ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (некоторые выводы из теоретического анализа)

Согласно известной сентенции, “нет ничего практичнее, чем добротная теория”. В порядке обратной связи из этого следует, что добротность теории может быть доказана только возможностью выработки на основе ее практически значимых рекомендаций.

Попробуем же и мы сформулировать такие рекомендации исходя из проведенного выше теоретического анализа.

Если попытаться одним словом определить смысл этих рекомендаций, то таким словом будет экология — экология природы, экология общества, экология человека. Разумеется, можно о каждой из этих экологий говорить как об относительно самостоятельных проблемах, но именно эта относительность позволяет и делает целесообразным их рассмотрение воедино. В истинности данного положения можно убедиться уже на примере того, что обычно именуется экологией природы.

Экология природы. Современная экологическая ситуация и заключенный в ней экологический кризис носят прежде всего цивилизационный характер, порождены всем ходом цивилизационного развития человечества. Перефразировав известную сентенцию применительно к данному сюжету, можно сказать: “Во всем ищи машину”. Действительно, машина, положившая начало индустриальной волне цивилизации и являющаяся ее технической основой, принципиально изменила способ потребления сил природы, да и масштабы этого потребления. Безудержная машинизация всех отраслей народного хозяйства (вплоть до производства машин машинами), автомобилизация и т.п. повлекли за собой столь же безудержное потребление сил природы и загрязнение среды существования. Научно-техническая революция второй половины ХХ века лишь подлила масла в этот сатанинский огонь, санкционированный, кстати, теорией безграничного общественного прогресса.

Таким образом, истоки современного экологического кризиса обнаруживаются в логике развития фундаментальных основ цивилизации — ее технико-технологического базиса. Следовательно, соответствующим образом должны быть ориентированы и поиски путей и средств выхода из этого кризиса.

С одной стороны, для оптимизации природной среды могут быть использованы невиданные технические возможности, открывающиеся сегодня. Ведь в том-то и состоит противоречивый характер научно-технической революции, что, порождая невиданные в прошлом экологические проблемы, она в то же время содержит в себе потенциальные возможности их преодоления.

С другой стороны, цивилизации во имя выживания придется отказаться от многих своих технических детищ. Введение международного запрета на фреоновые холодильники — лишь первая ласточка в этом плане. Предстоит переход во все больших масштабах на “чистую” энергию — Солнца, водяных и воздушных потоков, разницы температур, внутреннего тепла Земли и т.п. А поскольку эти источники составляют лишь несколько процентов современного мирового энергобаланса, человечеству предстоит качественно изменить образ жизни за счет деиндустриализации, деурбанизации, демилитаризации, минимального использования моторного транспорта, упора на энерго- и ресурсосберегающие технологии и пр.

Таков один из прогнозов1, в основу которого положен хотя и не апокалипсис, но довольно крутое “возвращение назад к природе”. Степень вероятности подобного поворота высока: чтобы выжить, человечеству, возможно, придется с достоинством пройти нисходящую линию нынешнего мегацикла и, восстановив равновесие с природной средой, начать новый мегацикл.

Цивилизованное разрешение современной экологической ситуации зависит и от уровня зрелости прогрессивных сил. Сплочение и организация сил прогресса в планетарном масштабе — поскольку и сама ситуация носит планетарный характер — позволили бы принять глобальные меры по оздоровлению природной среды, используя на это средства, высвобождающиеся в результате прекращения гонки вооружений, перестроить международный экономический порядок и на этой основе ускорить развитие стран “третьего мира”, облегчить их продовольственное положение.

Но есть еще одна немалая трудность на пути выхода человечества из этого экологического тупика, в который оно себя загнало. Президент уже упоминающегося Римского клуба Аурелио Печчеи о ней пишет так: “Истинная проблема человеческого вида на данной стадии его эволюции состоит в том, что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые он сам внес в этот мир. Поскольку проблема, возникшая на этой критической стадии его развития, находится внутри, а не вне человеческого существа, взятого как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, то и ее решение должно исходить прежде всего и главным образом изнутри его самого”2. В связи с этим основную задачу человечества Печчеи формулирует как “совершенствование своего качества”, то есть человеческой культуры, и прежде всего таких ее составляющих, как чувство глобальной опасности, любовь к справедливости и нетерпимость к насилию.

Как видим, так называемый экологический кризис есть одновременно и кризис мирового общественного порядка, и кризис социокультурный, кризис человеческой культуры. Чтобы выйти из него, требуется коренная перестройка международных экономических, политических и духовных отношений и не меньшая трансформация экономической, политической и духовной жизни внутри каждой страны. Нижеследующие рекомендации исходят именно из этого.

Подвергая политическое бытие общества критическому анализу, философский дискурс не претендует и не может претендовать на формулирование конкретных рецептов для текущей политики. Разум философа может обозначить лишь контуры назревших политических проблем, зафиксировать их приоритеты, эксплицировать методологию политических решений. В первом приближении в контексте современной российской действительности это, без сомнения, проблема цены осуществляемых реформ. В свое время оппоненты революционного движения вполне обоснованно упрекали революционных радикалов в несоразмерно высокой цене, которую конкретный человек и все общество должны уплатить за свое революционное освобождение. Сегодня аналогичный вопрос должен быть адресован и российским реформаторам, более того, его постановка ныне облекается в жесткую формулу, в абсолютный императив о необходимости обеспечить выживание общества, народа, каждого человека.

Решение этой проблемы предполагает ориентацию текущей политики на интеграцию общества. Это означает принципиальный отказ от политики “разделяй и властвуй”, чего бы и кого бы она не касалась: этносов на Кавказе, центра и регионов; ветвей власти на федеральном и местном уровне; различных социальных слоев и групп. Интеграционный курс государства не только укрепит сознание единой гражданской общности у всех россиян, но и будет стимулировать социальную солидарность, взаимопомощь, гуманное, человечное отношение к окружающим.

Особую роль здесь приобретает проблема соотношения центра и регионов. Это не только проблема федерализма и сохранения единого российского государства. Как уже отмечалось выше, это насущная необходимость в свете выдвигающихся на первый план экзистенциальных целей политики. Без конструктивного диалога и взаимодействия центра и регионов требование о человеческой размерности, человеческом критерии принимаемых политических решений превращается в благое пожелание. Экзистенциальная ориентация политики в современных обществах придает особую важность развитию местного самоуправления и реализации муниципальной реформы. При этом вряд ли следует уповать на чудесно пробудившуюся в их ходе живительные силу коммунальной демократии и самоуправления. К их эффективному функционированию ведет долгий и трудный путь. Значительную роль в решении муниципальных проблем, затрагивающих каждого человека, могут сыграть хорошо подготовленные кадры государственных служащих, социальных работников, экспертов-профессионалов. Чрезвычайно важен гуманистический потенциал, заключенный в использовании силы общественного мнения при принятии и обосновании политических решений.

Сила общественного мнения может оказаться решающей там, где обнаруживаются пробелы права, противоречия экспертов, управленческие затруднения и сбои.

Гуманизация методов политики требует не только законодательной базы, подробно регламентирующей применение вооруженной силы государством и пользование гражданами огнестрельным оружием. Необходима разработка политического механизма, блокирующего единоличные и произвольные решения о применении вооруженной силы в обществе, исключая чрезвычайные обстоятельства. Борьба с произволом чиновников требует также непрерывного совершенствования законодательства о государственной службе, выработки оптимальных правовых форм управления обществом. В этой связи ни один правовой акт не может и не должен рассматриваться как неприкасаемый, как абсолютная истина, коль скоро обнаруживается его несовершенство и неэффективность.

Гуманистическая составляющая должна, бесспорно, играть большую роль в политическом образовании граждан и политической пропаганде средств массовой информации. Сказанное представляется актуальным именно потому, что в последние годы спекуляция на низменных чувствах сограждан стала постоянно присутствовать в ряде средств массовой информации, а безответственная по сути и агрессивная по форме погоня за сенсациями проникает все больше в наше образование.

Политика, а тем более политика модернизации, никогда не может абстрагироваться от человека. Какие черты человеческой природы и как именно будут использованы политикой — другой вопрос. Миссия философии — постоянно возвышать статус человека, способствовать пробуждению его духовности, творчества, созидательных сил, без чего нет ни полноты человеческого бытия, ни политики, достойной современного человека и общества.

Коренная гуманизация всего общественного миропорядка стала основной тенденцией современности, и важную роль в этом процессе играет мораль, исходной установкой которой всегда была идея абсолютной ценности человеческой жизни. Нравственность превосходит ограниченность разделения людей по национальным, экономическим и иным признакам, она всегда занята, по сути, одним и тем же: гуманизацией и возвышением личности, созданием идеальной перспективы развития. Поэтому игнорирование нравственности в любой сфере человеческой деятельности или подчинение ее идеологическим интересам всегда оборачивается потерей духовности, обострением отчуждения человека в обществе.

Мировые тенденции развития нравов проявляются как тенденция превращения общечеловеческой морали и ценностей в практически осуществляемые, когда на смену локальным, групповым нормам приходит объединяющее всех людей планетарное сознание. Формируется экологическая этика, повышается ответственность ученых и политиков за свои действия, мир включается в борьбу с терроризмом, активно обсуждаются проблемы эвтаназии, отмены смертной казни. Эти зарождающиеся в мировом сообществе процессы, характеризующие направление морального сознания человечества и свидетельствующие о расширении сферы морали, требуют дальнейшего развития и выработки определенных принципов гуманизации общественных отношений. К этим принципам относятся:

- во-первых, преодоление утилитарно-потребительского отношения к человеку и природе, господства технократического мышления с его установкой на безудержный рост производства;

- во-вторых, ориентация общественного сознания на гуманистическую рациональность, при которой именно человек с его потребностями рассматривается как системообразующее основание социума;

- в-третьих, обращение к общечеловеческим ценностям и установление принципов цивилизационного мышления, ориентация на постепенность и преемственность социальных изменений; идея ненасилия, рассматривающая человека как цель, но не средство; диалогизм социального мышления, установка на равноправие отношений автономных и свободных социальных субъектов;

- в-четвертых, создание новой картины мира, в которой ответственность получает приоритет перед свободой, солидарность людей — перед индивидуализмом.

Необходимость исследования общественной дисциплины продиктована самой жизнью, интересами практики построения современного демократического общества, которое призвано обеспечить неотъемлемые права человека, среди которых — право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью. В связи с этим перед органами демократической власти и общественно-политическими организациями встает задача добиться значительного улучшения порядка и организованности в народном хозяйстве и во всех других сферах общества. Современная практика указывает также и на тот факт, что необходимым условием укрепления дисциплины является достижение добровольного согласия и сотрудничества всех (или подавляющего большинства) членов общества на основе определенной социальной, либо патриотической, либо религиозной идеи. Проведенный анализ феномена общественной дисциплины позволяет сделать ряд выводов, среди которых наиболее очевидными являются следующие.

1. В цивилизованном обществе возникает потребность в существовании особой системы морали, основой которой является рассудок. Это, по сути, дисциплинарная мораль, которая выражает общественную необходимость дисциплинирования поведения. Нормы дисциплинарной морали внешне представляют собой условный идеализированный образ рациональной организации практической деятельности. Они акцентируют ценности рассудочности, расчетливости, деловитости, организованности, что сегодня особенно актуально.

2. В действительно демократическом обществе высшей ценностью является идеал человеческой свободы. В аспекте экономической свободы этот идеал реализуется через механизм свободной рыночной конкуренции. Это наиболее эффективная саморегулирующаяся хозяйственная система, которая соответствует природе и нуждам человека. Дисциплина в таком обществе должна стать эффективным средством демократического контроля за экономическим поведением субъектов.

3. Нормы дисциплины выражают меру соотношения общественной необходимости и свободы. Для адекватного функционирования дисциплины в обществе требуется определенный уровень массового, устойчивого, действенного (и в этом смысле — культурного) осознания этой диалектики. Это уровень общественного правосознания, формирование и развитие которого также выступают в качестве важнейшей цели современного цивилизованного общества.

К яркой выраженности общечеловеческого ценностного начала, за которым стоит глубоко пережитый исторический опыт человечества, ведет практическая реализация принципов гуманизма, заложенных в религиозных идеологиях. В осмыслении этого опыта с позиций философии и богословия, истории и социологии лежит решение проблемы выбора дальнейших путей развития цивилизации. Для этого необходимо наладить корректный диалог по вопросам религиозных и светских ценностей с привлечением к нему пропагандистов и церковно-религиозных и государственных институтов, органов образования, религии и науки, религии и культуры и т.д.

Споры вокруг закона о свободе совести показали, что государство должно придерживаться определенной позиции в области религиозной политики — поддерживать традиционные мировые конфессии, научившиеся мирному сосуществованию друг с другом, в их гуманистической деятельности и ограничивать в работе мистико-оккультные, тоталитарные секты. Благоприятным фактором гуманизации стало бы и налаживание познающего диалога между людьми, исповедующими традиционные для России веры и убеждения.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. См.: Цикличность в социальных системах (“Круглый стол”) // Социологические исследования. 1992. N 6. С. 36.

2. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985. С. 43.

<< | >>
Источник: Крапивенский С.Э., Омельченко Н.В., Стризое А.Л. и др.. Цивилизационный подход к концепции человека и проблема гуманизации общественных отношений / Под ред. д-ра филос. наук, проф. С.Э. Крапивенского. — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета,. — 240 с.. 1998

Еще по теме ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (некоторые выводы из теоретического анализа):

  1. § 2. ЧЕЛОВЕК И ПОЛИТИКА: ТИПОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ И ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ
  2. Упражнения и задания на формулирование теоретических выводов
  3. НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ
  4. НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ
  5. § 3. Закон соответствия производительных сил и производственных отношений как социологический закон (из истории анализа проблемы)
  6. 3.2.4. Некоторые выводы из оценки экологической обстановкив Республике Беларусь (1999г)
  7. Гражданское сообщество: некоторые теоретические размышлени
  8. Глава 11 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ
  9. Выводы социологического анализа теневой экономики
  10. 7. НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ПРОЦЕССА ПЕРЕВОДА В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И МЕТОДИЧЕСКОМ АСПЕКТАХ
  11. Основные теоретические подходы к анализу социализации
  12. Теоретические основания цивилизационного анализа России Игорь Яковенко
  13. общественно опасной является всякая осознанная антиобщественная деятельность, состоящая в нанесении социального вреда общественным отношениям.
  14. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ ТЕСТОВЫХ СИСТЕМ
  15. Понятие наглядности. Критический анализ некоторых определений
  16. Дескриптивная психология: пролегомены к анализу теоретического содержания и общее эпистемологическое затруднение В.А. Куренной
  17. 1. Теоретический анализ концепций здоровья в философии и медицине