ПРИХОД ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ПАРАДИГМЫ


Основы для этого “нового” подхода в российской мысли появились достаточно давно. Они были заложены еще в XIX в. славянофилами и Н.Я. Данилевским8, развиты русскими эмигрантами-евразийцами в 1920-х годах.
Затем, уже в 1970-1980-х годах их идеи были извлечены из забвения мыслителем-маргиналом Л.Н. Гумилевым9. С начала 1980-х годов идеи цивилизационного подхода вызревали в среде медиевистов и востоковедов10. Однако первым профессиональным советским ученым, сформулировавшим основы цивилизационного подхода и придавшим ему респектабельность, стал известный историк М.А. Барг (1915-1991). На излете перестройки российские ученые начали открыто выражать свою неудовлетворенность общепринятым марксистским формационным подходом, упрощавшим красочную картину реальной жизни общества и его отдельных представителей и сводившим ее к сухим социологическим закономерностям, за которыми исчезала сама человеческая личность11. Ценность последней была одним из важнейших демократических лозунгов перестройки, и Барг увидел в этом долгожданную возможность отказаться от ортодоксальной исторической схемы и “перенести центр тяжести исторического исследования на феномен человеческой жизни в ее повседневности, во всех проявлениях и связях, и прежде всего в процессе реализации человеком своей родовой сущности, производстве условий своей жизни”. В устах Барга цивилизационный подход был “обозначением идеальной тотальности общественной жизни, творческой активности людей в рамках определенной пространственно-временной целостности”12. С одной стороны, Барг видел в цивилизации определенную культурную целостность и подчеркивал роль в ней субъективного начала, а с другой, призывал внимательно анализировать взаимоотношения человека с внешним объективным миром. В итоге “цивилизация обнимала все сферы материальной и духовной жизни общественных индивидов на определенной ступени их развития”13.

Особое внимание Барг призывал уделять этническому фактору, этническим стереотипам поведения, традиционным формам сознания, включая мифы, в развитии отдельных цивилизаций. И хотя он не настаивал на обязательном совпадении границ цивилизации с этнополитическими общностями (цивилизация могла включать несколько таких общностей), по сути в своих рассуждениях он приходил к выводу о взаимодействии двух неразрывно связанных факторов в общественной жизни - социологического (формационного) и этнологического (неформационного, “органического”). Их специфические взаимоотношения придавали, по его словам, неповторимый облик разным цивилизациям, и он разделял два типа исторического развития - “европейский” и “восточный”, из которых первый обусловливал кумулятивное линейное развитие, а второй был связан с развитием циклическим. Именно в первом случае, по мнению Барга, было возможно говорить о смене формаций; ко второму же этот по сути “европоцентристский” подход оказывался неприложим.
Тем самым, в отличие от марксистского учения, особенности развития определялись по Баргу специфическими чертами отдельных цивилизаций, отличавшихся “устойчивой преемственностью форм мировосприятия и мироотношения, стилей мышления и поведения, т.е. тех структур культуры, которые основаны на национальных традициях и которые определяют этические и эстетические ценности и приоритеты”14.
Позднее в рассуждениях Барга появились такие понятия, как “народ” и его “духовная жизнь”, базирующиеся прежде всего на “религиозных представлениях”. “Народ” рассматривается как единство со своими стереотипами поведения и “ментальностью”, которые имели “надклассовый характер”, и их не могли подорвать никакие социальные антагонизмы. И сколько бы Барг ни настаивал на том, что в основе цивилизационного подхода лежала отдельная человеческая личность, фактически субъектом исторического развития в его концепции оказывалась личность не индивидуальная, а коллективная - народ, нация, этническая общность15. Правда, критикуя формационный подход, Барг не решался полностью от него отказаться. Напротив, достоинство концепции цивилизации он усматривал в том, что она “включала как объективный (формационный), так и субъективный (антропологический) аспекты истории”16.
Тем не менее в его концепции цивилизационная общность решительно оттесняла классовую, и место классовой идеологии заступала идеология националистическая с типичным для нее “органическим” мировоззрением. Это подтверждает и другой сторонник цивилизационного подхода, известный историк А.А. Искендеров, отмечающий, что цивилизация “имеет дело прежде всего с культурой, духовно-нравственными ценностями, стоящими выше любых классовых интересов и партийных пристрастий, а главное - выражает интересы общества в целом, объединяя всех живущих на данной территории, в данном государстве или регионе людей идеей принадлежности к данной исторической общности (самоидентификации)”17. В свою очередь, Н.Я. Бромлей определяет цивилизацию как “единство экономической, политической и культурной сферы жизнедеятельности общества”18. Другие сторонники цивилизационного подхода также нередко отождествляют цивилизацию с конкретным обществом, “этнополитической общностью” или даже государством19.

Правда, имеются основания сомневаться в том, что цивилизация совпадает с обществом и, в особенности, что включенное в нее учеными население обладает единым самосознанием. Отчасти это признают и некоторые сторонники цивилизационного подхода. Так, И.Б. Орлова согласна с тем, что якобы общая идентичность обитателей Евразии, в наличии которой у нее нет сомнений, не осознается ими как “евразийская”20. Е.Б. Черняк соглашается с тем, что население традиционных цивилизаций не осознавало своей цивилизационной принадлежности. Однако он верит, что для современных цивилизаций такое чувство характерно21.  
<< | >>
Источник: В.А. Тишков, В.А. Шнирельман. Национализм в мировой истории. 2007

Еще по теме ПРИХОД ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ПАРАДИГМЫ:

  1. Цивилизационный подход
  2. Цивилизационный фундамент и общество
  3. §1. Российская цивилизационная специфика социальной справедливости
  4. Цивилизационный подход и учебники истории
  5. 2.3. О сущности цивилизационного подхода к истории
  6. 2.4. О соотношении формационного и цивилизационного подходов к истории
  7. Основные парадигмы социологии
  8. Цивилизационная теория
  9. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ДИСКУРС
  10. АСИММЕТРИЯ ВЛАСТИ ФИНАНСОВЫХ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ РЫНКОВ
  11. Глава 1. СУЩНОСТЬ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПОДХОДА
  12. Теоретические основания цивилизационного анализа России Игорь Яковенко
  13. Тема 1. Интерпретация истории и парадигмы исторического знания
  14. ПРИХОДИТСЯ РАСХЛЕБЫВАТЬ
  15. Цивилизационный подход и «новый расизм»
  16. 4.3. ПАРАДИГМА СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
  17. 4.4. ПАРАДИГМА СОЦИАЛЬНЫХ ДЕФИНИЦИЙ
  18. Парадигма функционального анализа в социологии
  19. “АРАБИЗМ” И ИСЛАМСКОЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ НАЧАЛО: САУДОВСКАЯ “СТРАНОВАЯ” ВЕРСИЯ
  20. 7.3.4. США — приходится уходить...