ДЕЙСТВИЕ - СМ. ТЕОРИЯ ДЕЙСТВИЯ
Будучи вначале лишь одной из потенциально бесконечного ряда «неразрешимостей» (термин позаимствованный в свою очередь, у ТК. Геделя), т.е. операциональных псевдопонятий, термин «д.» тем не менее сделался в академических кругах, прежде всего в американском литературоведении, ключевым словом, едва ли не синонимичным всему парафилософскому предприятию Ж. Деррида. Важной стратегемой д. является избегание определения, редукции, предикации по отношению к себе. Она ускользает от быстрого по(н)ятия, овладения, у-своения и при-своения, особенно охотно (и безуспешно) уклоняясь от квалифицирования ее как метода, процедуры, стратегии, анализа, акта. Можно предварительно иметь в виду под д. некоторое внимание к предмету, предполагающее симпатию, любовь, подражание, рабство, опеку и другие виды эротичности, и вместе с тем дистанцию, свободу, осторожность, сопротивление, опаску, гигиену.
деконструкция
Преимущественным, но отнюдь не исключительным предметом д. выступает 'метафизика, или, точнее, лого- (фоно-архео-телео-фалло-)центризм как способ мышления. Он разворачивается прежде всего в фигуре присутствия, тождества, наличия: данность познанию, соответствие идеи и вещи, сущность, наст., примат мысли над речью, а речи над 'письмом и т.д. Именно д. квази-периферийной для классической метафизики пары речь-письмо исполнила самоучреждающий жест самой д. и имеет для нее характер примера (во всей амбивалентности этого слова), но также и ключа к д. классических оппозиций-иерархий, таких как: душа- тело, человек-животное, форма-материя, истина-ложь, философия-нефилософия. Письмо понимается здесь не только и не столько в его тривиальном смысле, сколько как архиписьмо, как изначальная вовлеченность в игру означающих, (дез) организующая сеть различий, отсутствий, стираний, отсылок, следов и навсегда откладывающая окончательное трансцендентальное означение.
Приоритет речи над 'письмом стал у Ж. Деррида фокусом, воплощением и аллегорией всей европейской идеологии - «белой мифологии», для демонтажа которой оказывается необходимым поставить под вопрос оппозиции выражения и указания, прямого и переносного (метафорического), собственного и несобственного смыслов, серьезного и несерьезного, нарочного и нечаянного использования языка, а также духа и буквы, имен собственных и нарицательных, собственного и заимствованного (цитированного), подлинного и поддельного, де-юре и де-факто, 'семантики и синтаксиса. 134
деконструкция
Д. каждой из пар недостижима простым применением какого-то «деконструктивного алгоритма», но требует всякий раз изобретательности, превращающей дерридарианский корпус в поразительную череду сугубо своеобразных, но подчиненных упрямо гибкому канону «инвенций». Каждая из них производится через нетривиальное разрешение оппозиции, необходимо предусматривающее двойной жест переворачивания иерархии (выявление очага сопротивления, режим благоприятствования ему) и общий сдвиг всей системы (а-логичное создание «неразрешимости», парадоксально разрешающей оппозицию). Цепь таких неразрешимостей потенциально незамкнута, гетерогенна, негенерализуема, что заведомо взрывает любой возможный список: differance pharmakon/gift/Gabe/don, supplement/greffe/trace, hymen, parergon/hors-d'oeuvre/ hors-texte, iterabilite, marge, fin/cloture/telos, archi столь же неотрывны друг от друга, сколь и от текстов, чтение которых их выявило/породило. Они реализуют тактику смены тактик, замысел удивления и расплоха, мета- и парадокса, рабской верности тексту и его испытания переводом, они чертят зигзаги, идут в обход, стимулируют (не) понимание, читают/пишут, вычитывают/ вчитывают на полях, между строк и между текстами. Сингулярность каждой траектории усугубляется, особенно в последних текстах Ж.
ДЕМАРКАЦИИ ПРОБЛЕМА - проблема нахождения критерия разграничения научного знания и ненаучных (псевдонаучных) построений, а также эмпирической науки от формальных наук (логики и математики) и 'метафизики. Эта достаточно традиционная, по крайней мере со времен И. Канта, проблема в 20 в. стала одной из центральных в 'эпистемологии и 'философии науки. Следует отметить, что критерий д. не тождествен критерию истинности знания: знание может быть ложным, но принадлежать при этом к области науки. Критерий должен лишь определять, принадлежит или нет определенное знание к сфере эмпирической науки. В 'неопозитивизме проблема д. решалась на основе принципа 'верификации, в соответствии с принятым логическими позитивистами верификационистским критерием значения. Поскольку с этой т. зр. понятия и суждения псевдонауки или спекулятивной метафизики не допускают эмпирической верификации, они не являются осмысленными и лишены познавательного значения. В ходе критики 'логического позитивизма и его внутренней эволюции было признано, что принцип верифицируемое™ предъявляет слишком жесткие требования к научному знанию. ТК. Поппером была предложена существенно иная стратегия решения проблемы д. на основе принципа фальсифицируемости (Фальсификация). Знание, претендующее на статус научного, согласно критерию фальсифицируемости, должно допускать принципиальную возможность опровержения с помощью эмпирических данных. К. Поппер не считает лишенными значения и бессмысленными суждения метафизики. Вместе с тем теории, устроенные так, что их невозможно опровергнуть (для К. Поппера таковыми являются, напр., марксизм и 'психоанализ), должны оцениваться как псевдонаучные.
В философии и 'социологии науки последних десятилетий к этим общим критериям д. нередко добавляют более конкретные признаки, по которым те или иные концепции и учения квалифицируются как псевдонаучные. К таким признакам относятся: универсальность концепций («о мире в целом»); отсутствие объяснений через законы и замена их тнарративом или «объяснением через сценарий»; некритическое отношение к свидетельствам, их заимствование из библейских, мифологических и т.п. источников; стремление опровергнуть основные принципы совр. картины мира; «девиантное» положение авторов «учений» по отношению к 'научному сообществу, неприятие ими конструктивной критики, обращение к средствам массовой информации для распространения своих идей и т.п.
Еще по теме ДЕЙСТВИЕ - СМ. ТЕОРИЯ ДЕЙСТВИЯ:
- 1. Теория социального действия в социологии
- 8. 2. Теория поэтапного формирования двигательного действия
- Теория и технология поэтапного формирования действий
- Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий
- Теория социального действия Т. Парсонса
- 2. Ход военных действий. Влияние России на решение стратегических планов Антанты в ходе военных действий
- РАЗДЕЛ П. ПРЕДЕЛЫ ДЕЙСТВИЯ ЗАКОНА 185. Действие закона в пространстве и во времени.
- 1. ЮРИДИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ ВООБЩЕ СУЩЕСТВО ЮРИДИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ И ЕГО ВИДЫ
- § 5. Неокантианство, общая теория системы социального действия Т. Парсонса и политика интеграции коренных малочисленных народов Севера
- Параграф 17.10. Совершение исполнительных действий в отношении права долгосрочной аренды Статья 198. Правовая основа совершения исполнительных действий в отношении права долгосрочной аренды
- Понятие действия
- § 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
- § 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
- Социальное действие
- 5.1. Теории действия и взаимодействия в социальной работе
- § 6. РАЗВРАТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
- 4.14. Аннулирование действия