2. Реальность образно-знаковых систем
Весь многообразный предметный и природный мир есть система внешних образов — реальных воплощений долгого пути человечества к современной культуре. Предметы, являясь материальными продуктами труда человека, представляют собой еще и образы — знаки нашей культуры. Каждый предмет своим внешним видом, функциональным назначением и эстетическим воплощением сообщает каждому человеку информацию о своем присут
24
ствии и назначении. Образы предметов выступают знаками реальности человеческого бытия.
Помимо названной категории образов во внешнем мире широко представлены образы искусства, литературы и науки.
Произведения изобразительного искусства хранятся в музеях, в собственных домах человека, предстают перед нами в виде копий. Концентрированная выразительность художественного произведения демонстрирует человеку феноменологическую сущность предмета. Мы научаемся воспринимать предметы искусства как концентрированное выражение идеи, мысли, чувства.
Следующая реальность — знания без познающего субъекта. В своей работе «Объективное знание» К. Поппер пишет о наличии трех миров: «С самого начала я хочу признаться, что я реалист: я полагаю, отчасти подобно наивному реалисту, что существует физический мир и мир состояний сознания и что они взаимодействуют между собой, и я считаю также, что существует третий мир <...>.
Обитателями моего третьего мира являются, прежде всего, теоретические системы, другими важными его жителями являются проблемы и проблемные ситуации. Однако его наиболее важными обитателями — это я буду специально доказывать — являются критические рассуждения и то, что может быть названо — по аналогии с физическим состоянием или состоянием сознания — состоянием дискуссий или состоянием критических споров', конечно, сюда относится и содержание журналов, книг и библиотек»1. К. Поппер заявляет о независимом существовании третьего мира. Если библиотеки и наша способность учиться, усваивать их содержание выжили, то после преодоления значительных трудностей наш мир может начать развиваться снова.
«Научные знания не есть просто знания в смысле обычного использования слов «я знаю». В то время как знание в смысле «я знаю» принадлежит к тому, что я называю «вторым миром», миром субъектов, научное знание принадлежит к третьему миру, к миру объективных теорий, объективных проблем и объективных рассуждений»2.
Безусловно, научное знание обладает особой ценностью, оно несет в себе потенциал к развитию новых поколений, новых идей, новых научных знаний. Однако, рассуждая о значении реальности научных знаний, мы должны обратить внимание на то, что знание существует в контексте образно-знаковых систем. Это обстоятельство побуждает нас после обсуждения реальности образов и реальности знаний обратиться к реальности образно-знаковых систем.
1 Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход // Логика и рост научного знания: избр. работы: пер. с англ. — М., 1983. — С. 440 — 441.
2 Там же. - С. 442.
25
Человечество в своей истории породило особую реальность, которая развивалась вместе с предметным миром, — реальность образно-знаковых систем.
Знак — любой материальный чувственно воспринимаемый элемент действительности, выступающий в определенном значении и используемый для хранения и передачи некоторой идеальной информации о том, что лежит за пределами этого материального образования. Знак включается в познавательную и творческую деятельность человека, в общение людей.
Человек создал системы знаков, которые воздействуют на внутреннюю психическую деятельность, определяя ее, и одновременно детерминируют создание новых предметов реального мира.
Современные знаковые системы подразделяются на языковые и неязыковые.
Язык — система знаков, служащая средством человеческого мышления, самовыражения и общения. С помощью языка человек познает окружающий мир. Язык, выступая орудием психической деятельности, изменяет психические функции человека, развивает его рефлексивные способности. Как пишет лингвист А.А.Потеб-ня, слово — «намеренное изобретение и божественное создание языка... Слово первоначально есть символ, идеал, слово сгущает мысли»1. Язык объективирует самосознание человека, формируя его в соответствии с теми значениями и смыслами, которые определяют ценностные ориентации на культуру языка, поведение, отношения между людьми, на образцы личностных качеств человека2.
Каждый естественный язык складывался в истории этноса, отражая путь овладения реальностью предметного мира, мира создаваемых людьми вещей, путь овладения трудовыми и межперсональными отношениями.
Язык развивается благодаря социальной природе человека. В свою очередь, развивающийся в истории язык влияет на социальную природу человека. Слову И. П. Павлов придавал определяющее значение в регуляции поведения человека, господстве над поведением. Грандиозная сигналистика речи является для человека новым регулятивным признаком овладения поведением3.
1 Потебня A.A. Мысль и язык. — Киев, 1993. — С. 7.
2 Реальность языка столь многообразна, что является предметом изучения многих наук: лингвистики, логики, психолингвистики, психосигнифики, этнолингвистики, культурологии, литературоведения, социологии, семистики, психологии личности и др.
3 См.: Павлов И. П. Поли. собр. соч.: в 13 т. - М.; Л., 1951. - Т. 4.
26
Слово имеет определяющее значение для мысли и душевной жизни вообще. A.A. Потебня указывает на то, что слово «есть орган мысли и непременное условие всего позднейшего развития понимания мира и себя». Однако по мере использования, по мере приобретения новых значений и смыслов слово «лишается своей конкретности и образности». Это очень важная мысль, которая подтверждается практикой движения языка. Слова не только объединяются, истощаются, но и, потеряв свои изначальные значения и смыслы, превращаются в мусор, который засоряет современный язык. Обсуждая проблему социального мышления людей в их повседневной жизни, М. Мамардашвили писал о проблеме языка: «Мы живем в пространстве, в котором накоплена чудовищная масса отходов производства мысли и языка»1. Действительно, в языке как цельном явлении, как основе человеческой культуры наряду со словами-знаками, выступающими в определенных значениях и смыслах, в процессе исторического развития возникают осколки отживших и выходящих из употребления знаков. Эти «отходы» естественны для всякого живого и развивающегося явления, а не только для языка.
О сущности языковой реальности французский философ, социолог и этнограф Л.Леви-Брюль писал: «Представления, называемые коллективными, если определить только в общих чертах, не углубляя вопроса об их сущности, могут распознаваться по следующим признакам, присущим всем членам данной социальной группы: они передаются в ней из поколения в поколение. Они навязываются в ней отдельным личностям, побуждая в них сообразно обстоятельствам чувства уважения, страха, поклонения и т.д. в отношении своих объектов, они не зависят в своем бытии от отдельной личности. Это происходит не потому, что представления предполагают некий коллективный субъект, отличный от индивидов, составляющих социальную группу, а потому, что они проявляют черты, которые невозможно осмыслить и понять путем одного только рассмотрения индивида как такового. Так, например, язык, хоть он и существует, собственно говоря, лишь в сознании личностей, которые на нем говорят, тем не менее несомненная социальная реальность, базирующаяся на совокупности коллективных представлений... Язык навязывает себя каждой из этих личностей, он предшествует ей и переживает ее»2 (курсив мой. — В.М.). Это очень важное объяснение того, что сначала культура содержит в себе языковую материю системы знаков — «предшествует» отдельному человеку, а затем «язык навязывает себя» и присваивается человеком.
1 Мамардашвили М. Как я понимаю философию. — М., 1990. — С. 164.
2 Леви-БрюльЛ. Сверхъестественное в первобытном мышлении. — М., 1994. — С. 9.
27
И все-таки язык — основное условие развития психики человека. Благодаря языку и другим знаковым системам человек обрел средство для умственной и духовной жизни, средство глубокого рефлексивного общения. Безусловно, язык — это особая реальность, в которой развивается, становится, реализуется и существует человек.
Язык выступает средством культурного развития; помимо этого, он — источник формирования глубинных установок на ценностное отношение к окружающему миру: людям, природе, предметному миру, самому языку.
Эмоционально-ценностному отношению, чувству есть множество словесных аналогов, но прежде в множестве языковых знаков заложено то, что лишь затем становится отношением конкретного человека. Язык — концентрация коллективных представлений, идентификаций и отчуждений предков человека и его современников.
В онтогенезе, присваивая язык с его исторически обусловленными значениями и смыслами, с его отношением к явлениям культуры, воплощенным в реальностях, определяющих существование человека, ребенок становится современником и носителем той культуры, в рамках которой формируется язык.
Различают языки естественные (речь, мимика и пантомимика) и искусственные (в информатике, логике, математике и др.).
Еще по теме 2. Реальность образно-знаковых систем:
- Сложная реальность образно-знаковых систем в контексте бытия личности.
- § 1. Развитие речи Вхождение в реальность знаковых систем языка.
- Неязыковые системы знаков.
- § 2. Язык как знаковая система
- 7.6. Системы виртуальной реальности
- Художественно-образная форма знания
- § 28. Трафаретные образные средства
- Развитие образного мышления.
- 1. Образно-выразительная, метафорическая и синонимическая сущность сленгизмов-экспрессем
- Методика 4. Диагностика степени овладения действияминаглядно-образного мышления
- Образно-символический язык слова как сущностная основа внутреннего пространства личности.
- § 6.11. Международная регистрация товарных знаков
- § 6.9. Охрана общеизвестных знаков
- В . Охрана товарных знаков на региональном уровне
- § 6.3. Эволюция охраны товарных знаков
- 1. Реестр товарных знаков и план их охраны