Лейбниц

  Разговор об истории идей и борьбе противоречий, в которой они оттачивались, начнем с одного из самых выдающихся универсальных гениев прошлого — Готфрида Вильгельма Лейбница (1646—1716).
Университет Лейпцига (города, в котором родился Лейбниц) сегодня носит имя ученого, хотя университет потерял самого выдающегося своего воспитанника, когда двадцатилетнему юноше было отказано в защите докторской диссертации и ему пришлось навсегда покинуть этот город.
Защита прошла с блеском в Нюрнберге в 1666 г., и лишь спустя много лет, в 1682 г., в Лейпцигском университете при участии Лейбница начнется издание специального научного журнала «Acta Eruditorum» («Деяния ученых»).
Гениальность Лейбница проявилась необыкновенно рано, в возрасте 8 лет он выучил латинский язык с помощью подри- суночных подписей к «Римской истории» Тита Ливия, сумев извлечь из картинок и текста начальное знание языка. Как ему это удалось, стало понятно лишь благодаря трудам Соссюра и Лотмана в XX веке: в любом языковом общении необходимо сочетание таких элементов, как знак и образ, поэтому картинки и подписи к ним составили для юного Лейбница «собеседника», у которого можно учиться. Овладение языком можно назвать первым прозрением юного гения — возможно, поэтому тема универсального языка науки, природы и «человеческого разумения» вновь и вновь появляется в его трудах.
На протяжении своей жизни Лейбниц не раз доказал универсальность своего гения. Он стал первым академиком двух виднейших научных сообществ Европы: Лондонского Королевского общества и Парижской академии наук. А позднее Лейбниц оказался основателем еще двух академий. В 1700 г. он стал президентом и организатором Прусской академии наук в Берлине. До Петербурга он не добрался, но успел составить
(по заказу Петра I) проект Российской академии наук, которая и была учреждена в 1725 г.
Его технические достижения в создании счетной машины, арифмометра, использовались с небольшими модификациями до середины XX века. И все же наиболее грандиозным проектом Лейбница является создание универсального языка — lingua generalis, который позволил бы заменить все логические рассуждения исчислением, проводимым, подобно алгебраическому, над словами и символами этого языка, однозначно отражающими понятия.
Лейбниц писал: «...в диспуте между двумя философами нужды будет не более чем в диспуте между двумя счетоводами. Для разрешения противоречий достаточно будет взять грифели и, сев за доски, сказать друг другу: давайте вычислять». Этот проект родился у него в возрасте 13—14 лет во время изучения школьного курса логики. Юному Лейбницу пришла в голову вполне «сумасшедшая» идея создать нечто вроде алфавита человеческих мыслей. Позже он трансформирует универсальный язык в более «прикладную» идею об универсальном исчислении — сведении всего человеческого мышления к определенному числу формальных высказываний.
Надо сказать, что идеи арифметики и алфавита ходили рядом в математике очень давно. Это видно в эволюции систем счислений и записи цифр — переход от шумеро-вавилонской клинописной записи к системам записи при помощи букв алфавита. Идеи доказательности и обратимости (вычислений) взаимосвязаны и «перекрестны»: всякое доказательство должно быть воспроизводимо, всякое вычисление — проверяемо.[‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡] Универсальные идеи инвариантности и гармонии присутствовали в науке почти со времен ее зарождения, поэтому идея универсального языка для «перевода» доказательств в вычисления, конечно же, необыкновенно заманчива. Эта задача, пришедшая на ум юному Лейбницу, не решена и по сей день —
поиск доказательств остается одним из самых сложных занятий ученых, однако идея Лейбница остается привлекательной до сих пор.
Несмотря на то, что в «общем зачете» план создания универсального языка Лейбница потерпел неудачу, успехи на пути к его достижению впечатляют. Прежде всего это аппарат исчисления дифференциалов и интегралов, а также модель первой счетной машины. В современных терминах эти достижения не что иное, как создание первых «софта» (аппарата программного обеспечения для решения прикладных задач) и «харда» (железного воплощения вычислений в арифмометре как прототипе компьютера). При этом Лейбниц первым из европейцев Нового времени оценил преимущества двоичной системы счисления и сформулировал основные положения математической логики — в общем, с полным правом его можно назвать отцом вычислительной математики.
<< | >>
Источник: Самсонов Александр Львович. Система мира и миры систем. 2009

Еще по теме Лейбниц:

  1. ЛЕЙБНИЦ
  2. Г. Лейбниц
  3. § 8.ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ
  4. 14.6. Лейбниц (Leibniz)
  5. Дополнительность Лейбница и Ньютона
  6. 2. Характеристика Лейбница
  7. Лейбниц (1646-1716)
  8. Самая известная «ошибка» Лейбница
  9. 3. Принцип философии Лейбница в отличие от Спинозы
  10. ИЗЛОЖЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И КРИТИКА ФИЛОСОФИИ ЛЕЙБНИЦА. ПРЕДИСЛОВИЕ
  11. 20. Характеристика и критика философии Лейбница
  12. 18. Введение в пневматологию Лейбница: критика эмпиризма
  13. 22. Замечание о теологии и теодицее Лейбница
  14. 19. Изложение пневматологии Лейбница
  15. 16. Критика теологической точки зрения как введение к “Теодицее” Лейбница
  16. Рационалистическое направление: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц
  17. 5. Душа, или монада: принцип философии Лейбница
  18. Натурфилософские концепции XVII века. Понятие субстанции (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.Ф. Лейбниц)
  19. ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ ТРУД