ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛИ ЖЕНЩИНЫ В ИУДАИЗМЕ
Роль женщины в иудаизме — сама по себе целая область для изучения, однако здесь эта тема исследуется как пример, объясняющий расхождение неортодоксии и ортодоксии. Никто не может оставаться в стороне в отношении этого пункта.
Миссис Средняя Ортодоксия живет в Манчестере. Она замужем, скорее всего и останется в этом статусе. У нее двое детей, которые ходят в местную государственную школу. Она посылает детей в воскресную еврейскую школу, но сама — не слишком частый посетитель синагоги. Она придает значение посещению синагоги в праздник еврейского Нового года и Дня Искупления или в тех случаях, когда в церемонии принимают участие члены ее семьи или родственники. В синагоге она сидит на женской половине, откуда она может видеть мужчин, которые проводят богослужение, в том числе молящихся, а по субботам на утренней службе и на праздники слушать чтения Торы. Ее синагога принадлежит к Объединенной Синагоге, и некоторые женщины туда ходят регулярно. Дома она соблюдает правило употребления в пищу кошерного мяса, но вне дома или с друзьями неевреями она не слишком беспокоится о пищевых ограничениях. Каждый год она встречает Пэсах и готовит особые блюда для этого праздника. Она работает, ведет активную социальную жизнь и участвует в местной благотворительности. Поскольку она еврейка, для нее важно, чтобы ее дети взяли в супруги евреев, как это сделала она, и надеется, что так и будет. Для нее представляло бы особую трудность принять жену-неев- рейку ее сына, даже если ей лично она понравится. Если только невестка не перейдет в ортодоксальный иудаизм (непростой процесс), ее внуки не будут считаться евреями.
Миссис Ультраортодоксия живет в Стэмфорд-Хилл, у нее большая семья, как и у всех ее соседей-евреев. Быть замужней женщиной и иметь детей она считает, безусловно, самым главным в жизни, хотя она тоже работает. Она получила полное еврейское образование и посылает детей в еврейскую школу. Она регулярно молится, постоянно учится, строго следует предписаниям о еде и соблюдает все праздники. Она исполняет законы семейной чистоты, что означает запрещение супружеской близости во время менструации и неделю после, после чего следует ритуальное омовение. Она покрывает голову, за исключением того времени, которое она проводит наедине с мужем. Ей не приходится беспокоиться о браке своих детей с «иноверцами», так как они (дети) практически не имеют никаких социальных контактов с неевреями.
Миссис Реформизм живет на северо-западе Лондона. У нее двое детей, которые ходят в государственную школу. Она живет не слишком близко к синагоге, но стала ходить туда более регулярно, так как ее старшая дочь заинтересовалась религиозными вопросами. Младшая дочь не слишком интересуется религией, ее друзья в основном неевреи. Один из них, вероятно, может стать ее супругом. Она бы предпочла, чтобы ее дочь не выходила замуж за «иноверца», хотя в свое время это сделала ее сестра, чем привела в большое смятение их мать. Она высвобождает вечер пятницы для особого семейного обеда и навещает на Пэсах и еврейский Новый год своих родственников-евреев, которые живут в Ливерпуле. Мать ее принадлежит к
ортодоксальной синагоге, но миссис Реформизм считает, что их приходские службы более значительны. У них молитвы читаются на английском языке, а не на иврите, и она согласна с тем, что женщины в ее синагоге принимают активное участие в чтениях и молитвах. Она даже слышала, как говорили, что их следующим раввином, весьма вероятно, может стать женщина.
В такого рода популяризации не следует заходить слишком далеко, однако этот способ изложения предмета проливает свет на основные пункты различий в течениях иудаизма. Это статус, то есть вопросы рождения, обращения в веру, брака и развода; общественные богослужения, состоящие из чтения Торы, и произнесение (или пропевание) молитв; семейная жизнь, а именно: вопросы воспита ния детей, образование, работа. Многие из этих пунктов требуют освещения, что и будет сделано в последующих главах. Например, некоторые вопросы общественных богослужений, такие, как язык, на котором читаются молитвы, лучше рассматривать в главах, посвященных молитвам и синагоге. Вопросы ритуальной чистоты и роли еврейских судов в определении, кто является евреем, более естественно обсуждать в главе о браке. Однако существует и много соображений, которые связаны друг с другом, и их следует поднять именно здесь.
Кампания за сексуальное равноправие, естественно, не ограничилась только
неортодоксальным иудаизмом. В настоящее время вопрос о возможности для женщины стать раввином занимает умы в некоторых неоортодоксальных конгрегациях, особенно в США. Ответ во многом будет зависеть от того, какой представляется роль современного раввина. Должен ли он принимать решения по еврейскому законодательству, функционировать как учитель, как общественный лидер, или же он должен выполнять обязанности религиозного должностного лица? Будет ли роль раввина для женщины совместима с Г алахой, которая все еще находится в стадии изучения? В то же время в Америке и в Великобритании есть небольшие группы женщин, которые не хотели бы противостоять требованиям Гала-хи, но при этом доминирование мужчин в ортодоксальной службе их не удовлетворяет. В связи с этим они учредили службы только для женщин. В Великобритании произошел случай, который вызвал особые трудности, когда суд главного раввина вмешался и остановил два богослужения, разрешенные ортодоксальным раввином в его синагоге на северо-западе Лондона. Трудности заключались в том, что женщины хотели проводить свои чтения свитка Торы. Такого рода общественное чтение, сопровождающееся молитвами, требует кворума, который в ортодоксии составляют 10 мужчин. Для средств массовой информации это был день большой охоты, как всегда случается, когда где-то вспыхивает спор, особенно среди верующих. Поэтому в газете «Индепендент» от 25 ноября 1992 г. появился крупный заголовок: «Требования богослужений только для женщин раскалывают ортодоксальный иудаизм» и высказывание другого раввина, который поддержал запрет: «С моей точки зрения, здесь больше феминизма, чем религиозного рвения, а значит, к этому нужно отнестись скептически». К сожалению, газета не объяснила трудность со свитком Торы, оставив рядового читателя под впечатлением, что женщинам не разрешается проводить собственные молитвенные собрания. А это совершенно не так, поскольку в ультраортодоксальной семинарии женщины сами проводят молитвенные службы.
Такие собрания теперь — часть богослужебной системы в Великобритании, в синагогах они проводятся под эгидой главного раввина и скрупулезно следуют требованиям Галахи, опуская ряд элементов службы, которые требуют кворума. В очень многих американских центрах чтение Торы включено, но недостаточный авторитет верховной власти в американской ортодоксии облегчает каждому отдельному раввину утверждение новых отступлений от правил, по сравнению с тем, как это происходит в Великобритании. Среди ортодоксальных иудеев существует расхождение в мнениях по поводу того, насколько некоторые из подобных случаев, в том числе чтение свитка Торы только женщинами и даже проведение женщинами общественных молитвенных богослужений, должны основываться на прочной практике Галахи и насколько — на простом обычае.
Последним событием в Великобритании было учреждение организации под названием «Организация еврейских женщин», которая была учреждена как съезд женщин любых убеждений для проведения диалога между ними. Как сказала член реформистского течения раввин Шейла Шульман на церемонии открытия организации в 1993 г.: «Изменения произойдут, если женщины начнут хотеть реальных изменений», однако она добавила: «Не знаю, насколько растяжим может быть ортодоксальный иудаизм». Время покажет,
являются ли женские молитвенные группы опасным заблуждением, которое, возможно, приведет, по иронии, к полностью раздельным богослужениям, или же они станут повсеместно принятым средством духовного воздействия. Недовольство среди женщин ортодоксального направления, разумеется, привлекло внимание главного раввина Великобритании, когда он анализировал обзор национальной жизни, который он поручил сделать, когда принимал должность, и о котором объявил в 1994 г. Многие высказывали свою критику в отношении, в частности, семейной ориентации иудаизма, которая, говорили они, исключает незамужних женщин, родителей-одиночек и вдов; участия женщин в жизни синагоги, которое ограничено функцией обслуживания; положения ортодоксальной еврейки, которая считается замужней, если муж отказывается предоставить ей религиозный развод, даже при условии, что она получила гражданский (см.
Вопрос, могут ли женщины входить в кворум или проводить молитвенные богослужения, относится к другой области, где не совсем ясно, что именно не допускает изменений, обычай или Галаха. Хотя из Библии мы узнаем о таких сильных личностях, как Мириам, Девора и Есфирь, библейское общество тем не менее было отчетливо патриархальным. Женщина была создана, чтобы помогать мужчине и повиноваться ему (Бытие, 3:16). Никаких правил о ее роли не дано, не говоря уже об определении, однако к тому времени, когда Тору начали обсуждать, предполагалось, что основная роль женщины заключается в том, чтобы вести дом, воспитывать детей, а вовсе не в участии в какой бы то ни было общественной деятельности. От нее ожидалось, что она не сделает ничего, что могло бы воспрепятствовать выполнению материнских обязанностей. Таким образом, она освобождалась от повелительных заповедей, которые должны выполняться в определенное время суток в каком-либо общественном месте. Заповеди, связанные со временем, которые могут выполняться дома (такие, как соблюдение поста в День Искупления и употребление в пищу мацы в Пэсах), были обязательными для женщин, так же как все запретительные заповеди (Киддушин, 1:7). Основной привязанной ко времени утвердительной заповедью, от которой освобождались женщины, была обязанность молиться вечером, утром и днем. Хотя мужчина мог молиться дома, считалось, что лучше это делать в миньяне* (кворуме), самой маленькой общественной единице (раввины считали, что слова: «Слава царя — в толпе» (Притчи, 14:28) означают, что чем больше людей собираются вместе для молитвы, тем больше воздается почтения Богу). Миньян считался собранным, если присутствовали 10 человек мужского пола в возрасте старше 13 лет (Берахот, 21Ь). Таким образом, это была обязанность мужчин, по скольку домашние обязанности не препятствовали ее выполнению. При этом мужчины должны были надевать особую одежду, в которой они должны были молиться, но женщины были от этого освобождены (Киддушин, 34а).
Таковы правила, которые по-прежнему определяют практику ортодоксального иудаизма. Женщина может молиться в синагоге в определенное время суток, но она не обязана это делать. А поскольку она не обязана, значит, она не может считаться входящей в миньян тех, кто обязан, а также руководить теми, кто выполняет свои обязанности. В этом заключается принцип Талмуда, который гласит, что только человек, который сам обязан выполнять заповеди, может исполнять эту мицву от лица других (Берахот, 20Ь). Существуют также законы благопристойности, которые цитируют некоторые, когда выступают против проведения женщинами молитвенных богослужений. Идея заключается в том, что голос женщины и ее внешность могут отвлечь мужчину от молитвы. Соображения «достоинства общины» (Мегилла, 2За) также стоят за запрещением женщинам читать со «свитка Торы», даже когда присутствует миньян, хотя очень любопытно, что из того же самого места в Талмуде выясняется, что чтение женщиной Торы приемлемо. Из всего сказанного вытекает, что по правилам ортодоксального иудаизма для женщины исключается возможность занимать должность раввина или кантора. С точки зрения неортодоксального иудаизма новые обстоятельства требуют, чтобы обычаи и даже законы, причины для появления которых заложены в патриархальном обществе прошлого, должны быть забыты. Каждая реформистская синагога пользуется автономией в определении практики богослужений. Во многих, хотя никоим образом не во всех женщины проводят молитвенные богослужения и чтения Торы. Женщины входят в состав миньяна (который считается желательным, но не обязательным у реформистов), а ношение такой одежды, как молитвенное покрывало, оставляется на их выбор, так же, как и для реформистов-мужчин (от мужчин в реформизме ожидается, однако,
что они будут надевать молитвенное покрывало, и некоторые настаивают, что логика равноправия требует того же для женщин). Никаких балконов или специально отведенных для женщин мест, чтобы они сидели отдельно от мужчин, не существует. С 1975 г. женщины в Великобритании могут становиться раввинами, хотя первое время имела место некоторая боязнь внутренних разногласий и вражды по этому поводу.
Реформисты также задают вопрос (так же, как и некоторые ортодоксальные иудеи), действительно ли в иудаизме периода Второго Храма женщины совершенно не участвовали в общественных богослужениях. То, что так было в самом Храме, сомнению не подвергается. Женщины не были священниками, это совершенно очевидно. Действительно, они не могли находиться поблизости от места жертвоприношений и должны были оставаться в наружном дворе, расположенном достаточно далеко как от двора для мужчин, так и от двора священников. Однако есть свидетельства, которые доказывают, что в синагогах с женщинами обращались в большей степени как с равными, чем позднее, когда их посадили отдельно от мужчин, и что они принимали значительно более широкое участие в службах того времени. Таким образом, настаивает Хайам Маккоби: «Только рост ханжества и забота о
благопристойности привели к этим переменам в синагоге, так же, как это произошло в христианских церквах...» («Иудаизм в I веке», Sheldon Press, 1989 г.). Стефан Рейф, анализируя древние еврейские молитвы (см. главу 10), обращает внимание также на средневековые тексты, которые указывают на то, что женщины могли брать на себя обязательства, от которых они были освобождены (например, надевать специальные одежды во время молитв), входить в состав миньяна и не только читать Тору, но и произносить молитвы благословения.
Однако было бы анахронизмом вешать на практику ортодоксального иудаизма ярлык «сексизма». Его положения могут считаться «сексистскими» теми, кто с ними не согласен, но в основе своей разграничивание общественной роли мужчины и частной роли женщины, и та и другая религиозные, ни в коем случае не имело своей целью выразить идею о более низком положении женщины. Точно так же не ставится вопрос, должны ли женщины работать. Средняя женщина ультраортодоксального течения, как мы уже указывали, работает, хотя и не обязана, и вряд ли работает, если дети еще маленькие. Более того, еще с раввинистичес-ких времен сохранилась гордая традиция: женщина-кормилец дает
возможность мужу учить Тору. Вся проблема здесь в том, что упор у евреев делается на брак и деторождение. Если понимать это как раввинистические обязанности, в этом случае брак и дети — это основной смысл жизни женщины. Если же принять совершенно другую отправную точку, которая основывается на том, что для мужчин и женщин доступны не просто равные религиозные роли, но идентичные, тогда позиция ортодоксального иудаизма ошибочна.
Реальная напряженность существует для женщин ортодоксального направления, которые чтят не только Галаху, но и обычаи («так делали родители»), и в то же время они чувствуют себя лишенными участия в жизни синагоги, когда значение их частной роли только усилилось бы, а вовсе не умалилось. Их больше не устраивает довод, что в любом случае религиозная роль женщины в иудаизме более важна, чем роль мужчины, потому что дом — это место, куда переносятся все ценности еврейской нации и где выполняются многие обряды. Серьезная дилемма действительно существует и не ограничивается в ключевых моментах только женщинами. Она подразумевает все, что касается времени и приоритетов. Древние раввины, возможно, очень тонко чувствовали смысл этой дилеммы, когда освобождали женщин от выполнения повелительных заповедей. Если дом является необходимым источником образования евреев, не угрожает ли участие женщин в других общественных обязанностях самой личности еврея? Некоторые считают, что угрожает. Так, Блу Гринберг, которая признает разницу в положении женщины, у которой есть маленькие дети, и женщины, у которой их нет, говорит:
«Благодаря освобождению матери маленьких детей от обязанностей... достигается следующее: галахически (по Закону) это ослабит многоголосые страхи, что тфилла (молитва) помешает выполнению семейных обязанностей. Еще более важно то, что такое освобождение перестанет осуществляться строго по признаку пола и, соответственно, быть чем-то негативным для женщин, как это имеет место сейчас, и приобретет позитивную окраску. Освобождение молодых матерей от повелительных
мицвот станет тонким и одновременно мощным заявлением о святости воспитания детей и, возможно, по прошествии довольно многих критических лет возьмет верх над мицвой молитвы» («О женщинах и иудаизме», Jewish Publication Society of America, 1981).
И X. X. Донин:
«Именно женщина, как правило, определяет духовный характер дома. Именно мать чаще всего призывают ответить на каждодневные вопросы ее дети. Именно степень материнской веры, сила ее ценностей и убеждений играет решающую роль в формировании духовного характера следующих поколений» («Воспитать еврейского ребенка», Basic Books, 1977).
Последний абзац, однако, может привести кого-то к совершенно противоположным выводам. Реформизм полагает, что ответ заключается в том, что он позволяет каждой женщине решать, как она и ее семья, если она у нее есть, могут укрепить веру.
Еще по теме ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛИ ЖЕНЩИНЫ В ИУДАИЗМЕ:
- Роли мужчины и женщины в семье
- «...А что женщина человек — в голову не помещается!» (А. Герцен): женщина и брак в России 1840-х годов
- КАК ЖЕНЩИНА ЗАВЛЕКАЕТ В СВОИ СЕТИ ЖЕНЩИНУ
- КОНСЕРВАТИВНЫЙ ИУДАИЗМ
- ИУДАИЗМ КАК РЕЛИГИЯ
- ИУДАИЗМ И ХРИСТИАНСТВО
- СУЩНОСТЬ ИУДАИЗМА
- ИУДАИЗМ И МОДЕРН
- Политизация религиозных догм иудаизма
- ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ИУДАИЗМ
- СЕКСУАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И БРАК В ИУДАИЗМЕ
-
Адвайта -
Атеизм -
Буддизм -
Зарубежная художественная литература -
Индуизм -
Ислам -
История религий -
История церкви -
Общее и сравнительное религиоведение -
Православие -
Протестантизм -
Религии разных народов -
Религиозная литература -
Религиозные деятели -
Религия и наука -
Священные тексты -
Теология (Богословие) -
-
Педагогика -
Cоциология -
БЖД -
Биология -
Горно-геологическая отрасль -
Гуманитарные науки -
Журналистика -
Искусство и искусствоведение -
История -
Культурология -
Медицина -
Наноматериалы и нанотехнологии -
Науки о Земле -
Политология -
Право -
Психология -
Публицистика -
Религиоведение -
Учебный процесс -
Физика -
Философия -
Эзотерика -
Экология -
Экономика -
Языки и языкознание -