Гухьясамаджа-тантра по методу Нагарджуны

  Теперь — происхождение толкования «Шри-Гухьясамаджа-тантры», принадлежащей к внутреннему классу йогатантры (rNal-’byor nang-gi rgyud, т.е. анутта- райогатантре). [За]
Толкование Гухьясамаджа-тантры двояко: тантра, значение которой должно быть объяснено, и тантра слов, которые объясняют ее.

Согласно первой интерпретации, термин Гухьясамаджа означает три аспекта: Тело, Речь и Мысль, называющиеся гухья, т.е. тайными, а их соединение называется самаджа, или собрание. Это соединение символизирует всех будд. По этой причине трансцендентальные Тело, Речь и Мысль будд называются тайными, гухья, потому что они скрыты от шраваков и пратьекабудд, и даже от тех последователей махаяны, что лишены особого счастливого дара. Тело (измерение), проявляющееся как пара sku-thugs — Тело и Мысль, по своей природе представляет собрание всех будд. Это называется Великий Ваджрадха- ра, или Всебудда.
Здесь слово будда не означает будд, обитающих в особой сфере и проповедующих отдельно группе учеников[376]. Поскольку речь идет о конечной стадии, то тантра слов, помогающая разъяснить ее смысл, также должна рассматриваться как главная среди тантр.
Теперь смысл имени — Ваджрадхара. Согласно «sGron-ma gsal-ba»[377], это сущность всех семей[378] без начала и конца, Адибудда, Великое Сознание, проявившееся в виде живого, Тело Мудрости (джнянакая), от природы наделенное ясностью, от природы обладающее тремя мирами, от природы обладающее Тремя Телами (Трикая), от природы обладающее Тремя Колесницами, от природы обладающее Тремя Временами, от природы обладающее Тремя Ваджрами[379], от природы обладающее Двумя Истинами (самвритти-сатья и парамартха- сатья). Поэтому некоторые последователи Самаджи, интересующиеся цветом и символами Ваджрадхары и обычно говорящие, что он имеет белое тело, однолик, двурук, кажется, не понимают смысла вышеприведенного отрывка из «Прадиподьотана-нама-тики». [36] Интересующимся цветом и символами следует отнести упомянутое к цвету, символам и прочему Ваджрасаттвы, определяемому как шестой Дхьянибудда, как они делают в случае с отрывком «Рупа- Вайрочана...» (gzugs rNam-pa snang-mdzad)[380].
Ачарья Нагарджуна и его ученики считали, что Гухьясамаджа представляет сущность всех 84000 учений Будды. В наше время некоторые допускают, что Гухьясамаджу следует рассматривать как независимое сочинение без какой-либо связи с любой другой тантрой. Но последнее мнение показывает тенденцию принять точку зрения хинаяны. Поэтому, как сказано в «Вималапрабхе»[381]: «Так, о, вопрошающий о Калачакре, поведано в Шри-Самадже (dPal-’dus-pa)».

Тогда Ваджрапани, получивший благословение от Благословенного Ваджрад- хары, сказал: Да объяснит Благословенный смысл всех будд, Гухьясамаджу всех будд наивысшую из всех тантр, великого царя тантр (Махатантрараджу).              ’
Такова была просьба Ваджрапани.
Соответственно с этой просьбой Пундарика {Падма Карпо), автор «Вимала- прабхи», считал, что Калачакра-тантра и комментарий к ней могут служить объяснением Гухьясамаджи. В Хеваджра-тантре также сказано, что «мысль имеет вид совокупности»[382]. Если так, то Хеваджра-тантра должна быть объяснена как введение в Гухьясамаджу.
Также ачарья Кришна (Нагпо) написал фундаментальный трактат «gSang-ba’i de-kho-na-nyid gsal-ba»[383] и считал, что сущность Гухьясамаджи можно объяснить с помощью «Дэмчога Хорло» (bDe-mchog ’khor-lo).
Гухьясамаджа была переведена в период раннего распространения учения переводчиком Че Таши. Учителя, принадлежавшие к школе ньингма, провозгласили Гухьясамаджу самым важным текстом среди 18 классов их тантр.
Существует также несколько комментариев к Гухьясамадже, написанных древними тибетскими учителями. [4а] Позднее Великий Переводчик Ринчен Санпо перевел эту тантру, комментарий к ней «sGron-ma gsal-ba»[384], другие комментарии к этой тантре и много малых текстов уровней утпаннакрама и сампаннакрама, которые, как кажется, были им также истолкованы.
Многие поздние переводчики ходили в Арьяварту, изучали там Гухьясамаджу, а потом проповедовали ее в Тибете. Среди них Досточтимый Гой (Кугпа Лхэцэ) и его последователи стали держателями учения Гухьясамаджи.              •
Последователи Гухьясамаджи согласны в том, что Гухьясамаджа-тантру проповедал сам Муниндра по просьбе Индрабхути, великого царя Уддияны, в то время, когда Будда появился в Уддияне и посвятил царя. Поэтому царь и его свита практиковали тантру посредством прапанча-чарья (spros-spyod) и стали посвященными[385], а страна Уддияна обезлюдела. После этого йогини, пришедшие из царства нагов, выслушали эту тантру у Индрабхути и поведали Вишукальпе, царю южной страны.
Махабрахман Сараха слушал тантру от него и преподал ее ачарье Нагарджуне. У того было много учеников, но главными из них были четверо: Шакьямитра (Шакья Шеньен), Арьядэва, Нагабодхи (Луй-Жанчуб) и Чандракирти.
Чандракирти преподал ее Шишьяваджре (Лобпэ-Дорже). Тот — Кришначарье (Нагпопе). Тот — Гомишри (Садэпе), а последний — Абхиджне (Оншечену).
Гой изучал тантру у него и у других учителей.
Теперь — Гой Лхэцэ.
Он родился в местечке Кугпа, в Верхнем Танаге, а мать его, как говорят, была проявлением Тары. Его звали Лхэцэ, что значит Защищенный богами. Его семейное имя Гой. Отец и мать принадлежали к семье Гой, поэтому его называли Гой Кугпа (Гой от родственного брака). Поскольку он родился в помещении для скота, его называли Родившийся в хлеву, но это только глупые сплетни.
Сначала он пошел учиться туда, где жил Сурпа. Ему поручали только черную работу и не давали наставлений в Учении.

Он пошел повидать Лачена Дрогми, и тот дал ему краткое изложение Учения, „0 сказал: 146} Если хочешь услышать наставления в тантрах, то неси золото!
И, сказав так, не дал ему наставлений в тантрах. Тогда он возгордился и
подумал:              ' Я должен сам пойти в Индию и стать таким, как он!
И пошел он в Индию.
Когда он занимался Учением у ног пандитов, он сказал себе: Если не буду трудиться усердно, стыдно мне будет перед этим нищим Дрогми!
Великое усердие пробудилось в нем, и он продолжил занятия с огромным старанием.
Известно, что у Гоя Лхэцэ было всего 70 учителей-пандитов до Непала и две наставницы среди дакинь, всего 72 учителя. Среди них главными наставниками, у которых он слушал толкование Самаджи, были Абхиджня (Оншечен) из Бхангала, ученый Цюнмочен (Йоша) из Сахора, царевич Тингьи-шугчен (Мегхавегин) из Конканы, Кришнасамаяваджра (Нагпо Дамциг Дорже) из Вад- жрасаны, Досточтимый Учитель Атиша, Чандрарахула, учитель из Кашмира (Тибтэн, Шринагар), Шантибхадра (Шива Санпо) из Раджагрихи, великий упасака из Ерана или непальский Махакаруна (Тугчже Ченпо), Навакутипа из Бэлподзона и кашмирец Джнянакара, ученик Наропы,
Согласно Ор-чже Кюнга-вё, Нагабодхи (Луй-Жанчуб) передал Самаджу Тил- липе, тот — Наропе, тот — Кушали Старшему, тот — Кушали Младшему, тот — Сэрлинпе. Говорят, что последний истолковал ее Пиндопе Соньомпе, Абхиджне (Оншечену), Йоше (Цюнмочену) и Джнянакаре.
Некоторые дают следующую линию: Ваджрадхара — Ваджрадхарма (Дорже Чой) — Индрабхути — Рожденный дакиней из нагое и другие. Утверждение о том, что Ваджрадхарма (Дорже Чой) преподал ее царю Индрабхути, согласуется с пророчеством, упомянутым в «De-kho-na-nyid-kyi sgron-ma’i rgyud»[386], где сказано:
«И Дэви спросила: Кто поймет и объяснит эту великую тайную тантру?
Благословенный ответил: В северной стороне, в Шри-Ваджрастхане Уддияне, царь по имени Индрабхути поймет ее, будет преподавать и объяснять ее живым существам.
И вновь спросила Дэви: О, Благословенный! Какой стадии на пути достиг царь Индрабхути? Молю, укажи ее! [5а]
И Благословенный сказал: Царь Ваджрапани, упомянутый мною в “dPal Ye-shes thig-le’i rgyud-kyi rgval-po”[387], это и есть Индрабхути, воплощение и мастер десятой стадии на пути бодхисаттвы, джнянакая, мастер 14 стадии (бхуми)»[388].
Так Благословенный предрек, что в будущем появится царь Индрабхути и получит наставления от Его ученика Ваджрадхармы, а не от него самого.

Кроме него, согласно «Lhan-cig skyes-grub»[389]: «Шримати Лиладэви (Пэлдэн Рёлпа Лхамоче), Ваджрашри (Дэшин Паво Доржепэл), Шри Самаяваджра (Дамдиг Доржепэл), также Шри Падмаваджра (Падма Доржепэл), Шримати Сахаджаваджра, Ваджравати Брахмани (Доржедандэн Тамсэмо), а также Шри Сиддхиваджра (Тубпэ Доржепэл).
Те, кому Досточтимый Ямантака-раджа истолковал Шри Чакру (dPal-ldan ’Khor-lo, т.е. Гухьясамаджу), были учитель Спящий бхикшу (т.е. Лавапа, проспавший три года у ворот дворца царя Индрабхути, а также боги».
В комментарии[390] к ней сказано:
«В Стране Шри-Уддияна, в далеком лесу Ратналамкара (Ринпоче Гьянпа) риыщ Джагадашваса (Дова Угчжинпа), проявление Гухьяпати (Санвэ Дагпо), вознамерился поведать “Lhan-cig skyes-pa’i rin-po-ch’ie man-ngag-gi rgyud” (“Сахаджа- ратнопадеша-тантру") нескольким счастливцам».
Риши Джагадашваса (Дова Угчжинпа) преподал ее царевне Махалила-, дэви (Лхамосолпа Ченмо), которая вручила ее великому царю Вайравад- жре (Паво Дорже).
Тот преподал ее крестьянину Падмаваджре (Падма Дорже). Тот — виноторговцу Сахаджаваджре (Лхэнчиг-кьепэ Дорже).
Тот — ткачу Нандаваджре (Ганвэ Дорже).
Тот — брахманке Ваджре, которая преподала ее цирюльнику Сиддхиваджре (Дубпэ-Дорже).
Тот преподал ее Шри Сарваджаганнатхе (Пэлдэну Кюндой Гёнпо). Тот — Читтаваджре (Тугкьи Дорже).
Последний — своей сестре Лакшминкаре, которая преподала ее царю Индрабхути, или Лавапе (Камбалападе, ламе Гэлону).
Вот объяснение процитированного выше пророчества.
Я считаю, что если сравнить историю введения тантр в Арьяварте Лавапой из Уддияны с вышеприведенным отрывком, можно обнаружить, что рассказ о линии учителей Гухьясамаджи подлинный. [56] Кажется, что это также согласуется с пророчеством о Лавапе, приведенным Арьядэвой в его «sPyod-ра bsdus-pa’i sgron- ma»[391], где также дано объяснение этого пророчества. Те, кто считает, что царь Индрабхути и Лавапа были разными людьми, не могут объяснить этот отрывок в комментарии к «Lhan-gcig skyes-grub»[392]; комментарий — это «Сахаджасиддхипад- дхати-нама»[393].
Этот трактат к «Сахаджасиддхи» (sKyes-grub) также основан на Гухьясамад- жа-тантре, ибо в комментарии к ней сказано:
«В “Сахаджасиддхи” утверждается: “Из обширной махаяны...”»; термин махаяна здесь означает маха-йогатантру (т.е. Гухьясамаджа-тантру), которая объяс-
яЯет тайную природу Тела, Речи и Мысли всех будд. «Ye-shes grub-pa»[394], написанная царем Индрабхути, тоже вполне определенно основана на Гухьясамадже.
Трактат, известный как «Гухьясиддхи» (Sang-ba grub-pa) , также основан на Гухьясамадже, что явствует из самого основного текста, Ачарья Арьядэва много цитирует его в своей «Чарьямелапакапрадипе». Кажется,' что Падмаваджра (Пад- мадорже), автор «Гухьясиддхи», — это крестьянин Падмаваджра. Поэтому Гухьясамаджа, должно быть, передавалась в нескольких линиях преемственности.
Досточтимый Гой дважды проверил переводы по Гухьясамаджа-тантре, ставшей главной среди тантр, и комментарий к ней — «Прадиподьотана-нама-тику». Велико было это благодеяние.
Кроме того, он перевел следующие тантры и комментарии к ним: «Дакинивад- жрапанджара-махатантрараджакалпа-нама» (Gur)[395], «Хеваджра-тантрараджа-на- ма» (brTag)[396], «Сампута-нама-махатантра» (Sam)[397], «Ратнамала» — комментарий к Хеваджра-тантре[398] вместе с «bDe-mchog bshad-rgyud»[399], «rDo-rje gda-bhi»[400] вместе с толкованием, «Махамайя-тантрараджа»[401] и др. Он и преподавал их. Он также пересмотрел переводы ветвей Гухьясамаджй.
Главными учениками этого великого ученого были Манра Сэнгэ Гьялцэн, Ог Уйпа Гэсэр, Абми Жанчуб Гьялцэн, [ба] Jlxona Дорже Ньинпо, Ньелпа Гар Чойкьи-Дорже и Уйпа Гасум, известные как Шестеро. От этих шести получили наставления по Гухьясамадже Ронпа Гьяллэ и Сотон Дорже Гьялцэн. Тэво Гёнпо изучал ее у Гья Намха, ученика Абми, и у Шан Гьялма Панганпы, ученика Ронпа Гьяллэ. Он много проповедовал и у него было много учеников; он написал много книг по Гухьясамадже. Его ученики, включая аскета Чойла-Ганву, также излагали Гухьясамаджу. Этот Тэво сильно способствовал проповеди Гухьясамаджй; я слышал, что в его скиту было около пятисот копий «Прадиподьотана-нама-тики» (sGron-ma gsal-ba).
Кроме того, Цуртон Ван-э (один из четырех учеников Марпы) изучал метод Гоя у Манры Сэнгэ Гьялцэна, Гар Чойкьи-Шераба, Ог Гэсэра и Уйпа Гасума — учеников Гоя. Кёнгэпа Кирти слушал метод Гоя у него самого. Кальянамитра Гар получил у него этот метод, поднеся ему «Аштасахасрика-праджняпарамиту» (brGyad-stong-pa), написанную золотом, и десять санов в дар. Ньентон Рицэва слушал у него Гухьясамаджу. Кроме того, Досточтимый Учитель Атиша передал ее Нагцо по системе Нагарджуны (Phags-lugs). Нагцо преподал ее Ронпа Чагсоро- пе. Тот — Шулэнпе. Тот даровал ее Лхачже Ритону. От него ее получил Ор-чже Кюнга-вё. Этот Ор-чже также написал много толкований Гухьясамаджа-тантры и ее ветвей. Его последователи широко разошлись по Ньелу и Дагпо. Кроме того, Шотон Дорже Гьялцэн и Ронпа Гьяллэ преподали ее Шункэ-лоцаве Дарма Дорже. Шункэ также получил посвящение в Самаджу от Абми. Говорят, что Пацаб-ло- цава изучал у этого Шункэ метод Гоя. Долпа Гартон Ванчугдуб тоже учился у Шункэ. Он преподал ее Чодэ, сыну учителя Сэва. Тот преподал ее Чово Царпа Нупа. Тот — Лхабми. [66] Кроме того, Манра Сэнгэ Гьялцэн преподал ее Огу Еше. Последний — Огу Ньима Сэнгэ.

Этот Ог Ньима Сэнгэ прославился как ученый. Он собрал вокруг себя великое множество кальянамитр и написал много трактатов, включая комментарий к му- латантре Гухьясамаджи, Так распространялось Учение Самаджи.
Он преподал его Лэн Цэнца Ньимачаму. Ньимачам, кажется, также написал пространный комментарий к тантре. Ньимачан преподал ее Огу Арьядэве. Этот последний служил также Досточтимому Тагпа Гьялцэну. Арьядэва преподал ее Тагпа Ринчентагу. У него учился Всезнающий Чойку Вё-сэр. Он (Чойку Вё-сэр) был известен как вогоющенец Каче Панчена (Шакьяшрибхадры). Только просмотрев шастры, он мог проникнуть в их смысл и поэтому стал известен как Всезнающий. У него было много учеников, и он в течение долгого времени проповедовал Самаджу. Его учеником был лама Паг-вё, изучивший Гухьясамаджа-тантру по методу Нагарджуны (gSang-’dus ’Phags-lugs), йогатантру (yo-ga’i rgyud) и Кала- чакру (Dus-’khor. ’Phags-yog-dus-gsum) и ставший Сокровищницей наставлений. Паг-вё отправился в Шалу и предстал перед Всезнающим Бу Ринпоче (Будоном). Он много проповедовал систему Гухьясамаджи и йогатантру.
Бу Ринпоче (Будон) также стал весьма сведущ в Самадже. По просьбе Пагпы он написал пространный комментарий к «sGron-ma gsal-ba’i tika chen-mo»[402]. Кроме того, он сочинил много трактатов по Самадже. Будон стал известен как величайший ученый среди учеников, принадлежавших к линии Гой Лхэцэ. Он преподал Цикл Самаджи Кьюнпо Лхэпа Шонну Сонаму. Досточтимый Цзонхава слушал этот цикл у него. Досточтимый Великий Цзонхава вообще чрезвычайно облагодетельствовал Учение и, в частности, он был тем человеком, 17а] кто охватил просторы земли учением Самаджи.
Изложенное выше — лишь краткий рассказ о духовной линии Гоя, ибо я не могу дать подробное повествование. Когда Лхацюн Онмо из Самье проводил религиозное собрание, туда пришел ученый Шункэ Дарма Дорже, знающий Гухья- самаджа-тантру по методу Нагарджуны (gSang-’dus ’Phags-skor), и Пацаб-лоцава, изучивший «dBu-ma ’Phags-skor»[403]. Пацаб был увлечен Гухьясамаджей и выслушал ее изложение у Шункэ, но ему не понравился перевод. Поэтому он сам сделал перевод этой тантры и ее ветвей с помощью Тилакалаши, который выступал в качестве пандиты, и позднее ее преподавал. Я не нашел существования этой линии в настоящее время.
Чаг Чойчжепэл также преподал Гухьясамаджу по методу Гоя сначала Чоцюну Тагпа, ученику Ога Мюннэ, и его ученику Чово Лха Гёнпопэлу из Гунтана. После этого он усердно занимался у непальского пандиты Ньимэ-Ванпой Вё-сэра (Равин- драручи) и тоже пересмотрел переводы комментариев к Гухьясамаджа-тантре, «Пиндикритасадхане» (mDor-byas) , «Панчакраме» и другим. Он также создал сокращенный вариант «sGron-gsal» («Прадиподьотана-нама-тики») и комментарий к ней и облагодетельствовал этим многих людей. Говорят, что кашмирский Сома- натха (Дава Гёнпо) даровал тайное изложение «Прадиподьотана-нама-тики» Гомпа Кёнчогсуну. Теперь этих книг не осталось. 
<< | >>
Источник: Гой-лоцаиа Шоннупэл. Синяя Летопись .История буддизма в Тибете, VI-XV вв.. 2001

Еще по теме Гухьясамаджа-тантра по методу Нагарджуны:

  1. Гухьясамаджа по системе Марпы
  2. III. [НЕГАТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА НАГАРДЖУНЫ]
  3. Начало переводов новых тантр
  4. Самвара (Дэмчог-тантра)
  5. ТАНТРА
  6. Книга 7 ПРОПОВЕДЬ ТАНТР
  7. Книга 3 РАННИЕ ПЕРЕВОДЫ ТАНТР МАНТРАЯНЫ
  8. Книга 4  НОВЫЕ ТАНТРЫ И ПОСЛЕДОВАТЕЛИ УЧЕНИЯ ПУТЬ-ПЛОД
  9. 3.4.1. Методы психологического изучения детей с нарушениями развития Метод наблюдения
  10. Социальная педагогика как метод обучения и воспитания. Классификация методов социальнопедагогической деятельности
  11. 37. Методы управления: понятие , назначение, соотношение sssn форм и методов управленческой деятельности.
  12. ПС как метод сбора данных 6.1.1. Содержание метода. Свойства получаемых матриц
  13. ? 13. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ
  14. Эмпирический метод как метод открытия новых истин.
  15. Глава XVII ОБ ОБЩИХ МЕСТАХ, ИЛИ О МЕТОДЕ НАХОЖДЕНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ. О ТОМ, СКОЛЬ МАЛОПРИМЕНИМ ЭТОТ МЕТОД
  16. Методы сбора данных 1.1 Данные и методы