§ 5. Канун распада и национальный вопрос

Последние годы существования II Интернационала прощли под знаком приближающейся войны. Вопрос о войне и политике социал-демократии перед лицом надвигающегося вооруженного конфликта рассматривался многократно, особенно на Штуттгартском конгрессе.
Данный вопрос был тесно связан с национальным и правом наций на самоопределение. Все социалисты (за исключением группы немецких социал- демократов) были «в принципе» противниками милитаризма, колониализма и национального угнетения. Но этот принцип не определял конкретной политики в случае войны или отдельных международных конфликтов. Интернационал осудил милитаризм уже на Брюссельском съезде, а на Лондонском была принята резолюция об отмене постоянных армий и замене их всеобщим вооружением народа. Но поскольку партии были организованы по национальному принципу и каждая из них в случае войны должна была выработать свою политику в отношении правительства своей страны,— из таких резолюций не вытекало ничего определен- ного для каждой партии в отдельности. Тем не менее можно выделить главные точки зрения по вопросу войны и мира.

Гед оставался верен догматическому марксизму и пренебрежительно относился по всяким политическим действиям социал-демократии по отношению к войне. Так или иначе войны есть неизбежное следствие капиталистического общества. Поэтому надо стремиться к его разрушению, чтобы источник войн автоматически исчез. Однако данная точка зрения была повторением на уровне международной политики позиции, которую занимал Гед в деле Дрейфуса: социалисты не должны вмешиваться в борьбу между эксплуататорскими классами, империалистическая война есть частный случай такой борьбы, и следовательно, пролетариат не должен интересоваться вопросами войны и мира.

Подобная политика, поддержанная частью германских социал-демократов, по сути дела означала отказ от какого бы то ни было влияния на течение событий. Более того, если в случае войны значительная часть пролетариата будет мобилизована и примет участие во всеобщей резне, то тогда принцип «невмешательства» социалистов во имя доктринальной чистоты значил бы согласие с деятельностью буржуазных правительств. Поэтому ряд вождей социал-демократии требовал выработки конкретной политики в отношении войны. Жорес и Вальян высказывались за активное противодействие войне, вплоть до вооруженного восстания. Одновременно они предполагали, что если страна стала жертвой агрессии, то она имеет право защищать J '? ''^.иалисты должны участвовать в национальной обороне. Немецкие социал-демократы отвергали такую точку зрения, опасаясь репрессий и запрета партий. Но даже призыв к всеобщей стачке и вооруженному восстанию не выходил за рамки «реформистской» политики.

Левые II Интернационала (Ленин, Р. Люксембург, К- Либкнехт) предлагали более радикальную политику: в случае войны социал-демо- кратия не должна стремиться к ее окончанию с помощью средств международного права или всеобщей стачки, а использовать войну для ниспровержения существующего строя. Резолюция, принятая в Штуттгарте, призывала к антивоенным действиям и использованию войны для ускорения падения капитализма.

Но это было чисто идеологическое утверждение, не содержащее никакого конкретного плана политических действий. Термин «использование войны» в целях социализма можно было понять и так, как его понял Ленин: превращение империалистической войны в гражданскую. Однако большинство вождей международной социал- демократии. совершенно не имели в виду такую политику. На Базельском конгрессе, созванном уже после начала Балканской войны, господствовала атмосфера согласия и оптимизма. Была принята очередная антивоенная резолюция, брошен лозунг «Война войне» — и делегаты разъехались по домам в надежде, что мощное социалистическое движение сможет предотвратить мировую бойню, подготавливаемую империалистическими правительствами.

По национальному вопросу и праве наций на самоопределение тоже высказывались различные точки зрения. Все, разумеется, осуждали национальное угнетение, но данное осуждение не содержало никакой конкретной политики в отношении национальных проблем Центральной и Восточной Европы. С чисто теоретической точки зрения марксизм мало чем мог помочь для их разрешения. Всем было ясно, что национальное угнетение и шовинизм противоречат марксизму, но поскольку национальное угнетение есть «лишь функция» классового, то первое исчезнет после уничтожения второго. Тогда как идея национального государства связана с развитием капитализма и нет никаких оснований, чтобы марксисты ее признавали.

Австрийские марксисты выдвигали идею культурно-национальной автономии в рамках многонационального государства, считая, что государство не должно быть организовано по национальному признаку, однако каждая этническая общность имеет право беспрепятственно развивать собственную культуру и язык. Р. Люксембург выступала против всякого самоопределения наций по той причине, что социализм ликвидирует всякие национальные споры и раздоры. А пока борьба за социализм не закончена, всякое обсуждение национального вопроса как самостоятельной теоретической и политической проблемы есть отвлечение пролетариата от его всемирно-исторических задач и благоприятствует буржуазной политике национального единства. Ленин защищал право на национальное самоопределение вплоть до создания каждой нацией собственного государства.

Позиция Р. Люксембург по рассматриваемому вопросу напоминала позицию Геда в отношении всех других противоречий буржуазного общества и базировалась на догматическом понимании наследства Маркса: если классовая борьба определяет тотальность исторических процессов, важных с точки зрения построения социализма, то никакие особые национальные вопросы не существуют или, во всяком случае, не должны отвлекать внимание рабочего движения. Подобным образом рассуждал Гед, противодействуя вмешательству социалистов в борьбу между эксплуататорами. Ленин не считал принцип национального государства абсолютным, а видел в национальных противоречиях и угнетении мощный источник силы, который марксистская партия может использовать для целей классовой борьбы.

<< | >>
Источник: Макаренко В.П.. Марксизм идея и власть. Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского ун-та. - 476 с.. 1992

Еще по теме § 5. Канун распада и национальный вопрос:

  1. 00.htm - glava22 Национальность, национальный вопрос и социальное равенство
  2. Национальный вопрос
  3. Национальный вопрос
  4. Национальный вопрос
  5. Национальный вопрос
  6. 6. Национальный вопрос
  7. Национальный вопрос в России
  8. МАРКСИЗМ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС НА СЕВЕРЕ
  9. Франкоканадский национальный вопрос
  10. 3. Рабочий и национальный вопросы.
  11. Национальный вопрос в России.
  12. 8. Национальный вопрос
  13. НИГИЛИЗМ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС*
  14. ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА*
  15. Часть четвертая. Подходы к национальному вопросу.
  16. Собор кануна опричнины