Глава III СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ В РОССИИ: ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ОБЩЕИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Социальная справедливость всегда занимала особое место в ценностной системе российского общества. Мы говорим не о главном месте, а именно о специфическом, особом, поскольку отношение к социальной справедливости отличается крайностями.
В некоторые периоды истории она бывает у всех на устах, о ней рассуждают как представители власти, так и «простой народ». В другие периоды власть забывает о ней, и тогда народу остается лишь мечтать о социальной справедливости, негодуя на поведение правителей. Затем власть как бы спохватывается и вновь обращается к этой ценности, используя ее как идеологический лозунг, надежно прикрывающий от народного гнева. Таким образом, обнаруживается своего рода цикличность в общественной востребованности социальной справедливости, повторяющаяся с печально завидной исторической устойчивостью. В качестве примера последнего «цикла обращения» социальной справедливости выступают события новейшей истории страны. В годы «перестройки» о ней говорило все общество: государственное и партийное руководство, ученые, средства массовой информации, простые граждане. Затем весь этот многоголосый хор почти внезапно стих: начались непопулярные в народе преобразования. Минуло более десяти лет, и на парламентские выборы в 2003 году практически все политические партии вышли под лозунгами социальной справедливости. Власть, правда, слегка смущаясь, вновь стала говорить о реализации социальной справедливости, пробуждая в части общества настроение социального оптимизма. Но если власти предержащие обеспокоиваются социальной справедливостью эпизодически, то для большей части российского общества она всегда сохраняет притягательность и выступает в качестве одной из главных ценностей, осуществляющих распределительно-регулирующие отношения. В этой главе мы покажем российское своеобразие исторических типов социальной справедливости. Можно с полной уверенностью говорить о российском феномене социальной справедливости, т. е. об особой, уникальной по отношению к другим странам, социокультурной наполняемости этого универсального принципа регулирования общественной и индивидуальной жизнедеятельности.
<< | >>
Источник: Аргунова В. Н.. Социальная справедливость: ценностно-институциональный анализ. 2004

Еще по теме Глава III СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ В РОССИИ: ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ОБЩЕИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ:

  1. Глава II ИСТОРИЧЕСКИЕ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ
  2. §1. Российская цивилизационная специфика социальной справедливости
  3. Генетические и общеисторические особенности.
  4. Глава 15 Религиозноцивилизационный фундамент и особенности развития стран Дальнего Востока
  5. 12. Особенности социально-экономического развития пореформенной России.
  6. Глава I СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК ЦЕННОСТЬ
  7. ОПЫТ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИИ Общие положения
  8. Раздел III. Советский период в истории России Глава 9. Октябрьская революция 1917 г. и гражданская война в России
  9. III. Человеческая справедливость
  10. Глава 2 , Общие закономерности' социальной эволюции
  11. Теоретические основания цивилизационного анализа России Игорь Яковенко
  12. Глава 13 Карательные действия Божьей справедливости преследуют благую цель: удержать человека от греха. Справедливость являет Бога и Отцом, и Господом
  13. Социальная политика как реализация социальной справедливости
  14. 129. В чем особенности цивилизационного подхода к периодизации исторического прочеспа ?
  15. 4.3.1. Особенности социально-экономического и политического развития России в середине и второй половине XVII века