Вторая администрация Р. Рейгана


Военное противостояние СССР и США,
составлявшее принципиальную основу и содержание внешнеполитического курса первой администрации Рейгана, вплотную приблизило мир к грани ядерной войны. Ho с начала 1984 г.
конфронтация стала ослабевать. 16 января президент сделал официальное заявление, практически целиком посвященное состоянию и перспективам развития советско-американских отношений. Рейган констатировал начало экономического подъема в США, повышение их оборонной мощи и прочность союзнических уз американского государства. Он, в частности, заявил, что теперь США готовы вступить в переговоры с СССР с целью преодоления существующих между ними разногласий. Этим заявлением Рейган открыл предвыборную кампанию 1984 г. Следуя советам «петь свои антисоветские песни несколько более мягким голосом», президент стал «смещаться к центру сцены, к серединке, где выигрываются все выборы, — писал известный американский политический обозреватель Дж. Рестон. — Он разочаровывает консервативных республиканцев, которые изначально привели его в Белый дом, но набирает больше голосов в центре и даже слева, чем теряет».
К этому времени в администрации сменились все главные действующие лица, находившиеся на переднем крае советского направления американской внешней политики, за исключением госсекретаря Дж. Шульца и советника президента по вопросам национальной безопасности Р. Макфарлейна. Ho основным фактором заметных изменений в акцентах внешнеполитического курса США в отношении СССР стало решение президента войти в историю в качестве миротворца.
В своей второй инаугурационной речи Рейган упомянул о 25 месяцах непрерывного роста экономики как свидетельстве успешности экономической политики его первой администрации и пообещал стране новые успехи. И вновь, как четыре года назад, единственной названной страной был Советский Союз, как государство, «обладающее величайшими в истории человечества военными силами» и создавшее «арсеналы самого устрашающего оружия уничтожения». «Десятилетия мы и Советы жили под угрозой обеспечения взаимного уничтожения; если бы любой из нас прибегнул к ядерному оружию, другой имел бы право ответить тем же и истребить того, кто начал первым. Логично ли, нравственно ли убеждение, что у нас есть единствен-





ная возможность — в ответ на угрозу одной стороны истребить десятки миллионов наших людей угрожать истребить ее десятки миллионов?» — заявил президент и заверил слушателей, что намерен «встречаться с Советским Союзом, надеясь, что сможем договориться о путях избавления мира от угрозы ядерного уничтожения». Однако до начала конкретных переговоров с СССР по насущным вопросам современности вообще и связанным с нормализацией советско-американских отношений в частности оставалось еще более года[192].
Законопроект о бюджете страны на 1986 фин. г. подтвердил планы президента в отношении дальнейшего роста военных расходов до 313,7 млрд долл. и сокращения федеральных ассигнований на реализацию программ ряда гражданских министерств, включая оказание медицинской помощи престарелым, финансовую помощь беднякам, переобучение безработных и пособия студенческой молодежи. Ho в центре внимания американской общественности оказались новости из СССР. Избранный Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачев в своей первой речи на пленуме руководства партии (I I марта 1985 г.) особо выделил значение нового раунда советско-американских переговоров по контролю над вооружениями, который должен был начаться в Женеве днем позже. Он подтвердил отсутствие у его страны стремления к достижению односторонних преимуществ перед США и странами НАТО. Новый советский лидер предложил заморозить ядерные арсеналы и прекратить дальнейшее развертывание ракет. Стали активно распространяться слухи о возможной встрече на высшем уровне между Рейганом и Горбачевым. Такая перспектива получила поддержку в столицах европейских союзников США, где все в большей степени распространялись настроения в пользу необходимости американо-советского компромисса. Ho на протяжении весны и лета 1985 г. существовавшей в высшем эшелоне государственной власти США влиятельной группировке противников переговоров с СССР удавалось оттягивать окончательное решение о конструктивных шагах в этом направлении.
Первая встреча советского и американского руководителей состоялась в ноябре 1985 г. в Женеве, где в ходе двухдневных пе
реговоров оба государственных деятеля имели возможность не только лично познакомиться друг с другом, но и подписать Соглашение об обменах и контактах в области науки, образования и культуры, а также совместное заявление о необходимости достижения прогресса на переговорах по ядерным и космическим вооружениям. До окончания второго президентского срока конструктивных сдвигов в советско-американских отношениях и в вопросах контроля над вооружениями не произошло прежде всего из-за упорного сопротивления идее нормализации этих отношений со стороны нескольких влиятельных членов администрации, включая министра обороны США К. Уайнбергера. Кроме того, активность советской дипломатии, особенно проявившаяся в «сумасшедшем графике» мирных инициатив СССР в области сокращения вооружений и контроля над ними, вызвала подозрение у американской администрации.
В активности советских лидеров было усмотрено стремление воспользоваться лишь известными им одним обстоятельствами с целью добиться преимуществ в гонке вооружений. Весной 1986 г. США объявили о нецелесообразности придерживаться так и не ратифицированного Конгрессом США Договора ОСВ-2. Великобритания и Канада не разделяли намерения своих американских союзников. He получило поддержки это намерение администрации и у законодателей, а также большинства представителей американской общественности.
С 1984 г. участились случаи гибели американских военнослужащих и гражданских лиц в результате террористических действий и угонов пассажирских самолетов, что вызвало негативный резонанс в обществе и впервые привлекло пристальное внимание США к теме международного терроризма. Белый дом провозгласил жесткую антитеррористическую политику, заморозил в январе 1986 г. ливийские активы в американских банках, а в апреле санкционировал бомбардировку ливийских городов Триполи и Бенгази в ответ на организованные Ливией террористические акции против американских военнослужащих в Европе.
В 1987 г. военно-морские силы США были втянуты в войну в Персидском заливе после того, как Кувейт обратился к СССР и США с просьбой защитить его морские торговые пути. Администрация Рейгана дала ясно понять, что она не готова к прямому вмешательству в ирано-иракскую войну, поскольку это могло бы отразиться на влиянии США в арабском мире. Ho американские военные корабли стали регулярно сопровождать нефтегру- зы и другие суда нейтральных государств, ходившие по Персидскому заливу.

Кризисная ситуация, развивавшаяся в этом регионе, усилила обеспокоенность администрации по поводу развития событий в регионах, входящих в зону Индийского океана — от Восточной Африки до Южной Азии, названную видным американским политологом 3. Бжезинским «дугой нестабильности». С учетом растущего стратегического и экономического значения этих регионов и отмечаемой активизацией в них «советского экспансионизма» все администрации США начиная с 80-х гг. стали уделять особо пристальное внимание складывающейся там ситуации, стремясь предотвратить нежелательное для национальных интересов США развитие событий.
Последние два года президентства Рейгана были омрачены одним из крупнейших в США политических скандалов. В ноябре 1986 г. стало известно, что американское правительство тайно продавало оружие Ирану и использовало миллионы долларов, полученные от этих продаж, для оказания помощи никарагуанским «контрас» в дополнение к официально выделенным конгрессом в 1986 г. ассигнованиям в размере 100 млн долл. Рейган назвал поставки оружия частью усилий по завязыванию контактов с «умеренными» в иранском правительстве с целью добиться их содействия в освобождении американских заложников, захваченных ливанскими экстремистами. Вина за то, что полученные средства были направлены на иные цели, была возложена на сотрудников аппарата Совета национальной безопасности. В процессе расследования скандала, получившего название «Иран- гейт», выяснилось, что Рейган одобрил прямую сделку «оружие за заложников» с Ираном, исходя из стратегических интересов США на Ближнем Востоке. Члены конгресса, осудив незаконный характер этой сделки, поддержали в принципе внешнюю политику администрации.
Свержение в 1986 г. двух диктаторских режимов, поддерживаемых прежде Соединенными Штатами — на Гаити и на Филиппинах, и обострившееся противостояние с панамским диктатором генералом М. Норьегой не располагали законодательную власть страны к резкой критике внешнеполитического курса администрации. Эта сдержанность не распространялась, однако, на внутреннюю политику правительства и президента, в сфере которой Белому дому приходилось все чаще сталкиваться с противодействием конгресса. Так, в 1988 г. Рейган попытался воспрепятствовать принятию важного законопроекта о гражданских правах, наложив на него вето, но конгресс преодолел его. Большего успеха президент добился в назначении новых членов Верховного суда США, разделявших его идеологические убеждения.


Проявленная Рейганом настойчивость в совершенствовании технологии «звездных войн» и его утверждение, что эти планы ни в коей мере не являются нарушением договора 1972 г. об ограничении стратегических вооружений, привели к прекращению переговоров о контроле над ними, вызвав резкие протесты Советского Союза. Состоявшаяся в октябре 1986 г. встреча Р. Рейгана и М. С. Горбачева в Рейкьявике изначально не вызывала оптимистических надежд ни в Москве, ни в Вашингтоне. Расхождения в позициях вынудили обе стороны, по сути дела, прервать переговоры. Однако эта встреча стала убедительным свидетельством того, что радикальный поворот в советско-американских отношениях не только возможен, но и вполне реален.
В декабре 1987 г. в ходе встречи на высшем уровне в Вашингтоне США и СССР договорились о ликвидации ракет наземного базирования средней и ближней дальности. Хотя речь шла лишь о небольшой части арсеналов этих стран, достигнутое соглашение ознаменовало возрождение процесса разрядки международной напряженности. Тогда же была достигнута договоренность об обмене официальными визитами между советским и американским лидерами. В мае—июне 1988 г. Рейган нанес визит в СССР, а в декабре того же года США посетил с ответным визитом Горбачев. В ходе этих двух встреч были подписаны важные двухсторонние соглашения. Предпринятые двумя супердержавами шаги по нормализации взаимоотношений между ними были поддержаны другими странами мира, на протяжении нескольких последних лет с настороженностью наблюдавшими за осложнением международной обстановки.
Приближение даты очередных президентских выборов заметно сказалось на личной популярности Рейгана. Обе ведущие политические партии приступили к определению наиболее перспективных кандидатов на пост президента на выборах 1988 г., на которых, согласно конституции, Рейган уже не мог баллотироваться. Республиканская партия и стоявшие за ней политические и финансовые круги имели определенные основания быть удовлетворенными основными достижениями администрации Рейгана. Налоги на крупные доходы снизились, были отменены многие государственные ограничения на предпринимательскую деятельность, существенно сокращены программы перераспределения доходов в пользу малоимущих слоев населения, в федеральной судебной системе определилось преобладание консерваторов. Значительно возросли расходы на вооружение. Безработица, составлявшая к концу 1982 г. 10,8%, снизилась в 1988 г. до 5,5%. Несмотря на краткосрочный экономический спад, вы-





званный биржевым кризисом октября 1987 г., на протяжении рекордного 6-летнего периода в стране отмечалось процветание предпринимательской деятельности.
В результате пересмотра системы налогообложения американцы, принадлежавшие к беднейшим слоям населения, были полностью освобождены от уплаты налогов. Одновременно были приняты меры по сокращению возможностей для уклонения от налогов. Ho правительству так и не удалось улучшить положение американского фермерства, еще более осложнившееся в результате засух 1986 и 1988 гг.
<< | >>
Источник: Иванян Э. А.. История США: Пособие для вузов.. 2004

Еще по теме Вторая администрация Р. Рейгана:

  1. Внешнеполитический курс первой администрации Р. Рейгана
  2. Вторая администрация Э. Джексона
  3. Вторая администрация Т. Рузвельта
  4. Вторая администрация Д. Эйзенхауэра
  5. Вторая администрация Г. Кливленда
  6. Вторая администрация Б. Клинтона
  7. Вторая администрация Дж. Монро
  8. Вторая администрация К. Кулиджа
  9. Вторая администрация Г. Трумэна
  10. Линкольн, Рузвельт, Рейган и апостол Павел
  11. ПРОРЫВ ЧЕРЕЗ МИННОЕ ПОЛЕ ПРОБЛЕМ. ПОЧЕМУ Р. РЕЙГАН ЗАЧИСЛИЛ СЕБЯ В ДРУЗЬЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО СЕКРЕТАРЯ?
  12. Администрация Дж. Буша
  13. § 3. Публичная администрация
  14. Администрация
  15. Королевская администрация.