Структура и устав ордена
Орден возглавлял Великий магистр. Устав не был у него в большом почете. Единственным человеком, которому магистр подчинялся, был Папа Римский. При магистре существовал конвент — законодательный совет, состоявший из начальников провинций ордена и братьев, имевших большое влияние на остальных членов организации.
Заместителем магистра был сенешаль, войско воз- главлял маршал. Все члены ордена делились на рыцарей и старших братьев. Во время военных походов рыцари должны были с оружием в руках защищать христианскую веру, а в мирные дни — проводить время в молитвах и заботиться о бедных и больных. Рыцарем не мог стать человек недворянского происхождения.
Старшие братья в свою очередь делились на ремесленников и оруженосцев. В отличие от рыцарей они могли вступать в брак. Рыцари носили белые льняные плащи, укращенные восьмиконечными крестами красного цвета, старшие братья — коричневую или черную одежду из грубой ткани.
Кроме этого, у ордена существовал разветвленный штат так называемых светских братьев, среди которых были и женщины, и мужчины, и дворяне, и простолюдины. Донаты — люди, оказавшие ордену какие-либо услуги и принесшие тамплиерам присягу следующего содержания: «Отдаю тело мое и душу, мои земли и мою власть Дому ордена Храма, в руки магистра имярек». Облаты в отличие-от донатов с детства воспитывались в духе идеологии тамплиеров, их вступление в орден было предопределено.
Существовал в лоне тамплиеров и особый класс — люди Храма. К сожалению, не сохранилось достоверных сведений о роли, отведенной им орденом, известно только, что люди Храма имели право носить одежду, отмеченную священным знаком тамплиеров — восьмиконечным крестом. Весьма вероятно, это были сервы и вилланы, пожертвованные ордену состоятельными людьми. По всей видимости, эти крестьяне отличались от обычных имущественно зависимых работников лишь тем, что работали
не на конкретного хозяина, а на все братство храмовников и были освобождены от уплаты десятины в пользу церкви.
Тамплиеры щедро вознаграждали людей, вступивших в орден либо осчастлививших их различного рода богатствами. Во-первых, такие люди освобождались от всех налогов, во-вторых, имели доступ к святыням храмовников, например, могли быть похоронены на любом кладбище командорства, в-третьих, включались в так называ-
I
емое Божье перемирие, т. е. церковь гарантировала им личную неприкосновенность, и т. д.
Первым официальным документом, регламентирующим жизнь ордена, стала булла Папы Иннокентия II «Omne Datum Optimum» («Всякий дар совершенен»), опубликованная в 1139 году. Цель, преследуемая Папой, сразу же стала понятна церковной верхушке. Дело заключалось в том, что Иннокентий в булле закрепил за орденом автономные права. Теперь тамплиеры не подчинялись ни патриарху, ни епископам, ни другим иерархам церкви, никому, кроме папы.
Архиепископ Тирский, благодаря врожденной сообразительности, быстрее всех осознал, во что выльется для церкви издание подобной буллы. Он обвинил храмовников в излишней гордыне, сетуя на то, что в создании ордена непосредственное участие принял не папа, а патриарх, «а guo et ordinis institutionem et prima beneficia susceperent» («от которого последовали и основание ордена, и первые благодеяния»). Огорчены были церковные иерархи и тем, что папа освободил тамплиеров от десятины, тогда как церковь надеялась хорошо нажиться на разросшемся и день ото дня богатеющем ордене. Однако пути назад не было, и Гийому Тирскому оставалось лишь покориться воле Иннокентия II. В благодарность
за дарованные привилегии папа потребовал от тамплиеров отваги в боях против врагов креста, беспрекословного подчинения папскому престолу, а также, сохранения центра ордена в Иерусалиме. Согласно принципам, изложенным в булле, в случае смерти Великого магистра нового должны были избирать либо все братья ордена, либо наиболее достойные из них. Никакое духовное или светское лицо не имело права изменить законы, установленные генеральным капитулом. Никто не мог оставить орден и перейти в другой, не заручившись согласием великого магистра. В булле оговаривалось право храмовников возводить часовни и храмы в местах проживания тамплиеров, исходя из того, что. при отсутствии оных братьям приходится находиться на церковной службе бок бок с грешниками и с мужчинами, вступающими в интимные отношения с женщинами.
Вслед за «Omne Datum Optimum» было опубликовано
1
еще несколько булл, подтверждающих те или иные права ордена. Как правило, эти документы отражали различ-
•
ные аспекты великого противостояния черного и белого духовенства, касающиеся каких-либо привилегий. На- пример, Робер Бургундец выразил папе свое недовольство тем обстоятельством, что орден вынужден отдавать епископам третью часть суммы, полученной от населения за право быть похороненным на кладбище тамплиеров. Папа не замедлил ответить буллой, признававшей за белым духовенством право на получение лишь четвер- той части завещанных богатств. В очередной раз тамплиеры одержали победу.
$
В упомянутой булле папа закрепил за орденом Храма право на создание собственного свода законов. Согласно ему, вносить какие-либо изменения в принятые статуты
могли лишь Великий .магистр и генеральный капитул. Первый свод датируется приблизительно началом 1180-х годов, он был создан в период, когда Великим магистром ордена был Бертран де Бланфор. С определенностью можно сказать, что он был написан до потери тамплиерами Иерусалимского королевства, так как в своде содержится подробный перечень обязанностей командора города, оговаривается порядок распределения добычи, захваченной крестоносцами у неверных и т. д.
Большое место в своде уделялось правам и обязанно,- стям Великого магистра (так называемый свод магистра). Глава ордена мог обладать четырьмя верховыми животными. В дороге Великого магистра должны были сопро- вождать конный оруженосец с копьем и хцитом, брат- капеллан и писец. Кроме этого, магистр мог иметь личных слуг, в число которых входили гонец, повар, два мальчика на побегушках, кузнец и др. Были у магистра и компаньоны, служащие ему советниками и имеющие
ч
равные привилегии. В дни походов и начальник, и подчиненные получали одинаковое количество пищевых продуктов (хлеба, масла, вина) и овса для лошадей.
Основная задача главы ордена — справедливое распределение богатств между рыцарями, забота о том, чтобы не было обиженных. He предаваясь расточительству, но и не скупясь, магистр должен был снабжать рыцарей пищей, вином и одеждой. Кроме этого, он имел право одалживать деньги «достойным мужам, друзьям Дома» и делать им подарки на сумму, не превышающую 100 золотых монет. Запрещалось приносить в дар меч, железный наконечник копья и боевой кинжал.
Великий магистр не имел права подарить или ото-
/
брать у кого-либо землю или замок без согласия капи-
«
тула. Кроме этого, он не мог своевольно начинать войну, заключать мир и назначать командоров в королевства. Втом случае, если глава ордена решал отправить каких- либо рыцарей из Святой земли в Европу (по нуждам ордена или по болезни), он должен был сначала заручиться согласием капитула. Стоит ли говорить, что действовали эти правила далеко не всегда.
Отправляясь в путешествие, великий магистр должен был назначить себе заместителя, которым чаще всего становился командор Святой земли. Следует отметить, что исполняющий обязанности обладал небольшими полномочиями: в случае необходимости мог собирать капитул и снабжать рыцарей оружием.
I
вместе с другими братьями, находящимися в лазарете, которым предписывалось кушать с аппетитом, чтобы радовать своего начальника. В отличие от своих сотрапезников магистр имел право поделиться своим кушаньем со всеми желающими.
Свое старое платье глава ордена должен был отдавать либо бедным, либо больным (как правило, прокаженным), либо кому-нибудь из братьев.
Существовал и так называемый свод сенешаля, то есть заместителя магистра, однако он не дает четкого представления о функциях и полномочиях данного должностного лица. Подобно Великому магистру, в его личном владении находилось четыре верховых коня. Прислуживало сенеша
лю два писца (один из них должен был знать латынь, а второй — разговаривать на сарацинском языке), два мальчика на побегушках, два оруженосца, один брат сержант и др. Кроме этого, заместитель главы ордена выбирал себе брата-компаньона, игравшего роль советника.
Что касается подарков, то следует отметить, что сенешаль имел право презентовать «достойным мужам» парадного мула, богато украшенное седло, изящный серебряный кубок и нарядную одежду.
Упоминается в своде также о правах и обязанностях маршала. Он должен был проводить смотр рыцарей, следить за соблюдением военной дисциплины, командовать Монастырем в военное время, сообщать распоряжения на день и следить за тем, чтобы лошади были вычищены и накормлены. Во время боя маршал должен был находиться впереди войска со знаменем в руках, вдохновляя рыцарей личным примером.
Маршал имел право обладать четырьмя лошадьми, его личную свиту составляло два оруженосца и один сержант. Все вооружение независимо от того, было ли оно подарено, куплено или отобрано у врагов, поступало в его ведение и распределялось согласно его воле. Интересно, что свод оговаривает невозможность избрания маршала командором какой-либо провинции, при этом любого из командоров генеральный капиТул мог избрать на должность маршала.
Командоры провинций подчинялись непосредственно маршалу, они должны были присоединяться к его войску в случае военных действий и выполнять все распоряжения. Командор Иерусалимской земли являлся одновременно монастырским казначеем, в его ведении находилось все имущество независимо от его происхож
дения. Великий магистр и сенешаль контролировали поступление в казну денежных средств, а командор отчитывался перед ними за их распределение.
Командор Иерусалимской земли имел право подарить кому-либо мула, коня, серебряный кубок, а также одежду из недорогой ткани. Кроме этого, он мог не слишком часто по своему усмотрению презентовать кому-либо красивое седло из конюшни Великого магистра.
Жили командоры провинций безбедно, так как имели право оставить себе всю милостыню, пожертвования и завещанные деньги, если их сумма не превышала 100 золотых монет.
Командору подчинялся младший военачальник — командор рыцарей, под началом которого находился отряд из десяти братьев. Основная функция этих отрядов заключалась в охране паломников, направляющихся к реке Иордан.
Кроме этого, в подчинении у командора находились управляющие замками (шателены) и командоры Домов,
полномочия которых не распространялись за пределы
/
подвластных им структурных единиц.
Хранитель одежд имел в личном пользовании четырех верховых животных. Ему также, как наиболее почитаемым братьям, подчинялось два оруженосца. В обязанности хранителя одежд входило обеспечение братьев всем необходимым бельем — от нательного до постельного. Интересно, что те покрывала, которыми рыцари убирали свои постели, должйы были быть не казенными, а подаренными родственниками или знакомыми, не состоявшими в ордене.
Много места отведено в своде описанию различных сторон бытия рядовых рыцарей. Каждый из них мог
обладать тремя лошадьми и иметь в подчинении одного оруженосца. Если Великий магистр оказывал какому- либо рыцарю особую милость, то мог пожаловать ему еще по одному коню и оруженосцу.
Доспехи рыцарей состояли из кольчуги, кольчужных чулок, большого рыцарского шлема или железной шапки. Под кольчугу надевалась кожаная куртка. Оружием рыцарю служили меч, копье с металлическим наконечником и турецкая палица. Кроме этого, каждому брату ордена разрешалось иметь 3 ножа: боевой кинжал, нож, используемый для нарезки хлеба, и антиохийский — маленький нож с узким лезвием.
Братья-сержанты имели право на одного боевого коня, они носили облегченный вариант кольчуги — по- лукольчугу с короткими рукавами.
Один из пунктов устава касается возможности тамплиера покинуть поле боя. Характерно, что брат, рыцарь или сержант монастыря могли отступить в случае получения ранения и «ежели окажется без железных доспехов». При этом не было такой причины, по которой поле боя мог покинуть брат-рыцарь, он должен был оставаться у знамени до конца.
В заключение можно сказать, что у тамплиеров существовало два устава — латинский и французский. Особенно интересен французский вариант устава, написанный в 1147 году на еще окончательно не оформившемся языке. Уже в первых строках его содержится определение основных целей создания ордена: «Вкушающие тела Господня, насыщенные и наставленные повелениями Господа нашего, да не устрашится после Божественной службы ни один из вас битвы, но пусть каждому будет уготован венец...».
Отдельные параграфы устава устанавливали срок послушничества, правила приема в члены ордена, регламентировали повседневную жизнь братьев. Например, одна из статей оговаривала возможность вступления в орден рыцарей, отлученных от церкви. В латинском варианте устава такая возможность резко отрицалась («ut fratres Templi cum excommunicatos non participentur» — «да не имеют дела братья Храма с отлученными»), а во французском — допускалась с одной лишь оговоркой, что перед вступлением в орден отлученный должен был испросить соизволение у местного епископа и получить отпущение грехов.
Целый ряд статей касался внешнего облика членов ордена. Рыцарям предписывалось, несмотря на погоду, носить одежды либо белого, либо черного цвета. В летнее время все рыцари имели право одеваться в плащи белого цвета, символизирующего целомудрие и чистоту помыслов: «...пусть те, кто покинул эту мрачную жизнь, примерив белые одежды, считают себя связанными со своим Создателем».
Братьям не разрешалось украшать свою одежду, исключение составляла лишь шкура овцы. Следящий за одеянием рыцарей так называемый смотритель одежд должен был выдавать братьям новое платье только в том случае, если старое пришло в полную негодность. В случае сильной жары каждый рыцарь мог попросить выдать ему легкое платье из льна, однако это не приветствовалось уставом, так как считалось, что тамплиер должен без жалоб сносить любые испытания, выпавшие на его долю.
В случае небольшой провинности рыцарь Храма должен был сам сообщить о ней магистру и терпеливо
выслушать порицание. Если же проступок носил серьезный характер, провинившемуся запрещалось общаться с другими братьями и трапезничать вместе с ними до тех пор, пока магистр не простит его. Только так, согласно уставу, нерадивый брат мог надеяться на спасение в день Страшного суда.
Еще по теме Структура и устав ордена:
- ОРГАНИЗАЦИОННО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ СТРУКТУРА ОРДЕНА РЫЦАРЕЙ РОДОСА
- Военные ордена
- Становление ордена
- б. Новые ордена
- Расцвет францисканского ордена
- Крушение ордена Храма
- Рыцари ордена тамплиеров
- РАЗГРОМ ЛИВОНСКОГО ОРДЕНА
- Устав МО
- СВЯТОЙ ФРАНЦИСК И НИЩЕНСТВУЮЩИЕ ОРДЕНА
- Уставы
- ОСНОВАНИЕ РЕЗИДЕНЦИИ ОРДЕНА НА ОСТРОВЕ РОДОС
- УЧРЕЖДЕНИЕ ОРДЕНА БЕДНЫХ РЫЦАРЕЙ ХРИСТА И ХРАМА СОЛОМОНОВА
- 2. Устав общества
- Устав святого Бернарда
-
Адвайта -
Атеизм -
Буддизм -
Зарубежная художественная литература -
Индуизм -
Ислам -
История религий -
История церкви -
Православие -
Протестантизм -
Религии разных народов -
Религиозная литература -
Религиозные деятели -
Религия и наука -
Священные тексты -
Теология (Богословие) -
-
Педагогика -
Cоциология -
БЖД -
Биология -
Горно-геологическая отрасль -
Гуманитарные науки -
Искусство и искусствоведение -
История -
Культурология -
Медицина -
Наноматериалы и нанотехнологии -
Науки о Земле -
Политология -
Право -
Психология -
Публицистика -
Религиоведение -
Учебный процесс -
Физика -
Философия -
Эзотерика -
Экология -
Экономика -
Языки и языкознание -