусом СПИДа во время переливания крови после аварии; то есть она не могла нести личную ответственность за свое положение. Другая половина участников слушала рассказ Джулии о том, что она заразилась СПИДом во время незащищенного секса.
Борьба с предубеждениями: вспомогательные методы 245
7,4 7,2 7,0 6,8 6,4 6,2 6,0 5,8
Рис. 6.8. Чувство эмпатии может уменьшить предубеждение к группе Когда мы видим мир глазами члена «заклейменной» группы, наше отношение к этой группе становится более позитивным. В серии из трех экспериментов Бэйтсон и его коллеги (Ба1Б0п е! а1., 1997) обнаружили, что сочувствие в основном улучшает отношение к представителям такой группы, особенно тогда, когда член этой группы не несет личной ответственности за то, что оказался в ее составе. (Источник: основано на данных из Ба1Б0п е! а1., 1997. Эксперимент 1.)
Бэйтсон и его коллеги утверждали, что сочувствие должно в целом улучшить отношение к «заклейменной» группе, в данном случае — к больным СПИДом. Однако они также утверждали, что обстоятельства, при которых человек заразился СПИДом, могут повлиять на степень сопереживания. То есть если человек нес ответственность за свое положение, как Джулия, ставшая жертвой незащищенного секса, тогда эмпатия проявлялась минимально. Полученная в результате эксперимента модель факторов воздействия изображена на рис. 6.8. Участники реагировали более позитивно и с большим сочувствием относились к людям, больным СПИДом, когда жертвы не были ответственны за приобретение ВИЧ, вируса, который вызывает СПИД. Но если жертва приобретала ВИЧ вследствие своего необдуманного поведения, сочувствие участников резко уменьшалось. В двух последующих экспериментах Бэйтсон и его коллеги получили очень похожие результаты в отношении представителей двух других «опасных» групп: бездомных и убийц. Важно, что в последнем своем исследовании психологи показали, что вызванное сочувствием изменение
246 Глава 6. Предубеждение и дискриминация
установок не ограничивалось лабораторными условиями: установки оставались положительными и две недели спустя. Очевидно, что когда мы испытываем сочувствие к представителю определенной группы, мы начинаем видеть мир так же, как и они, — включаем себя в эту группу, — и в результате наше отношение ко всей группе становится более позитивным. Эти открытия свидетельствуют о том, что попытки заставить людей, принадлежащих к разным группам, произвести рекатегоризацию — сместить границу между «своими» и «чужими», так чтобы включить в общую группу тех, кто раньше был из нее исключен, — могут быть важным шагом к ослаблению многих форм предубеждения. Однако поспешим добавить, что расширение категории «свои» для того, чтобы включить группы, которые ранее в нее не входили, не исключает склонность людей улучшать представление о себе, сознательно возвеличивая собственную группу и принижая другие (Jetten, Spears & Manstead, 1996). Видимо, это одна из основных тенденций, которую нельзя уничтожить полностью. Тем не менее в некоторых ситуациях рекатегоризация действительно может ослабить предубеждение, а любое ослабление общих негативных реакций является значительным плюсом в нашей повседневной жизни.)
Принципы интеграции
1. Методы ослабления предубеждений базируются на основных принципах социальной психологии. Попытки изменить пристрастные взгляды посредством практики изменения процесса социализации и с помощью процесса убеждения (глава 5) иногда могут быть эффективными. Точно так же увеличение контактов часто усиливает взаимную симпатию (глава 7) и может ослабить предубеждение, если контакты происходят при соответствующих условиях.
2. Разрушение границы «свои-чужие» посредством побуждения людей воспринимать себя и других как членов единой группы также приводит к успеху в деле ослабления предубеждения и межгруппового конфликта (глава 10). Возбуждение сочувствия к людям, «заклейменным» в глазах общества, может играть важную роль в этом процессе.
Еще по теме Борьба с предубеждениями: вспомогательные методы 239 Борьба с предубеждениями: вспомогательные методы:
- Природа предубеждения и дискриминации
- Истоки предубеждения: различные точки зрения
- Предубеждение и дискриминация
- Предубеждение, основанное на половых различиях: его природа и влияние
- КРИТИКА ФИЛОСОФСКИХ ПРЕДУБЕЖДЕНИЙ ПРОТИВ ОБЩИННОГО ВЛАДЕНИЯ
- КРИТИКА ФИЛОСОФСКИХ ПРЕДУБЕЖДЕНИЙ ПРОТИВ ОБЩИННОГО ВЛАДЕНИЯ 7
- IV. Вспомогательное Производство
- 3. Вспомогательные службы коллегиальных органов
- Вспомогательные документы планирования.
- VI. Вспомогательное распределение
- Вспомогательные формы обучения
- Вспомогательные формы обучения
- Е.А. Гончарова. Методы политического сыска России в борьбе с революционным движением в 1904-1914 годах: На материалах Саратовской губернии / Под ред. А.В. Воронежцева. - Саратов: Научная книга - 96 с., 2006
- § 86. Составное сказуемое. Значение разных вспомогательных глаголов
- § 5. Вспомогательные формы организации педагогического процесса
- Технический/вспомогательный персонал
- § 7. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ПАРЛАМЕНТА
- VIII. Вспомогательный Обмен