Принципы антропологического исследования
Антропология, этнография, социология и этнология не чураются практически никаких источников, из которых ученый, применяя самые простейшие или очень изощренные методы, был бы способен извлечь полезную для себя информацию.
сем или дневниковых записей они творят буквально чудеса, восстанавливая историческое прошлое племени, о котором почти никто не помнит, генеалогическое древо, состоящее из сотен и тысяч имен, или традиционный обряд почитания богов у северных народов.
Для научных целей используется самый разнообразный материал: результаты исследований и описания ученых-этнографов, записки путешественников, фольклорные и художественные тексты, устные предания, этносоциологические и этнопсихологические исследования, публицистические материалы, официальные документы, историческая и общественно-политическая литература, доклады географов, записки авантюристов и матросов, отчеты посланников, сообщения капитанов морских судов, торговцев и т.п.
Современная наука отчасти пересматривает традиционные цели, методы и стиль этнографии. Получает признание так называемая экспериментальная антропология, сторонники которой, в частности Маркус и Кэшман, утверждают, что все культуры когда-то были уже открыты, а теперь они нуждаются в переоткрытии. Этнограф выступает в роли медиатора между аборигенами и читателями научной книги. И как медиатор, он привносит в книгу много субъективных интерпретаций1.
Этнограф выступает медиатором в двух смыслах. В ходе полевого исследования он, во-первых, переводит местные культурные категории на понятийный язык западной науки, а, во-вторых, при написании книги или отчета делает так, чтобы его могли понять будущие читатели, т.е. еще раз интерпретирует данные.
С периодом ранней этнографии, называемой «спасающей уходящие культуры», связано понятие «этнографическое настоящее». Оно обозначает период, предшествующий вестернизации, когда местные культуры достигали «истинного» расцвета. Благодаря такому подходу получают непреходящую ценность старые классические работы этнографов прошлого столетия, которые застигли «в живых» аборигенные культуры. Понятие этнографического настоящего запрещает ставить печать исторического прошлого на этнографической классике.
Культуры, которые удалось описать Б. Малиновскому в первой четверти XX в., оказались как бы замороженными в историческом времени. Они являют этнографическое настоящее. Точно так же получают вторую жизнь описания миссионеров, путешественников, историков прошлых эпох. Однако современные антропологи напоминают, что последние описывали уже зараженные вестернизацией культуры либо привносили в описание западноцентристские взгляды и оценки. Сегодня антропологи склонны
считать некоторой идеализацией понятие этнографического настоящего. Культуры всегда находились в контакте друг с другом и всегда изменялись на протяжении истории. Большинство аборигенных культур имели, как минимум, одну встречу с западной культурой перед тем, как их навестили этнографы. Значительная часть их была даже втянута в орбиту западной цивилизации, поскольку они являлись колониями европейских стран2.
Таким образом, классики-этнографы, по мнению современных антропологов, игнорировали историю, политику и социальные реальности общества.
Как естествоиспытатели, антропологи собирают документальные данные, делают всевозможные замеры, систематизируют данные, строят таблицы и корреляции, основываясь на многочисленных и независимых источниках. Если им приходится иметь дело с большими массами людей, например крупной народностью, этническими беженцами или сексуальным меньшинством в современном мегаполисе, охватить которые исследователь не в состоянии, то он прибегает к выборочным опросам и наблюдениям, использует статистику и математические процедуры. Однако часто антропологу приходится иметь дело с немногочисленной общностью — вымирающим этносом, небольшим племенем, несколькими стариками и старушками, сохранившими фольклорное наследие своей деревни. В таких случаях им приходится применять субъективные методы.
Подобное название может ввести читателя в заблуждение. На самом деле в нем нет ничего предосудительного. Определение «субъективный» имеет два значения. Во-первых, информацию ученые получают от одного или нескольких человек, а не сотен и тысяч. Перепроверить такого рода данные чаще всего не удается, поскольку носителей уникальной культуры, как в случае с описанными выше стариками, может оказаться лишь пять-шесть человек на всю планету.
Во-вторых, ученый, расшифровывая уникальную запись беседы или просматривая кино- и фотодокументы, волен произвольно интерпретировать увиденное либо услышанное, исходя из своих теоретических представлений, уровня квалификации, особенностей полученного образования. Часто так происходит, что одни и те же факты разные ученые интерпретируют противоположным
образом. Рассудить их никто не может, поскольку а) научный арбитр также придерживается определенной концепции; б) «количество» факта слишком мало.
Таким образом, у объективных методов, в частности репрезентативного опроса или статистических данных, есть несомненные преимущества. Но лишь на первый взгляд. На самом деле статистикам нечего делать на малых общностях и уникальных объектах. К тому же они заранее огрубляют действительность, стремясь уложить ее в 10—15 стандартных показателей, которые для антрополога часто имеют нулевую ценность. Зато субъективный метод, скажем, включенное наблюдение, биографический метод (life story) или генеалогическая диаграмма способны преподнести такие сюрпризы, открытия и глубокие прозрения, которые с лихвой перекрывают все свои недостатки.
На телевидении более 20 лет действует «Клуб путешественников», в рамках которого демонстрируется немало антропологических фильмов.
Визуальная антропология ныне приобрела достаточно широкое значение. Одни считают, что это наука о разных культурах, вооруженная камерой и фотоаппаратом, которые беспристрастно фиксируют происходящие события, другие относят ее к сфере высокого операторского искусства, которое умудряется схватывать ускользающие моменты человеческой жизни, а затем поэтизировать их.
Основные черты использования методов полевого исследования в этнографии и антропологии выражаются в следующем: Непосредственное наблюдение повседневного поведения людей методом участвующего наблюдения {participant observation) и получение данных из первых рук. Непринужденная беседа с теми, кто больше всех осведомлен о повседневной жизни племени, с целью заручиться их согласием на проведение в дальнейшем научного интервью, которое может носить как неструктурированный, так и структурированный вид. Подготовка программы интервью для получения полноценной научной информации, которая может послужить к дальнейшему углублению исследования данной общности. Генеалогический метод. Детальная работа с хорошо осведомленными информантами (well-informed informants) о тех или иных сторонах социальной жизни общины. Глубинное интервью (in-depth interviewing), которое нередко завершается составлением коллекции историй жизни конкретных людей.
Эмическое (emic), ориентированное на ценности местных жителей исследование (actor-oriented), преследующее целью понять верования и взгляды аборигенного населения. Этическое (etic), ориентированное на ценности и задачи самого ученого исследование (observer-oriented), позволяющее интерпретировать материал в соответствии с понятиями и теориями этнографической науки. Проблемно-ориентированное исследование самого разного толка. Лонгитюдное исследование — продолжительное изучение одного объекта либо одного явления3.
Антропология отличается от других наук, изучающих человека, своей а) компаративностью (сравнительный анализ культур);
б) холистичностью (охват всех сторон общества или жизни человека); в) глобальностью (ей доступны все культуры и все страны во все эпохи)4.
Антропология выполняет важную нравственную функцию — она старается избавить наше сознание от этноцентризма, привычки недооценивать другие культуры, желания оценивать инокуль- туру с позиций норм и ценностей собственной культуры. Широкая сравнительно-культурная перспектива, используемая антропологией, помогает глубже понять наше собственное общество, взглянуть на него иначе, чем было принято раньше. Взгляд на собственное общество со стороны обогащает социологическое видение мира.
Получившая широкое развитие в 1970-е гг. так называемая интерпретативная антропология обнаружила свое призвание в описании и интерпретации культуры такой, какой ее видели и понимали прежде всего аборигены. Интерпретивисты типа К. Гирца рассматривали местные культуры как наделенные смыслом тексты, которые постоянно «читают» аборигены, а западные ученые только расшифровывают.
Еще по теме Принципы антропологического исследования:
- Место психологии в антропологических исследованиях
- Этюд третий Антропологические исследования и знания (авторский вариант)
- АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ ВООБРАЖЕНИЯ: СТАТУС МИФОСА И АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ТРАЕКТ
- Принцип 16. Меры предосторожности в исследованиях.
- Принцип отраженной субъектности в исследовании личности
- § 2. Основные принципы научного исследования
- ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
- Методологические принципы сравнительно-педагогического исследования
- Применение принципов «социологизма» к исследованию причин самоубийства
- §9.1. Принцип развития в исследовании и самопознании личности
- Некоторые принципы и методы археологических исследований
- О ситуации исследования: рефлективные принципы руководства групповой дискуссией
- 1. Новые ценности и теоретико-методологические принципы, определяющие исследование человеческого тела
- Содержание и отличие понятий «гендерные исследования», «женские исследования», «мужские исследования»
- ЛЕКЦИЯ 6. ПЕДАГОГИКА КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ НАУКА. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- Антропологическая классификация
- Исследование некоторых возражений, выдвигаемых против того, что установлено в предшествующей главе о правах совести, пребывающей в заблуждении. Доказательства этих прав посредством принципов
-
Cоциология семьи -
Антропология. Этнография -
Гендерная социология -
Демография -
Домоведение -
История социологии -
Методы сбора и анализа социологических данных -
Общая социология -
Первоисточники по социологии -
Политическая социология -
Социальная безопасность -
Социальная работа -
Социальная структура и стратификация -
Социально-территориальные общности -
Социоинженерная деятельность -
Социологические работы -
Социология культуры -
Социология личности -
Социология общественного мнения -
Социология права -
Экономическая социология -
Этносоциология -
-
Педагогика -
Cоциология -
БЖД -
Биология -
Горно-геологическая отрасль -
Гуманитарные науки -
Искусство и искусствоведение -
История -
Культурология -
Медицина -
Наноматериалы и нанотехнологии -
Науки о Земле -
Политология -
Право -
Психология -
Публицистика -
Религиоведение -
Учебный процесс -
Физика -
Философия -
Эзотерика -
Экология -
Экономика -
Языки и языкознание -