Богатая событиями история метода групповой дискуссии в Федеративной республике тесно связана с историческими фазами развития (качественного) эмпирического социального исследования в целом. Например, первое большое исследование политического сознания в послевоенной Германии в начале 50-х гг.
основывается в значительной степени на групповых дискуссиях. В последнее время мы снова переживаем не только в Германии, но и в англоязычных странах живой интерес к этому методу, выражающийся в разнообразных формах исследовательской практики. Правда, при этом следует прежде всего очень точно проверить, могут ли предложенные способы работы соответствовать критериям качества эмпирического социального исследования. Если способы эмпирического социального исследования хотят по праву носить название "метод", они нуждаются для этого в укоренении и обосновании в традициях социальных наук с их различными в каждом случае теоретическими методами и основным понятийным аппаратом. Ниже я идентифицирую сначала теоретические модели, свойственные методу групповой дискуссии. Модель индивида в публичной дискуссии На начальных этапах развития метода групповой дискуссии в Федеративной республике в 50-х гг. в исследованиях, проводимых с помощью опросов, просматривалась критика индивидуальной изолированности интервьюированных. Во Франкфуртском институте социальных исследований, которым руководили Хоркхаймер и Адорно, потребовалось сформировать считавшиеся типичными для обсуждения политических вопросов ситуации публичной беседы при встрече незнакомцев (например, в купе). Мнения, "лежащие глубже" или "скрытые", только в том случае "обретают контур, если индивид, например, в разговоре, видит себя вынужденным охарактеризовать и отстаивать свою позицию", говорит Поллок (1955: 34). В типичных для Франкфуртской школы эмпирических исследованиях, отмеченных влиянием психоанализа, ставилась задача заглянуть за "защитные механизмы и рационализацию" Без ущерба для теоретической критики в адрес изоляции индивидуальных мнений в исследованиях, проводимых с помощью опросов, в (количественной) эмпирической оценке отдельные высказывания подвергались изолированному анализу.
Модель неформального группового мнения Именно к этой проблеме и обратился Вернер Мангольд (1960) в своей диссертации, созданной во Франкфуртском институте социальных исследований в ходе ретроспективного анализа имеющегося материала. Отмежевываясь от прежней фокусировки на отдельных мнениях, он развивал концепцию "группового мнения". Это мнение является "не ,суммой’ отдельных мнений, а продуктом коллективных взаимодействий" (там же: 49). Эти групповые мнения не формируются, а только актуализируются в ситуации дискуссии Таков второй решающий поворот, который Мангольд придал дискуссии. Эти мнения "в действительности уже сформировались среди членов соответствующего коллектива" (Mangold 1973: 240). Мангольд понимал под этими "коллективами" большие группы, т.е., как сказали бы сегодня, среды (например, шахтеров и крестьян или беженцев). Мангольд видел в эмпирической очевидности коллективного очевидность непринужденной или даже эйфорической интеграции индивида в разнообразный дискурс, нарастающий в разнообразных отношениях с окружающим миром. Напротив, теоретическая концепция групповых мнений ориентировалась на (доминировавшее до наших дней) понимание коллективного по образу внешних по отношению к субъекту действия и оснащенных принуждением "faits sociaux (социальных фактов) в духе Дюркгейма". Это подчеркивали Хоркхаймер и Адорно в предисловии к труду Мангольда (1960: 7). Не в последнюю очередь эта неопосредуемость эмпирической очевидности, с одной стороны, и теоретических рамок - с другой затруднила восприятие работы Мангольда на последовавшем теперь этапе теоретического моделирования концепции групповой дискуссии.